Болезни — отдельно, травмы — отдельно

Нынешний год ознаменовался активным походом Рострудинспекции в массы с призывами и предложениями, отказаться от которых практически невозможно...


Вновь и вновь нам говорят о социальной ответственности работодателя перед работниками, о том, что мы просто должны всем и вся. Мы же — предприниматели, а значит, гребем деньги лопатой и ими нужно делиться. Каналов для этого придумано множество. Взять, к примеру, аттестацию рабочих мест. Регламентирующая ее нормативно-правовая база просто гигантская. Для понимания глубины проблемы приведу базовые сведения.

Обязанность работодателей проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда предусмотрена ст. 212 Трудового кодекса РФ. Нормативное и методическое обеспечение осуществляется службами Минздрава РФ, взаимодействующими тесно с  Роспотребнадзором. Аттестация рабочих мест по условиям труда производится
предприятиями в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569. Факт ее проведения фиксируют территориальные органы Федеральной инспекции труда (гл. 57 ТК РФ). Контроль качества осуществляют органы региональной власти, проводящие государственную экспертизу условий труда (ст. 216/1 ТК РФ). Нормирование данного контроля обеспечено ТК РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами Минздрава РФ, распорядительными документами органов власти субъектов РФ. Обязанность работодателей проводить производственный контроль предусмотрена ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.

А еще есть производственный контроль, в котором заложены те же факторы и те же риски. Общие части аттестации и производственного контроля, несущие основную финансовую нагрузку, — лабораторные измерения фактических значений производственных факторов, их анализ на соответствие санитарно-гигиеническим нормам и оформление соответствующих документов (протоколов измерений). А вот цели и, соответственно, оформление материалов различны.

Производственный контроль шире поперечню исследований и показательнее для защиты здоровья трудящихся, однако он не включает оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочих местах — она проводится при аттестации.

И вот тут-то самое интересное. Целесообразность объединения данных процедур у специалистов не вызывает сомнений. Однако существует конфликт внутриведомственных интересов.

Результаты производственного контроля используются Роспотребнадзором. Он отвечает за социально-гигиенический мониторинг — государственную систему наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей. Тот же Роспотребнадзор отвечает за фиксирование условий труда, при работе в которых у работника возникло профессиональное заболевание, и самого его факта.

Результаты аттестации рабочих мест собирают органы Федеральной инспекции труда. Аналитики фактически нет. Фиксация несчастных случаев на производстве производится органами Рострудинспекции.

Таким образом, при реализации норм ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» задействуются как органы Роспотребнадзора (по профзаболеваниям), так и Рострудинспекции (по травмам).

Со стороны органов власти идет дублирование функций по сбору и анализу информации об условиях труда. Со стороны работодателей при проведении указанных мероприятий — дублирование измерений производственных факторов и фактически двойная оплата за работу.

Но это только полбеды. Опыт общения с организациями, осуществляющими работу в области аттестации рабочих мест, свидетельствует о том, что они понимают: нет в ресторанном производстве таких вредных факторов, как у мартеновских печей. И, соответственно, относятся к этому процессу как к процедуре зарабатывания денег. Только и всего. При этом наши оппоненты прикрываются громкими словами о той самой социальной ответственности.

Как ни хотелось бы чиновникам, но данных, свидетельствующих о том, что в индустрии питания ухудшались условия труда, нет. Они в последние годы неизменно улучшаются. Закупается новое оборудование, автоматизация и механизация процессов — основа основ современной кухни. Ряд специальностей, таких как рубщик мяса, практически уходит в прошлое. Посудомоечные машины — правило, а не исключение. И т.д. и т.п. Данные государственных докладов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О состоянии здоровья населения Российской Федерации», как и специальных сборников по профессиональной заболеваемости, издаваемых Роспотребнадзором, не выявляют тенденций к ухудшению состояния дел со здоровьем работающих в индустрии питания.

Тогда откуда такой интерес? Очевидно, отрасль действительно становится значимой, если и до нее дошли руки. Что-то не слышно про аттестацию рабочих мест в столовых школ, больниц, детских домов и вообще в социалке. В армии или ГУИНе, например. Что с них взять-то? Нечего. А какие на таких предприятиях условия труда — это не так, видимо, важно. Хотя именно там они зачастую и оставляют желать лучшего.

На столе у моего компьютера лежит договор на аттестацию рабочих мест с одним из предприятий питания города Р... В нем написано: аттестуют троих человек и берут за каждого по 7 тысяч рублей. Один бухгалтер, один повар и один официант. Итого 21 тысяча рублей. На дворе весна 2009 года. Маленькому ресторанчику в провинциальном городе эти деньги еще надо заработать. А потом просто отдать. И вроде все по закону.

Только вот никак я не пойму, а где здесь, собственно говоря, тот, ради кого старались, — нанятый работник. Деньги-то в том числе взяты и из его кармана. Никакой пользы он не приобрел для себя. Как была на кухне одна плита, с вытяжкой, разумеется, так и осталась. Меньше быть не может. И оптимизировать-то нечего. Хозяин, правда, сэкономил, бармена не отразил в документах…

Не понимаю, кому такая аттестация нужна. Видимо, за ответом нужно собираться к госпоже Голиковой, министру здравоохранения и социального развития. Про нее говорят: весьма разумная женщина. Что ж, посмотрим.

ТЕКСТ: Александр Иванов
Источник: "Ресторанные ведомости" №05 (133) май 2009

Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба