Январь 2013

Алкогольные страдания

Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и т.д.» вступил в силу с июля 2011 года и ужесточил требования к продавцам алкогольной продукции. Однако для организаций общественного питания и индивидуальных предпринимателей в этой сфере были предусмотрены исключения: 
— допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, в организациях культуры;
— допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции, пива и пивных напитков на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях, в нестационарных объектах;
— не применяются требования в части ограничения времени продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков в ночное время (с 23 часов до 8 часов по местному времени);
— не устанавливаются требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала.
Также для предприятий общественного питания, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, установлено дополнительное исключение в виде отсутствия требования о наличии в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарных торговых объектов  и складских помещений.
Вроде бы движемся в правильном направлении, однако… Однако на пути нормальной легальной продажи алкоголя на предприятиях питания вновь и вновь возникают проблемы, которые мы попытались систематизировать, используя московский опыт.
1. Проблемы с определением прилегающих территорий к местам, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ были установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, в том числе перечень мест и прилегающих к ним территорий, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Но на законодательном уровне не разработан единый порядок определения прилегающих территорий к местам, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, который в силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. 
В связи с отсутствием указанного порядка в соответствии с предоставленными федеральным законодательством  (абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ) полномочиями Правительством Москвы принято постановление от 15 ноября 2011 г. № 532-ПП.
Данным нормативным актом установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции на расстоянии до 100 метров от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.
Для предприятий общественного питания сделаны исключения — зона ограничений составляет 25 метров (кроме кафе-молочных, детских, диетических столовых, розничной продажи алкогольной продукции на территории городских округов и поселений в городе Москве).
Все, казалось бы, классно, но, когда рядом с предприятием питания, имеющим лицензию, открывается детское учреждение, образовательная или медицинская организация, предприятие автоматически подпадает под запрет, установленный пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, и действие постановления Правительства Москвы № 1069-ПП. 
В этой ситуации лицензия не выдается, не продлевается, а действующая аннулируется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка после возбуждения административного производства и привлечения организации к административной ответственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от  14 августа 2012 года № 824.
Здесь возможны откровенные злоупотребления — довольно дешево рядом с рестораном открыть курсы по изучению иностранных языков, для того чтобы у конкурента возникли проблемы. В моей практике был такой прецедент: недалеко от ресторана сделали тестовый кабинет для курсов, который являлся частью образовательного учреждения, и никого не волновало, что ресторан стоял на этом месте уже не один год. На память приходит еще одна история с открытием стоматологического кабинета недалеко от предприятия питания, построенного еще в советские времена. Причем у него был классический набор помещений с цехами, холодильниками и самостоятельными коммуникациями. Возникает вопрос: что все-таки в этом случае важнее? К сожалению, ответ пока не в нашу пользу, так как те, кто выдает лицензии на образовательную, медицинскую и иную ограничивающую деятельность, ничем не связаны.
2. Проблемы кейтеринга. Кейтеринг — обслуживание на выезде, банкеты из продуктов заказчика, оказание услуги гостю с собственным алкоголем в сегодняшней редакции закона находятся также вне правового поля. Выездное обслуживание (кейтеринг) осуществляют организации, имеющие лицензию на розничную реализацию алкогольной продукции, которая ограничена по сути и по форме местом (помещением), указанным в лицензии. 
3. Вопросы приготовления на предприятиях питания настоек, настоев и других напитков на основе или с использованием алкоголя. В настоящее время сложилась определенная двусмысленность в понятийном аппарате, описывающем процессы, происходящие на предприятиях питания при приготовлении алкогольных напитков для потребителей из алкогольной продукции, выпущенной в розничный оборот в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. И основным водоразделом является термин «приготовление». В действующих нормативных документах существует понятие «производство» алкогольной продукции. Отдельные особо ретивые контролеры относят к нему «процесс приготовления коктейлей». Более сложен вопрос изготовления на предприятиях питания различных настоек, которые делаются не под заказ потребителя, а заранее и в определенных объемах. Вопрос в данном случае не линейный и требует специального решения, но, повторюсь, сегодня он является одним из проблемных моментов.
4. Проблемы получения алкогольной лицензии для предприятий питания, расположенных на дебаркадерах (понтонах) и т.п., в том числе в акватории Москва-реки. Невозможность классификации предприятий, расположенных на водных объектах как «стационарные предприятия питания», создает правовую коллизию, когда рестораны с количеством посадочных мест 100 и более и полномасштабной кухней оказываются вне правового поля и с трудом получают лицензию с ограничением разрешенного к реализации спиртного (до 16). По факту осуществляется продажа и более крепких алкогольных напитков или же изготовление коктейлей, для которых требуются крепкие спиртные напитки. В сложившихся условиях нахождение в баре крепкого спиртного также является нарушением. Такая ситуация искусственно создает проблемы для ведения легального бизнеса и толкает предпринимателей на нарушения, а также ставит актуальный вопрос административной ренты. 
5. Проблемы использования алкоголя, принесенного посетителем на предприятие питания. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ) создает правовую коллизию. Так, одна из его статей гласит, что «3. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах втором—седьмом пункта 2 настоящей статьи, в других общественных местах… за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг».
Подобная трактовка рассматривается как основание для того, чтобы требовать распитие на предприятии питания исключительно алкогольной продукции, там и приобретенной. В деловой же практике, особенно на корпоративных и событийных мероприятиях, заказчик зачастую хочет выставить на столы «свои» бутылки, так как это позволит ему оптимизировать стоимость услуги. Вариант прямого прочтения положения закона не позволяет использовать подобного рода услуги и создает громадное поле для существования административной ренты. Хотя во всем мире есть такое понятие, как «пробочный сбор», который предусматривает посещение организаций общественного питания со своими спиртными напитками, при этом потребитель платит за обслуживание. 
6. Проблемы получения алкогольной лицензии при отсутствии договоров на срок более 11 месяцев. Согласно статье 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров. Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Но до настоящего времени они не утверждены. При этом проблемы новых объектов в том, что построившая их организация зачастую не имеет документов, окончательно прошедших все этапы утверждения, и просто технически не может заключить договор на срок более 1 года с регистрацией его в установленном порядке. Для Москвы обычна ситуация, когда рестораны в новых торговых центрах не имеют лицензии по 2 года. Пример — ТЦ «Афимолл».
Путь решения большинства проблем вижу только в одном — введении для предприятий индустрии гостеприимства самостоятельной лицензии на реализацию алкогольной продукции «для потребления на месте». Применение норм, рассчитанных на регулирование розничной торговли, к предприятиям индустрии питания порождает, с одной стороны, ограничения, с другой — создает возможности для организаций розничной торговли обходить, например, такое ограничение, как установленное время розничной реализации алкогольной продукции, имитируя деятельность по оказанию услуг общественного питания. Для этого предприятию торговли достаточно установить 1—2 столика и предложить потребителю приобрести спиртные напитки порционно, а иногда и в таре. Чаще всего эту лазейку используют небольшие заведения, в ассортименте которых преобладает алкоголь сомнительного качества и происхождения. Там обычно собирается особый контингент любителей выпить, что усложняет криминогенную обстановку на прилегающих территориях. Это дискредитирует и тех, кто предоставляет услуги надлежащим образом — предлагает питание и комфорт (что требует значительных и финансовых, и организационных затрат) — и препятствует адекватному регулированию такой деятельности, как оказание услуг общественного питания. 
Вот такие страдания. Правительство уже поручило Росалкогольрегулированию рассмотреть наши вопросы, а введение самостоятельной лицензии — внедрить в жизнь. Будем надеяться на расторопность бюрократических работников.  

Опубликовано:
24/01/2013

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба