Октябрь 2011

Наша новая алкогольная жизнь

Алкоголизация населения была и остается важнейшей проблемой государства Российского. Прискорбно, но факт. Государство должно эту проблему как-то решать — это тоже приходится признать. И сколько ни говори о необходимости выстраивать правильную культуру пития, сколько ни кивай на Францию, Германию и иную заграницу, живем мы в России, и бизнес-модели у нас подстроены под нашу действительность.

В июле Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, направленный на достижение целей, определенных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года.

Согласно новому закону, распивать спиртные напитки запрещено на пляжах, в парках, транспорте, во дворах, подъездах и лифтах, в детских, образовательных, спортивных и медицинских учреждениях, на объектах культуры. Общественным местом закон признает любую территорию, кроме личного жилья гражданина и заведений общественного питания, у которых есть лицензия на торговлю алкогольными напитками.

К алкогольной продукции теперь приравнивается любой напиток с содержанием этилового спирта более 0,5% (включая пиво). Данная норма вступит в силу с 1 июля 2012 года.

Запрет на продажу алкоголя в ларьках начал действовать после публикации нового закона. Торговать в них пивом, впрочем, разрешено до 1 января 2013 года. Но не ночью. Кроме того, новый закон устанавливает более жесткие требования к торговым точкам и запрещает рекламу любых спиртных напитков. Их этикетки должны будут содержать предупреждение о приносимом напитком вреде.

Итак, что же для нас этот закон — очередной «наезд» административной системы или все-таки определенное благо? Позволю себе сказать, что, несмотря на вводимую систему декларирования и прочие добавки, закон — правильный. И для людей, и для ресторанного бизнеса.

Мы свое получили. Мы не торговля. Продавать алкоголь в ресторанах, барах, кафе и прочих заведениях системы питания можно в темное время суток, естественно, при наличии лицензии. И лицензия теперь будет одна.

Процитирую один абзац из закона: «Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли».

Если закон будет исполняться, это значит, что в ночь с пятницы на субботу городские бульвары не будут завалены бутылками и банками, молодежь перестанет тусоваться у учебных заведений и станций метро с «пивасиком» в руках и, может быть, вы даже не увидите своего соседа пьяным с утра. И всем от этого будет только хорошо.

Ну а профессиональное сообщество индустрии питания тоже должно предпринять определенные усилия по наведению порядка в городах и весях нашей родины. Создать доступные места для перемещения с улиц, из скверов, подъездов желающих выпить пива, вина или иного алкогольного напитка. В этом, если хотите, наша миссия. Давайте предложим людям достойные условия и сделаем их нашими клиентами!

Какие проблемы или риски видны на этом благородном пути?

В первую очередь определенная косность населения. Она связана с невысокими в массе своей заработками, с отсутствием привычки посещать предприятия питания, с желанием «оптимизировать» свои расходы, платя за продукт в бутылке, а не за услугу, если угодно, определенная «жадноватость». Все так. Но когда-то надо начинать, и первый административный шаг государством сделан. Оно сказало: нельзя пить на улице.

И здесь возникает вторая проблема. Достаточно высокие цены в предприятиях питания. Конечно, каждому уровню — своя цена, но если не будет доступного сегмента, то мы все получим очередной неисполняемый закон. Но мы-то с вами этого не хотим.

Значит, нужно включаться в процесс, думать и креативить — с ценами, концепциями и т.д. и т.п.

Повторюсь: как ни странно, но от сегодняшней нашей с вами позиции и действий во многом зависят реализация закона и, опять же, наши возможности по решению других проблем индустрии питания. Как внутри данного закона, так и вне его.

Но, естественно, не без проблем и потерь. Пиво во всех его ипостасях становится объектом регулирования со всеми вытекающими отсюда последствиями. И, соответственно, проблема получения лицензии будет актуальной для того сегмента рынка, где раньше она была не нужна. А теперь — внимание! — вопрос знатокам: а много ли у нас предприятий питания, где продают пиво и при этом не предлагают другой алкоголь, прежде всего крепкий? Я, честно говоря, таких не знаю. Даже в пивных вы можете всегда что-то покрепче добавить. Поэтому вопрос получения лицензий теми, кто их раньше не получал, в общем-то и не стоит.

Что еще из инноваций? Новый закон запрещает использовать наружные рекламные конструкции, объекты транспортной инфраструктуры, телевидение (в том числе платные кабельные каналы) для рекламы спиртных напитков, включая пиво. Реклама алкогольных напитков крепостью более 5 процентов будет разрешена в интернете, печатных изданиях (кроме первых и последних обложек), а также в местах непосредственной продажи этих напитков. Вопрос о том, где можно размещать рекламу алкоголя крепостью менее 5 процентов, пока не решен.

Да, есть еще одна маленькая засада для торгующих. Теперь надо иметь обязательный договор по аренде со сроком более года. 11 месяцев и 29 дней теперь не укажешь. Но для нормального бизнеса и это не проблема.

Вопросов по внедрению данного закона много. Есть поручения Минпромторгу, отсылки к региональному законодательству. Но процесс, как говорят, пошел. Обо всех принимаемых решениях я буду писать на страницах «Ресторанных ведомостей», но с законом надо ознакомиться однозначно. Это новая жизнь индустрии питания в новом нормативном поле. Прочитать закон можно на нашем сайте www.frio.ru.

Опубликовано:
11/10/2011

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба