законодательство |  Ноябрь 2014

Облик нашего города

Александр Иванов о том, какими должны быть вывески в Москве. Или не быть

Задайте себе вопрос: давно ли, гуляя по улицам города, вы отмечали красоту архитектурных решений, разнообразие стилей и технических находок? А теперь следующий: что является одним из главных раздражителей для нашего с вами восприятия окружающего мира как в личном, домашнем пространстве, так и на улице?

Если возникли затруднения с ответом, дам подсказку, основанную на многочисленных социальных и общественных опросах населения. Ведущими раздражителями являются реклама и всевозможные информационные вывески, совершенно заполонившие городскую среду. Надписи, пришедшие из пресловутых 1990-х годов, с их специфическим пониманием красоты, к сожалению, продолжают оставаться частью городского облика. Хотя такие решения могут быть приемлемы лишь для ресторана, оформленного в духе 1970-х или в национальном стиле, и то весьма аккуратно, с учетом окружающей обстановки.

Очень часто всевозможные «эксперты» рассказывают про западный опыт или европейские образцы, немного лукавя в пользу дозволенности решений. На самом деле все это не соответствует действительности, поскольку сфера городской жизни в цивилизованном мире достаточно строго зарегулирована, а права частного собственника работают в русле муниципальных принципов формирования среды каждого конкретного места. И в городке с трехтысячным населением эти принципы могут быть куда жестче, чем в мегаполисе.

Изменение жизни требует и преобразований во внешней атрибутике. Рассмотрим яркий пример первой в России пешеходной зоны: Арбат конца 1980-х и Арбат сегодня — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И с точки зрения жителей района, и с точки зрения города, и с позиций бизнеса. Люди хотят жить удобно и красиво, что требует переосмысления понятия комфортной городской среды. Отсюда — концептуальное изменение отношения власти к внешнему оформлению этой среды.

Москва, как столица, зачастую во многих вопросах является первопроходцем. А пионерам всегда приходится непросто. Запустив процесс регулирования внешнего вида городского пространства, власти, естественно, получили порцию недовольства, на мой взгляд, абсолютно необоснованного. Сегодня мы воспринимаем город без рекламного безумия как нормальную среду. А вспомните Тверскую, перетянутую растяжками чуть ли не на всех столбах, и исторические здания, фасады которых превратились в рыночные фасады… Поэтому я считаю постановление № 902 от 25 декабря 2013 года «О размещении информационных конструкций в городе Москве», выпущенное Правительством Москвы, своевременным и правильным решением и призываю всех его активно поддерживать и исполнять. После годичного эксперимента и тщательной проработки принципов и подходов был издан документ, не просто доступный для понимания, а еще и с графическими решениями. Вслед за регламентом по летним кафе он позволяет однозначно трактовать то, что сложноописуемо или может иметь несколько трактовок. Документ сопровожден модной сейчас инфографикой, понятной для людей самого различного уровня подготовки. Далее приведены выдержки из постановления.

«Вывески — информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины; внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие:

• сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя;

• сведения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»…

«Информационные конструкции, размещаемые в городе Москве, должны быть безопасны, спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов, требованиями к конструкциям и их размещению, в том числе на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, иными установленными требованиями, а также не нарушать внешний архитектурно-художественный облик города Москвы и обеспечивать соответствие эстетических характеристик информационных конструкций стилистике объекта, на котором они размещаются.

Использование в текстах (надписях), размещаемых на информационных конструкциях (вывесках), указанных в пункте 3.5 настоящих Правил, товарных знаков и знаков обслуживания, в том числе на иностранных языках, осуществляется только при условии их предварительной регистрации в установленном порядке на территории Российской Федерации или в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

При указании в вывеске фирменного наименования, коммерческого обозначения, изображения товарного знака, знака обслуживания организации, индивидуального предпринимателя допускается не указывать в данной вывеске сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя, виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг»…

«Дизайн-проект размещения вывески подлежит согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.

Дизайн-проект должен содержать информацию о размещении всех информационных конструкций на фасадах объекта. При наличии на объекте рекламной конструкции, размещенной в соответствии с требованиями Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы, информация о размещении указанной конструкции также отражается в соответствующем дизайн-проекте.

Критериями оценки дизайн-проекта размещения вывески на соответствие внешнему архитектурно-художественному облику города Москвы являются:

• обеспечение сохранности внешнего архитектурно-художественного облика города Москвы;

• соответствие местоположения и эстетических характеристик информационной конструкции (вывески — форма, параметры (размеры), пропорции, цвет, масштаб и др.) стилистике объекта (классика, ампир, модерн, барокко и т.д.), на котором она размещается;

• привязка настенных конструкций к композиционным осям конструктивных элементов фасадов объектов;

• соблюдение единой горизонтальной оси размещения настенных конструкций с иными настенными конструкциями в пределах фасада объекта;

• обоснованность использования прозрачной основы для крепления отдельных элементов настенной конструкции (бесфоновые подложки);

• обоснованность использования непрозрачной основы для крепления отдельных элементов вывески при размещении настенных конструкций на объектах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия либо объектами, построенными до 1952 г. включительно;

• обоснованность использования вертикального формата в вывесках»…

Вот так должна формироваться среда нашего мегаполиса. С учетом того, что установлен переходный период аж до 2016 года, процесс не будет носить характер разовой акции и позволит достаточно спокойно привести все вывески в соответствие с нормативами. В центре, конечно, сложнее: тут и историческая среда, и памятники архитектуры, и охраняемые визуальные перспективы. Но здесь и ценник в ресторанах другой, и публики больше…

В завершение хочу предложить всем коллегам просто поднять голову и посмотреть по сторонам. Полагаю, опыт Москвы будет полезен всем. Рязань, Тверь, Ярославль — очень красивые города. И будут еще прекраснее без вывесок и рекламы.



Опубликовано:
17/11/2014

Рекомендуем

Конъюнктура

С выздоровлением!

Мы насытились гламурным общепитом
Конъюнктура

Мировые пути

Какие направления развития бизнеса выбирают рестораторы в Европе и Америке
В фокусе

Другая подача

Эксперты ГК «КорпусГрупп» рассказывают о том, как расширить спектр услуг и выйти на новую аудиторию
В фокусе

Жажда знаний

Чему хотят учиться шеф-повара России. Инфографика
В фокусе

План побега

Чтобы не рисковать в кризис, стоит рассмотреть несколько способов развития бизнеса, а возможно, и личного роста
В фокусе

Разговор по-крупному

Лавировать между несколькими поставщиками в поисках самых выгодных условий или заключить стратегическое партнерство?