Июль 2011

Формула дорожного оброка

Про то, что состояние дорог в России является одной из наиболее острых инфраструктурных проблем, все мы знаем не понаслышке. Государство пытается ее решать. Про успешность этих усилий мы рассуждать не будем, так как всем очевидно, что конец пути еще очень далек.


Но то, что государство действительно в решении данной проблемы заинтересовано, не вызывает никаких сомнений. Формируя политику развития дорожного сектора, оно также понимает, что без социальной инфраструктуры на дорогах не обойтись. А это уже бизнес, в том числе малый и средний. С высоких трибун звучат призывы развивать данный сектор экономики, и они находят отклик у предпринимателей. В последние два десятилетия начала формироваться достойная придорожная система услуг. Вдоль трасс или рядом с ними расположились точки индустрии питания, места размещения (к сожалению, не все из них можно назвать отелями), магазины, автозаправки, ремонтные мастерские и т.д. и т.п. Причем это строительство велось с гигантским вложением средств в систему «принятия необходимых решений» на разных уровнях.


Что-то создано, рассвет забрезжил, и вот тут над всей этой растущей системой придорожных услуг возник Его Величество Чиновник.


К чему такая высокопарная лирика, спросите вы. А к тому, что ухватили мы за хвост Проект Приказа Минтранса России «Об услугах и стоимости таких услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения». Интереснейший документ. Рекомендую его почитать полностью на сайте ФРиО. Получите редкое эстетическое удовольствие, наблюдая, как под загородку из умных слов пропихиваются интересы чиновников, которые хотят обложить оброком всю придорожную сферу услуг. В девяностые это тоже практиковалось, только называлось по-другому и делалось по устному приказу. А создатели нового документа не поленились даже формулу изобрести. Но ее мы коснемся ниже.


Итак. Все, кто находится в пределах автодорог, должны просто по факту своего существования. То, что вы построили объект за свои деньги 10–15 лет назад, реально помогая государству обустраивать дорожную сеть, то, что за ваши деньги делались съезды, подводились сети, никого не волнует. Либо ты платишь — либо…


Самое интересное, что получателем этих денег становится не государственный бюджет и даже не муниципальный, а бюджет неких ФГУПов, которые ничем хорошим в процессе освоения денег не отметились.


Естественно, все благообразно. Данный документ разрабатывается «В соответствии с частью девятой статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но мы полагаем, что создан он не во исполнение, а в нарушение положений указанного в нем закона.


Статья 22 «Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса» устанавливает в пунктах 2 и 9, что:

  • «Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации».
  • «Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге».

Таким образом, определение и перечня, и стоимости является исключительным правом Правительства Российской Федерации, и никаких отсылочных норм в законе нет.

 
Далее следует коснуться термина «присоединение». Цитирую: «За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге».


Присоединение — это разовое мероприятие. За подключение к электрической или газовой сети, например, мы платим один раз. Нигде в законе не встречается норма взимания платы за бессрочную аренду, налога или еще чего-либо с предприятий, стоящих рядом с дорогами. В предложенном Минтрансом варианте документа вводится некая трактовка понятия «присоединение», весьма спорная с юридической точки зрения. Он является прямой угрозой развития малого и среднего бизнеса в придорожной среде, так как никоим образом не будет стимулировать его развитие.


Весьма странными выглядят коэффициенты. Например, в Мурманской области, имеющей значительно более низкий транспортный поток, чем Воронежская, и несравнимо более тяжелые и затратные условия ведения бизнеса, он выше в 1,5 раза.


Заявленные цифры вмененного дохода, по нашему мнению, не имеют под собой сутевой основы, так как, например, сезонный характер изменения пассажиропотока никто не учитывает, а, соответственно, у разработчиков, по-видимому, реальных данных о доходах нет. Гостиница на 5–10 номеров в условиях, диктуемых этим документом, просто не сможет работать «в белую».


И напоследок. Судьбу данного документа я пока не знаю. Повторюсь, это проект, который ФРиО удалось отловить в потоке ведомственного законотворчества. С такими «фокусами» мы сталкивались не раз, и удавалось нам что-то исправить, а что-то и остановить. И в данном случае мы приложим свой ресурс, чтобы защитить интересы индустрии. А вас призываем в ряды ФРиО — в единстве наша сила!

Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба