Опять весна. Опять веранды

По каким правилам должны жить в Москве летние веранды

Опять весна. Опять веранды
Иванов Александр
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, заместитель руководителя департамента торговли и услуг города Москвы
И снова, и вновь… С приходом теплых дней на ресторанном рынке практически в два раза увеличивается количество посадочных мест за счет открытия летних веранд при стационарных предприятиях питания. Эти новые площади фактически не только являются пространствами для еды, но и служат точками для общения и времяпрепровождения. Они — часть культурно-гастрономической жизни города.

Москва около трех лет назад четко осознала место веранд в структуре своей летней жизни, что привело к радикальным изменениям в подходах к разрешительной деятельности в этой сфере. Известное многим 57-е постановление закрепило за рестораторами право при выполнении определенных городом требований создавать сезонные кафе на безвозмездной основе. Наработанная практика реализации этого документа позволила со временем упорядочить ограничения, ввести типовые решения, отодвинуть летние веранды от границ зданий предприятий питания на три метра.

Были и другие изменения. Все это позволило увидеть реальное развитие данного сегмента сферы услуг в столице. В настоящее время зарегистрировано 1913 сезонных кафе. Из них 146 расположены в пешеходных зонах, 64 размещены в парках, 1703 — на общегородских территориях. По сравнению с прошлым годом количество таких точек увеличилось на 7,5 процента (1779 единиц), а вообще с момента принятия упомянутого постановления Правительства Москвы №57-ПП — на 23,6 процента (1548 единиц).

Следующим этапом внутригородских отношений с верандами явилось включение их как самостоятельной дефиниции в столичный Закон от 30.04.2014 №18 «О благоустройстве в городе Москве». Теперь летние (сезонные) кафе при стационарных предприятиях питания отнесены к объектам благоустройства. Обратите внимание! Этот момент принципиально важен с точки зрения понимания того, чем является в городе летнее кафе. Не помеха на тротуаре или площади, а объект, который формирует позитивную и комфортную среду.

В апреле 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин встречался с ведущими рестораторами столицы. Были определены основные направления совершенствования правового регулирования, и к новому сезону 6 марта 2015 года принято постановление Правительства Москвы №102-ПП «О размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания». Это принципиально новый документ, который включил в себя все ранее существовавшие наработки и является их логическим продолжением в самостоятельном правовом поле. Что очевидно, если рассмотреть его положения детальнее.

Сезонные (летние) кафе, входящие на день вступления в силу настоящего постановления в сферу правового регулирования размещения НТО (нестационарных торговых объектов), исключаются из нее и автоматически вводятся как самостоятельные объекты благоустройства в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях питания.

Для упорядочения размещения летних кафе на территории города, установления единых требований к их внешнему виду, обеспечения сохранности архитектурного облика столицы Москомархитектурой были доработаны ранее внедренные типовые стандарты для обустройства веранд. Необходимо отметить, что новым документом сохранена преемственность в этапности их введения. С 2014 года требования по обустройству сезонных кафе по стандартным решениям были применены к предприятиям, находящимся в зоне Бульварного кольца (239 единиц). Эти же предписания вступили в силу для 808 сезонных кафе, расположенных в границах Третьего транспортного кольца (ТТК). Для остальных заведений — за пределами внешних границ ТТК — документ заработает с 2016 года. Типовые решения, выполненные в графическом формате, являются неотъемлемой частью нового постановления. Этот пункт, поддержанный профессиональным сообществом в лице Федерации рестораторов и отельеров, позволил уже в сезоне 2014 года минимизировать непонимание городских требований, а также снять определенную напряженность в контактах с проверяющими организациями.

Отныне все четко описано и отрисовано. И ревизующих органов теперь конечное число — всего два, что облегчает административный прессинг предпринимателей. Причем в рамках достигнутых на вышеупомянутой встрече договоренностей в документ и графические материалы внесена возможность установки не только маркиз, но и пергол, то есть устройств с опорной зоной, крепящейся на тротуаре или фасаде здания. Единственным ограничением является требование: все подобное оборудование должно быть заводского изготовления и иметь соответствующую документацию, подтверждающую его технические характеристики и безопасность эксплуатации.

Одновременно с расширением зоны действия типовых решений вводится возможность обустройства сезонных кафе по индивидуальному архитектурно-художественному проекту при условии его разработки и согласования с Архитектурным советом города Москвы. Эта новация в документе, появившаяся в рамках выполнения договоренностей бизнеса и власти, даст возможность реализовывать современные дизайнерские идеи. Прозрачность порядка рассмотрения проектов и компетентность членов Архсовета позволят найти действительно интересные и оригинальные варианты, которые не будут исполнены в стиле «сарай» и не испортят архитектурный облик города. Поскольку теперь Москва считает летние веранды объектами благоустройства, то и их внешний вид должен быть соответствующим.

Правила обустройства и эксплуатации сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания с 1 января 2016 года распространяются и на точки, расположенные на земельных участках, находящихся в частной собственности, ведомственной принадлежности, собственности РФ, а также на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений. Это поддержит идею создания городской среды на единых методологических принципах, облегчит взаимодействие с собственниками территорий и избавит от многих архитектурных проблем, негативно влияющих на облик Москвы.

Еще одним компромиссным решением является возможность организации сезонных кафе над грунтовыми (незапечатанными) поверхностями и над травяным покровом/газоном при условии организации технологического настила. При выполнении демонтажа такого сооружения хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в стационарном предприятии общепита, должен обеспечить восстановление нарушенного благоустройства земляных поверхностей. Это размещение для предприятий питания также продолжает оставаться бесплатным.

Значительно изменяется скорость взаимодействия Москвы и участников рынка. Сокращен общий срок предоставления государственной услуги с 65 рабочих дней до 30. При оборудовании сезонного (летнего) кафе вне границ земельных участков и земель, находящихся в государственной столичной собственности, либо таких, собственность на которые не разграничена, общий срок предоставления данной услуги не может превышать 18 рабочих дней. При внесении изменений в схему размещения сезонных (летних) кафе в случае реализации индивидуального проекта архитектурно-художественное заключение должно быть составлено в течение 15 рабочих дней.

Компромиссом, направленным на развитие летних веранд, является возможность увеличения до пяти метров расстояния, на которое они могут отстоять от стационарного предприятия. Ранее — не более трех метров.

Постановлением формализованы основания для отказа в предоставлении госуслуги, и, несмотря на видимое увеличение отрицательных ответов, на самом деле таким образом упорядочиваются все процедуры и ограничиваются вероятности принятия неправовых решений. Кроме того, отказать — в согласовании индивидуального решения — может Архитектурный совет города Москвы. Но хочу отметить, что это никоим образом не ограничивает установку летнего кафе с применением типовых стандартов.

Ширина пешеходного прохода при размещении сезонной точки должна обеспечивать людскому потоку беспрепятственное движение согласно требованиям, установленным нормативными правовыми актами, и рассчитывается индивидуально для каждого случая в зависимости от интенсивности этого движения.

С учетом введения дополнительных ограничений по размещению сезонных кафе постановление предусматривает переходный период до 1 января 2016 года для приведения ранее установленных летних веранд в соответствующий вид. На этот срок в действии остаются требования, утвержденные постановлением №57-ПП.

Вопрос летних веранд очень актуален для москвичей. По итогам голосования на портале «Активный гражданин» о новых правилах обустройства сезонных кафе из общего числа (159463 человека) участников опроса 59098 человек (37,06 процента) поддержали инициативу Правительства Москвы ввести типовые архитектурно-художественные решения таких точек. 48059 человек (30,14 процента) высказались за возможность сохранения индивидуальных проектов.

Поэтому принятое постановление — это новый, во многом знаковый, этапный документ, который должен устранить многие недоработки на пути создания современного, комфортного для москвичей и гостей столицы города. Теперь мяч фактически на стороне РЕСТОРАТОРОВ. Необходимо прочитать документ и действовать. И я надеюсь, что несмотря ни на какие проблемы мы сможем в этом году увидеть в Москве более двух тысяч летних веранд. Рестораторы — дело за вами.



Опубликовано:
05/05/2015

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба