мнение |  Январь 2015

Феномен Комма

Олег Назаров о "страстях по Анатолию Комму"

Феномен Комма
Назаров Олег
Профессиональный ресторанный критик, шоумен, писатель‑сатирик
В минувшем году Анатолий Комм закрыл свой ресторан «В…», ушел из «Р…», написал о себе книгу и завел аккаунт в Фейсбуке.

Поскольку я имею честь быть им зафренженным, то регулярно читаю его посты и слежу за страстями, бушующими в комментариях.

Мнения о Комме и его работах абсолютно полярные — начиная с восхищенного лепета и заканчивая грубыми нападками. Первые в основном звучат от людей, бывших гостями ресторанов, где он шефствовал во времена иные, вторые — от коллег по цеху, включая самых известных рестораторов. И аргументы последних, если убрать невежливые обороты, довольно логичные: если ты, мол, такой великий, то почему все твои рестораны закрываются?..

Позвольте вставить и свои 5 копеек в эти дискуссии, кои можно поименовать «страстями по Комму».

Обращаюсь не к фанатеющим от творений Анатолия гостям, ибо сам не вхожу в эту гламурную тусовку, а к людям, имеющим отношение к ресторанному делу.

Друзья, товарищи, братья и сестры! Вы зря судите об Анатолии Комме с позиций успеха или неуспеха в ресторанном бизнесе. Если вдуматься, то его работа вообще никак не относится к тому, что называлось на Руси «трактирным промыслом». Вся деятельность нашего маэстро — это шоу-бизнес чистой воды. Просто основой его стала кулинарная активность. Комм с детства, как он пишет, любил угощать полкласса своими пирожными, а для сокурсников устраивал веселые ужины. Близка, короче, ему эта тема.

А могла бы такой темой стать живопись — как у Никаса Сафронова.

А могло бы сватовство — как у Розы Сябитовой.

А мог бы он танцевать, как Волочкова, или эксплуатировать тему культуризма, как когда-то наш самый раскрученный качок Александр Невский…

Занялся бы экстравагантной политикой — получился бы депутат Митрофанов (где он сейчас, кстати?), начал выдавать астрологические предсказания — родился бы Павел Глоба.

Главное — первым занять новую нишу и спозиционировать себя в ней «самым-самым».

У Лимонова есть роман «Палач», так там некий нищий эмигрант в Нью-Йорке первым начинает двигать тему садо-мазо-оргий — и тоже становится звездой тусовки первой величины.

Без всякого сомнения, начинал свою сегодняшнюю карьеру Комм именно как повар, причем талантливый. Но дальше (он сам пишет в своей книге, которую я, кстати, в отличие от многих его критиков внимательно прочитал с начала и до конца) «пришлось нанять пиар-агентство и стать глянцевым персонажем». В этой оброненной автором фразе — ключ к пониманию сегодняшнего положения вещей. Пиар-проект «Анатолий Комм» из ресторанного бизнеса сразу перешел в шоу-бизнес.

И стал раскручиваться именно по законам шоу-бизнеса. А раскрутка эта (поверьте старому пиарщику) — азбучная.

Вот, допустим, яркая деталь — красный берет… Вот обращение «маэстро», которое в ходу у всех официантов коммовской команды… Вот необходимый для таких случаев скандал — олигарху Полонскому (еще одному шоумену, только от строительства) запретили вход в ресторан «Г…»… Вот вызывающая недоумение надменность (как он сам пишет — «аррогантность») Комма… Вот красивая легенда о собственном «мишленовском» заведении в Швейцарии… И, конечно, множество цветных фоток маэстро в разных глянцевых изданиях…

Грамотность пиарщиков Комма в том, что они первыми провозгласили Комма не просто талантливым, но великим поваром, который превратил поварское искусство в театр и уже сто лет как признан во всем мире. Ни у Кости, ни у Юры, ни у Сережи не было таких пиарщиков и такого позиционирования…

Вкусна ли кухня от Комма? Тут тоже двух мнений нет. Одни глумятся над мороженым из селедки и поносят жидкий хлеб, другие захлебываются от восторга. Не буду судить: вкусы у всех разные, и последних понять можно. Человек вообще животное стадное, а гламурная публика обладает повышенной ведомостью и зависимостью от мнения авторитетов, коих ныне именуют «тренд-сеттерами». Это еще Грибоедов отмечал — помните, «что скажет княгиня Марья Алексевна?». Достаточно было пяти прикормленным и приобщенным к трону «гастрокритикам» и еще трем сегодняшним Марьям-Алексевнам заявить, что «это божественно!» — и вся тусовка реально почувствовала, насколько это вкусно.

По большому счету, абсолютно все равно, за что зацепился Анатолий Комм в кулинарном плане. Он взялся за «молекулярку», и это тоже оправданно. Молекулярная кухня — и эпатажная, и яркая. Мечта пиарщика! Но, бьюсь об заклад, сделай Комм ставку на, скажем, кухню эфиопскую или эскимосскую — ничего бы не изменилось. Потому что, повторяю, тут уже не действуют законы и логика ресторанного продвижения; тут чисто шоу-раскрутка и создание образа «звезды». То, что сейчас маэстро уже и не поминает «молекулярку», — яркое тому доказательство. Мавр сделал свое дело и может отправляться в помойку.

Не сомневаюсь, что в начале проекта Комм (или те, кто за ним стоит) собирался как получать операционную прибыль с проекта, так и добиться капитализации бренда «Анатолий Комм». С первым, увы, не срослось (мало оказалось в наших палестинах людей, способных платить за творчество маэстро не только много, но и регулярно), зато со вторым — все ОК. Сегодня Анатолий может сколько угодно гастролировать по странам и весям, всюду получая самые высокие гонорары. Это как у Филиппа Киркорова — в качестве продюсера мюзиклов он провалился, зато сольные концерты идут на ура.

Нынче шоу-бизнес продолжается. Вот Анатолий наезжает в Фейсбуке на рестораны Ерошенко и Чекаловой — и начинается ругань, до боли напоминающая параллельно идущий срач между Биланом и Тимати. Что дальше? Скандал в самолете? Женитьба на Волочковой? Или стоит, как в известном случае с Дали и Хачатуряном, проскакать на швабре голым сразу по всей выставке «ПИР»? Хотя — что я придумываю бесплатно? 

В любом случае, уважаемые рестораторы, не докапывайтесь до маэстро. Он — реальный молодец и к тому же никому из вас не конкурент; вы работаете совсем на другом поле. А конкуренты Анатолия все из шоу-бизнеса. Да и они, по большому счету, никакие не конкуренты. Россия — страна большая, и богатых людей хватит на всех «шоу-звезд».



Опубликовано:
24/01/2015

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба