Март 2012

Горим, братцы! И взрываемся

Снова горим и взрываемся. Взрываемся и горим. Опять телерепортажи на всю страну. Вновь человеческая глупость и недосмотр владельцев предприятия питания.

Казалось бы, бывают в истории поворотные пункты, как говорят у военных летчиков — «точка невозврата». Я искренне полагал, что «Хромая Лошадь» и пермская трагедия все-таки станут таковой. Но нет. Начало 2012 года: московский ресторан Il Pittore, волгоградское кафе «Белладжио», выпечной цех в Горках-25 Московской области — это только то, что прошло на новостные ленты.

Официальная версия последнего случая звучит так: «По предварительным данным, газовые баллоны взорвались после того, как местные работники, нелегальные трудовые мигранты, решили при помощи паяльной лампы «отогреть» опасные емкости с газом».

Судя по всему, такое объяснение применимо ко многим случаям.

Конечно, какие-то выводы были сделаны. Не случайно «Белладжио» оказалось застраховано по полному пакету имущественных рисков компанией «Ренессанс страхование» на 10,2 млн рублей. Но вопрос компенсаций третьим лицам или пострадавшим посетителям вновь обойден вниманием.

Мы можем долго приводить аргументы за то, что по всей совокупности чрезвычайных ситуаций пожары и взрывы на предприятиях питания достаточно редки, это просто злой случай. Но… не воспринимают эти доводы ни потребитель, ни государство. Конечно, замечательно, что в ресторанах и кафе есть планы эвакуации. Но, положа руку на сердце, неужели, когда вы идете культурно и «вкусно» провести время с семьей, хорошей компанией или девушкой, то вспоминаете о вопросе величины потенциального риска оказаться в чрезвычайной ситуации? Нет и еще раз нет. Предприятие, организующее и предоставляющее услугу, должно САМО позаботиться о том, чтобы она была БЕЗОПАСНОЙ и, естественно, качественной.

Все компоненты здесь имеют значение. И упомянутые пути эвакуации, о которых обязан знать персонал, который, кстати, должен при этом уметь ими пользоваться. И технические средства, и сигнализация, и пропитка тканей и деревянных конструкций, и наличие огнетушителей, и еще много-много различных мелочей.

Так должно быть, но фактически, увы, не всегда происходит.

Что самое поразительное, в той же Москве есть постановление столичного правительства от 13 июня 2000 г. № 448 с понятным и доступным названием «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВА МОСКВЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ УСТАНОВОК НА ОБЪЕКТАХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА».

Что еще удивительнее — постановление это в такой доступной форме «разжевывает» необходимые детали по пользованию газобаллонным оборудованием, что, не обладая техническими знаниями, можно все понять и внедрить.

Ситуация с газовыми баллонами потенциально опасная, даже сильно опасная. Значит, тот, кто с этим оборудованием работает, должен знать и их устройство, и принципы подсоединения, и существующие ограничения.

На одном из совещаний генерал от МЧС даже попросил представителей ресторанного бизнеса: «Вы их хотя бы на улице ставьте, эти баллоны, не тащите внутрь предприятия». Но на самом деле это не просьба, а требование.

Пора бы всем понять: если невозможно что-то сделать в рамках нормативов, следовательно, этого просто НЕЛЬЗЯ делать. Без размышлений, как обойти запрет. Без комментариев. Все остальное — нарушение закона. И теми, кто так поступает, и теми, кто тому потворствует.

Специально для не имеющих времени хочу привести часть технических требований. Сравните их и ситуацию на своих предприятиях:

«При размещении и монтаже газобаллонных установок внутри объектов ПРГУ обязательно соблюдение следующих требований:

— монтируемое (устанавливаемое) газовое оборудование должно иметь сертификат соответствия;

— общий объем помещения объекта ПРГУ (кроме прилавков-тележек) вместе с торговым залом (рабочим местом продавца), в котором размещаются газовые приборы, должен быть не менее 12 куб. метров. Помещение должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 3-кратный воздухообмен;

— газовый прибор должен быть надежно закреплен и изолирован от стены негорючим термостойким материалом, выступающим за его габариты на 0,1 метра по бокам с каждой стороны и снизу и не менее 0,8 метра сверху;

— объект ПРГУ должен быть оснащен средствами противопожарной защиты, проверенными на работоспособность;

— для размещения газовых баллонов (не более двух в одном месте) должен быть оборудован специальный отсек (шкаф), примыкающий к наружной стене и находящийся на расстоянии не менее 1 метра от нагревательных приборов. Двери в отсек (шкаф) располагаются с внешней (уличной) стороны, должны запираться на замок и иметь прорези (жалюзи) в верхней и нижней части;

— газовые баллоны должны устанавливаться строго вертикально и надежно закрепляться специальными приспособлениями;

— монтаж газопровода от шкафа до прибора выполняется на высоте от пола не менее 0,8 метра с жестким креплением. Резьбовые соединения допускаются только в местах присоединения к прибору и редуктору баллона. Газопровод должен быть окрашен водостойкими лакокрасочными материалами;

— в прилавках-тележках при расстоянии от баллона до прибора менее 1 метра допускается применение гибких подводок заводского изготовления, имеющих сертификат соответствия».

Вторая важнейшая составляющая во всех без исключения случаях — человеческий фактор.

То, что сейчас персонал — главная головная боль ресторатора, не ново. Но есть же реперные точки, которые нельзя игнорировать. И одна из них — газ и все, что с ним связано. Если на предприятии есть газ, то должны быть и специалисты в этой области. Обученные и понимающие. Никакие нелегальные мигранты не могут даже близко подходить к этому оборудованию, разве что для его переноски. Специалист и еще раз специалист. Сертифицированный должным образом.

Он обойдется недорого, но сможет обеспечить безопасность — и потребителей, и вашу.

И напоследок — страховка третьих лиц и причинение ущерба. Она, страховка, поможет сохранить бизнес, если, не дай бог, что-то все же произойдет. Но хочу обратить внимание: это не замена системы обеспечения безопасности, а только инструмент оптимизации ваших расходов в чрезвычайной ситуации. И чем лучше система обеспечения, тем дешевле страховка. Над этим вопросом сейчас работает Федерация рестораторов и отельеров. Надеюсь, все удастся осуществить.

А документик-то правительства Москвы почитайте. Все, независимо от места нахождения. Поверьте — пригодится.
Опубликовано:
16/03/2012

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба