Июль 2011

Не торговля!

Законодательная революция в сфере государственного регулирования торговли в России, о которой многократно говорили президент и премьер, свершилась. Дмитрий Медведев подписал принятый Государственной Думой Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Ура! И что наконец-то он есть, и что, самое главное, без нас.


На итоговой встрече рестораторов и отельеров в начале декабря 2009 года один из активных членов думского сообщества сказал золотые слова: они, законодатели, индустрию питания в этом законе не видят. И слава богу.
Поразительно, но на федеральном уровне, находящемся дальше «от земли», восприняли нашу аргументацию более осознанно, чем местечковые чиновники в отдельных регионах, до последнего дня мечтавшие включить и любимое ими общественное питание в этот закон. Наверное, боятся они, что государство, законодательно отделив услугу питания от торговли, отделит их от простых и доступных мест кормления.


С введением в действие с 1 января 2003 года Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) началось нормативное закрепление самостоятельного положения в экономике предприятий сферы гостеприимства. ОКВЭД относит предприятия питания к разделу 55 — «Деятельность гостиниц и ресторанов».
В Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 №511 (в редакции Указов Президента РФ от 15.10.2002 №1129, от 28.06.2005 №7361), существует самостоятельный раздел «Общественное питание. Управление в сфере общественного питания» (пункт 090.110.020), который позволяет говорить о самостоятельности законодательного регулирования нормативно-   правового поля в сфере услуг питания. Да и Санитарные правила, являющиеся основой обеспечения безопасности потребителя для торговли и общественного питания, фактически главные документы в этих отраслях, разные.


Главной целью принятого ФЗ является «обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности», то есть торговли, но никак не общественного питания. В новом законе присутствует ряд моментов, интересных и нашему профессиональному сообществу, так как мы находимся в постоянном контакте с организациями торговли. Но повторюсь: самым существенным является то, что теперь для торговли существует свой закон. Полагаю, что после его вступления в силу появятся более четкие основания для принятия решений на всех уровнях государственного и муниципального управления, направленных на дифференцированный подход к двум различным видам экономической деятельности.
Самое главное, что новым законом определены следующие термины:

  • торговая деятельность — вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
  • розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Думаю, мы сможем наконец-то объяснить на разных уровнях, что не может сфера управления и ответственности предприятий питания регулироваться требованиями к розничной торговле.


В настоящее время, например, при проверках к предприятиям питания применяют новую статью Налогового Кодекса № 187.1., введенную Федеральным Законом. № 134-ФЗ от 26.07.2006 года. Из текста данной статьи не следует, что ее нормы распространяются на предприятия питания: «Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями». Черным по белому написано: предприятиями розничной торговли, а мы — предприятия питания. Набивший оскомину пример прокручу еще раз. Не может пачка сигарет в «Кафе Пушкинъ» стоить столько же, сколько на другой стороне бульвара в киоске. Разная экономика, разная аренда. В ресторане потребителю оказывают услугу, он сидит в тепле, ему меняют пепельницы, звучит музыка (живая), он оставил верхнюю одежду в гардеробе да еще и на стоянку машину поставил. Но он не платит за конкретную пепельницу. Все закладывается в цену комплексной услуги. А стоимость сигарет в киоске имеет только одну экономическую составляющую — возможность купить пачку через маленькое оконце и уйти восвояси. Это не может и не должно стоить одинаково. Норма, имеющая совсем иную подоплеку и, возможно, справедливая для торговли, при механическом переносе на индустрию питания работает совершенно некорректно. И пример с сигаретами — яркий, но не единственный.


Терминологическая каша заваривается и при создании региональных законодательных актов по розничной реализации алкоголя. В Рязани, например, запретили продавать его после 22.00. Везде, в том числе и на предприятиях питания. Это решение было принято местными законодателями аккурат перед новым, 2010 годом. Видимо, по их мнению, новогодняя ночь должна была стать безалкогольной, а корпоративы и вечеринки— превратиться в утренники. Коррупционная составляющая этого законодательного акта загоняет всех без исключения рестораторов в серо-черную зону. Уверен, как продавали рестораны, кафе и бары, имеющие соответствующую лицензию, коньяк, водку и виски после 22.00, так и продают. Но при этом все они теперь вне закона, то есть на административные штрафы попадают все и скопом. При сумме штрафа в 30–40 тысяч рублей размер «отмазки», думаю, достигнет 20 тысяч. Вот такая региональная экономика на основе путаницы в терминах и смешения торговли с индустрией питания.


Примеров можно еще приводить много и разных. Мне же хотелось бы донести до коллег, работающих по всей необъятной России: новый закон определил, что такое торговля, и вы должны отстаивать свои экономические интересы с его учетом.

Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба