кризис |  Май 2011

Сети эпохи кризиса

Результаты онлайн-исследования, проведенного РБК, показывают, что заведения фаст-фуда не столь сильно пострадали от кризиса, как рестораны полного обслуживания...

Результаты онлайн-исследования, проведенного РБК, показывают, что заведения фаст-фуда не столь сильно пострадали от кризиса, как рестораны полного обслуживания, в связи с гораздо меньшим оттоком посетителей и снижением среднего чека. Но и им в новых экономических условиях приходится перестраивать свою работу и пересматривать планы развития.

В самом начале кризиса бытовало стереотипное убеждение в том, что посетители из дорогих ресторанов станут перетекать в заведения демократичного сегмента, и в частности в фаст-фуды. Однако ни представители бизнеса, ни аналитики подобной тенденции сегодня не отмечают.
— Большая доля экономически активной части населения крупных городов России (59 процентов) посещает как рестораны fine dining, так и заведения фаст-фуда, — говорит Мария Зайцева, аналитик департамента консалтинга компании РБК. — Это взаимодополняющие форматы, которые не могут вытеснить или заменить друг друга, так как цели и мотивы посещений данных групп заведений различаются. 35 процентов наших респондентов отметили, что не изменили своих привычек, 25 процентов уменьшили расходы на питание вне дома, а 13 процентов стали экономить на дорогих ресторанах, но остались верны фаст-фудам. Причем постоянные клиенты последних, не снижая периодичности посещений, предпочитают сокращать расходы. Тех, кто категорично не приемлет «быстрого питания», по нашим данным, 22 процента. Эта категория людей в период кризиса вынуждена была снизить расходы на посещение ресторанов (44 процента), и только 12 процентов из них отказались от посещений вообще. Зато 36 процентов никак не поменяли своих привычек.

БУТЕРОМ ПО КРИЗИСУ
Развитие сети «Ростик’c», одного из крупнейших российских брендов на рынке фаст-фуда, началось в 1993 году с открытия точки в ГУМе. Через 10 лет в Москве и регионах работало уже около 50 ее предприятий. Определяющим моментом в деятельности компании стал заключенный летом 2005-го альянс с международной ресторанной группой «Yum! Brands». В апреле 2006 года в столице появилась первая точка «Ростик’c KFC», и начался полный ребрендинг сети. На 1 июня 2008-го в России насчитывалось 143 ее точки, а через год — 161.
По словам Ника Глушко, президента «Ростик’c KFC», единственным изменением в планах сети в связи с кризисом стало небольшое снижение темпов развития, что позволило сфокусироваться на поддержке существующих ресторанов. В 2008 году компания, прогнозируя спад на ресторанном рынке, направила свои ресурсы на разработку новых предложений для гостей предприятий в России и СНГ. В январе 2009-го стартовала акция «Экономь со вкусом». Представленное в ее рамках меню (четыре сэндвича: «Бутер с мясом», «Бутер с мясом и сыром», «Бутер с курицей» и «Мини-Твистер» по цене от 23 до 35 рублей) получило хороший отклик гостей.
— Мы ориентируемся не столько на расширение сети за пределами регионов присутствия, сколько на развитие внутри городов, где уже работают наши рестораны, в частности, в Омске, Новосибирске, Самаре, — отмечает Ник Глушко. — Краткосрочной стратегией сети является работа по корпоративной схеме, но также мы заинтересованы в создании франчайзинговой сети. Единственно верным способом работы в регионах является построение крепкой цепочки поставщиков и лишь затем — расширение сети. Поэтому приоритетным для нас является развитие там, где существует налаженная схема поставок продуктов, или в городах, где наши потенциальные партнеры имеют доступ к качественным местным поставщикам.

МИЛЛИОН ХОТ-ДОГОВ В МЕСЯЦ
В один год с «Ростик’c» открыла свою первую точку сеть «Стардог!s» (оператор — компания «Маркон»). Выбрав формат стрит-фуда, она в последнее время демонстрирует завидные темпы роста. В январе 2008 года на российском рынке работала 231 ее торговая точка, в июне — 249, к началу 2009-го — 293, а в августе — 338. Правда, рост продаж с середины прошлого года составил всего 6 процентов, что отчасти связано с сокращением числа чеков на 15 процентов. В самом распространенном формате киосков сейчас работает порядка 140 автокафе. Количество павильонов существенно возросло за последний год и составило 54 точки. В формате мини-юнитов на АЗС представлено 90 точек. Также кафе «Стардог!s» работают на двух фуд-кортах, осваивая новый для этой сети формат. Автокафе с низкой рентабельностью закрываются. Сегодня на 70 новых киосков «Стардог!s» приходится около 20 закрытий старых объектов.
— Стремительное развитие сети отчасти объясняется сворачиванием деятельности многих неэффективных концепций в кризисный период, — поясняет Сергей Рак, директор по развитию компании «Маркон». — Характерно, что в этом году несколько операторов рынка стрит-фуда, работавших с другими позициями, приняли решение перейти на хот-доги. В частности, такой выбор сделала сеть «Рикша и Ван», отказавшись от продаж блюд китайской кухни. Ряд операторов обратились к нам для сотрудничества по франчайзингу. Основным показателем эффективности нашего бизнеса является количество проданных хот-догов. Так, во втором квартале этого года у нас оно составляло в среднем 1 миллион в месяц.
Ассортимент «Стардог!s» включает в себя 16 фирменных позиций в ценовом диапазоне от 49 до 120 рублей. Сеть работает на отечественных продуктах (за границей закупаются только соусы), поэтому почти не зависит от роста цен на импортные ингредиенты. Средний чек в автокафе составляет 90 рублей, а в кафе на фуд-кортах — 140.
К числу приоритетных для развития «Стардог!s» городов в настоящее время относятся Воронеж, Ростов и Краснодар. Отчасти это объясняется федеральными вложениями в реконструкцию трасс по южным направлениям, выполняемую в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи. В Воронеже уже открылись в июне четыре точки. Сейчас решается вопрос налаживания регулярных поставок на более значительные расстояния (до 1300 км) охлажденной и замороженной продукции компании. До кон-ца осени планируется открыть «Стардог!s» в Киеве.

КРИЗИСНАЯ ЗАКАЛКА
Сеть «Крошка-Картошка» (оператор — «Технологии питания») заявила о себе в самый разгар прошлого кризиса, открыв первую точку в августе 1998 года. Работать в сложных экономических условиях ей не привыкать. Самая мультиформатная из российских фаст-фудовских сетей сегодня насчитывает около 270 точек. Из них 65 — стационарные кафе в Москве, 141 — автобуфеты и павильоны в столице и Подмосковье. Помимо этого работают корпоративные объекты в Новосибирске (7 кафе) и Питере (27 кафе), франчайзинговые кафе в Сургуте (2), Екатеринбурге (2), Тюмени (5), Челябинске (1) и еще 15 в четырех городах Украины. Только с конца 2008 по июль 2009 года в Москве появилось 26 точек «Крошки-Картошки». И сейчас они открываются с завидной регулярностью. Среди последних крупных проектов — кафе в ТЦ «Красный Кит» (Мытищи) и ТЦ «Принц Плаза» (у станции метро «Теплый Стан»). Пока в компании не рассматривают планов по выходу в новые регионы. В кризисный период все усилия предполагается сконцентрировать на точках, работающих в двух столицах.
— Несмотря на то, что сейчас на рынке представлено немало интересных предложений по привлекательным арендным ставкам, мы стали гораздо более взвешенно подходить к выбору мест для «прописки» кафе, — говорит Михаил Кудрявцев, директор по маркетингу сети «Крошка-Картошка». — Сейчас торговые центры вводятся в эксплуатацию все реже и реже, поэтому выбрать подходящую с точки зрения хорошего трафика площадку становится все труднее. На фуд-кортах в ряде ТЦ (в первую очередь в тех, что расположены в офисных районах) ощутимо снизилась проходимость, и падение продаж составило 20—30 процентов. А для открытия таких же крупных павильонов, какими мы располагаем в Москве на Абельмановской улице и Нижней Масловке, довольно непросто найти подходящие места. Поэтому акценты смещаются в пользу павильонов, где представлен усеченный ассортимент и гораздо меньше объем выручки. Средний чек у нас вырос где-то на 5—6 процентов. Сейчас это около 200 рублей для «стационаров» и около 150 для объектов стрит-фуда. К сожалению, количество чеков снизилось на 5 процентов по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
В ответ на кризис «Крошка-Картошка» объявила «Борьбу с сухомяткой» (комбо-обеды стоимостью около 150 рублей). Затем, в апреле, стартовала акция «Меню по карману»: в меню ввели несколько новых позиций и установили на них, а также на ряд стандартных предложений специальные цены.

БЫСТРЕЕ, БОЛЬШЕ, ДЕШЕВЛЕ
Subway входит в число крупнейших в мире сетей фаст-фуда, развивающихся по франчайзингу под единым брендом. Ежегодно она прирастает на две тысячи заведений. На июль 2009 года Subway охватывала более 90 стран, располагая там 31500 франшизных заведений. По прогнозам, к 2025 году в мире будет насчитываться 50 тысяч ресторанов Subway. В России сеть развивается по франчайзингу с 2003 года. По состоянию на январь-2009 в России работало 57 точек Subway, а уже к августу их количество выросло до 73. Из них 20 — в Москве. Сейчас в разработке находится 45 проектов. Планируется, что к концу года количество точек Subway достигнет 100. В прошлом году основной прирост обеспечивался за счет открытия ресторанов в Поволжье и на юге России, сегодня в центре внимания — центральные регионы и Сибирь.
— В кризис освобождает-
ся немало помещений для ве-
дения бизнеса. Но нас прежде всего интересует возможность выхода на улицы городов. Это традиционная среда для фаст-фуда, — отмечает Геннадий Кочетков, вице-президент по развитию Subway Russia LLC. — Нам удалось сократить сро-
ки подготовки точек для от-
крытия новых заведений с че-
тырех до двух месяцев и снизить уровень начальных инвестиций.
2008 год российские рестораны Subway закончили с приростом продаж в 20 процентов, к концу первого квартала 2009-го они упали на 26 процентов. В феврале и марте был разработан и протестирован ряд антикризисных акций («Завтрак», «Эконом Комбо», «Ночной пир», «Снэки», «Школьный обед»), основной идеей которых стала сенсационно низкая входная цена на новые позиции меню. Последовательные тестовые запуски акций в течение шести недель в петербургском ресторане на Невском проспекте, 20, показали, что при агрессивном локальном маркетинге и активной работе в торговой зоне можно добиться серьезного увеличения продаж. Subway на Невском несколько раз побивал собственные рекорды и в июне стал рестораном номер один в Европе и номер два в мире по внутреннему рейтингу сети. Взяв на вооружение методы, обкатанные в Северной столице, ощутимых приростов продаж добились франчайзи, представляющие Subway в Москве, Астрахани и Ростове-на-Дону.

ПО ВЫСШЕМУ  РАЗРЯДУ
Сеть Prime Star (оператор — компания «Эксалан») работает в сегменте премиального фаст-фуда, ориентируясь на тех, кто не может позволить себе тратить много времени и денег на повседневное посещение ресторанов, но и о здоровье не забывает. Основой меню являются сэндвичи, багеты, салат-рулеты и салаты в удобной упаковке, готовящиеся непосредственно в каждом ресторане. На данный момент сеть насчитывает 17 точек. Всего в планах на этот год значилось открытие шести ресторанов, но пока запущены только два.
— Мы стали более взве-
шенно подходить к выбору мест, — рассказывает Валерий Коннов, член совета директоров компании «Эксалан». — Если нам удастся подыскать по адекватной цене площадки
с высоким трафиком, мы их арендуем. Хотя в хороших местах, где уже проложены «муравьиные тропы», ставки по-прежнему высоки. Несмотря на кризисные ожидания, проходимость в Prime Star не снизилась, а весной даже наблюдалось увеличение трафика. Правда, средний чек «просел» на 5 процентов, сейчас он составляет около 200 рублей. Цены мы не поднимали, и это позволило удержать посетителей. Активная работа с поставщиками и консолидация закупочных процессов с дру-
жественными компаниями
благотворно сказались на себестоимости продукции. Доля продаж навынос составляет около 40 процентов, что является довольно высоким пока-
зателем для России. В планах на этот год значилось открытие ресторана в Санкт-Петербурге, но кризис внес свои коррективы. В ближайшее время мы планируем развиваться в двух столицах, хотя интерес к проекту есть и в регионах, о чем свидетельст-
вуют предложения от потенциальных франчайзи.

ЕВРОПА И АЗИЯ
К числу относительно новых фаст-фудовских концепций относятся «Багеттерия» и «УДОНъяСАН», развиваемые компанией «Маркон» на фуд-кортах. Ставка на них была сделана на пике развития рынка с учетом исследований потребительских предпочтений, свидетельствующих о готовности любителей фаст-фуда попробовать сложносочиненные позиции. Сегодня под торговой маркой «Багеттерия» работают кафе быстрого питания в формате convenient food («удобная еда») со специализацией на свежих горячих и холодных багетт-сэндвичах, салатах и супах. Первая точка открылась в конце 2007 года. В 2008-м планировалось открыть 4–6 кафе, а за два последующих года довести их общее количество до 30. Однако пока на рынке представлено всего три «Багеттерии». Средний чек составляет 190 рублей.
— Данная концепция — ха-
рактерный европейский сэндвичный проект — была специально адаптирована под российский рынок, и для наших покупателей это нечто среднее между Subway и Prime Star, — комментирует Сергей Лапада, руководитель отдела маркетинга компании «Маркон». — Она ориентирована на однозначную целевую аудиторию — новаторов и в связи с этим не подходит для того, чтобы развивать ее повсеместно. Одна из «Багеттерий» была закрыта из-за нежелания торгового центра пойти на компромисс при крайне низкой посещаемости фуд-корта.
В сети лапшичных «УДОНъяСАН» полноценный обед, в который входят домашние блюда из пшеничной лапши удон, супы из рыбы и водорослей, стоит менее 200 рублей. Уже открыто четыре ресторана «УДОНъяСАН» на основании приобретенной мастер-франшизы у японской компании, которая в свою очередь управляет в Москве еще двумя торговыми точками.

СВОБОДНЫЙ ДОСТУП
Операторы сегмента fast casual, промежуточного между фаст-фудом и casual dining, тоже ищут новые пути развития, и некоторые — весьма успешно. Так, очень удачным 2009 год стал для сети free flow «Грабли». Сегодня она насчитывает уже восемь ресторанов, все они расположены в Москве.
— За последний год мы открыли сразу три заведения, хотя раньше у нас появлялось не более одного ресторана в год, — говорит Александр Рожниковский, директор отдела маркетинга и рекламы сети «Грабли». — В первые месяцы кризиса произошло падение чека, и мы это почувствовали. Дело в том, что ранее мы расширили меню, добавив в него более дорогие блюда с использованием премиальных продуктов — мидий, дорадо, сибаса. Но уже в ноябре стало очевидно, что такие позиции практически не востребованы. Гости, которые раньше охотно оставляли у нас в ресторанах по 500 рублей, стали теперь тратить не больше 200–300. Еще более экономные посетители и вовсе перекочевали в фаст-фуды. В ресторанах, работающих уже несколько лет, продажи упали на 20 процентов. Одной из антикризисных мер стали бизнес-ланчи (раньше мы их не предлагали) — «Формула обеда» (200 рублей) и «Формула премиум» (300). Это дало хороший психологический эффект, позволив гостям четко планировать свои затраты. В планах на 2010 год пока значится открытие одного ресторана «Грабли».
С 2004 года развитие в формате free flow получила и сеть демократичных трактиров «Елки-Палки». В Ростове-на-Дону открылся первый «Елки-Палки Экспресс», в основу концепции которого был положен принцип самообслуживания, позволяющий повысить проходимость и снизить средний чек. В организованных по такому принципу точках он составляет 300 рублей против 500 в классических трактирах. Сегодня «Елки-Палки Экспресс» работают также в Москве: на Арбате и в аэропорту Домодедово. По словам Бориса Горлова, генерального директора компании «Ланч», для успешного развития и быстрой окупаемости таких объектов нужно достаточно большое помещение на площадке с высоким трафиком (например, в ТЦ).
— На смену традиционному осеннему оживлению на ресторанном рынке пришло снижение уровня спроса, что мы в полной мере ощутили в январе и феврале этого года, — продолжает он. — Произошло незначительное падение объемов продаж, средний чек упал на 10 процентов, наблюдалось небольшое «провисание» по количеству заказов, но затем ситуация постепенно стабилизировалась. Кризис позволил нам по-иному взглянуть на развитие бизнеса, и сегодня сеть трактиров «Елки-Палки» стала функционировать гораздо эффективнее, чем год назад. Мы отказались от ряда подорожавших импортных продуктов и перешли на альтернативные российские. В результате переговоров с поставщиками удалось снизить себестоимость и зафиксировать на длительный период отпускные цены. Но самым непростым делом оказались переговоры с арендодателями. Большинство из них пошли нам навстречу, снизив арендные ставки, но некоторые отнеслись к этому вопросу излишне принципиально, не учитывая реалий сегодняшнего дня. Если наша торговая точка становится убыточной и все варианты снижения издержек исчерпаны, мы вынуждены ее закрыть, что и произошло с одним из старейших трактиров «Елки-Палки». Для нас самое важное — сохранить величину трафика. И с этим помогают справиться различные акции. Например, «Суперобед из 40 блюд»: при заказе салат-бара «Телега» гости получают бесплатно суп и напиток. Вводя новые блюда, мы устанавливаем на них более низкие цены, чем на уже привычные гостям позиции меню.
Сейчас «Елки-Палки» насчитывают 37 трактиров в Москве и один в Ростове, а также 23 точки, работающие по франчайзингу. В бизнес-плане на 2009 год было намечено открыть в столице 10 точек. Пока заработало только три. Если экономическая ситуация улучшится, то в ближайшие годы планируется удвоить число трактиров. Данная концепция вызывает интерес у многих бизнесменов. Только в первой половине этого года было подписано четыре франчайзинговых договора. В Санкт-Петербурге уже работает шесть трактиров, открытых по лицензии. В компании «Ланч» рассматривают и вариант корпоративного развития во второй российской столице, со временем планируя создать
там собственное заготовочное производство.

ВАЖНА КАЖДАЯ ТОЧКА
Первое кафе «Му-Му» от-
крылось в 2000 году в Москве, рядом со станцией метро «Фрунзенская». Сегодня эта «народная» сеть, входящая в «Ресторанный дом Андрея Деллоса», насчитывает 20 то-
чек в разных районах столицы. Согласно планам она должна была ежегодно прирастать пятью кафе. На практике столько их появилось в общей сложности за 2007 и 2008 годы. Однако осень-2009 стала «урожайной». Уже работает «Му-Му» в ТЦ «Принц Плаза», к ноябрю должны открыться кафе на Сокольнической площади, Баррикадной улице и в ТЦ «Семеновский».
— С самого начала в основу нашей стратегии была положена доходность каждой торговой точки в отдельности, а не только общая рентабельность сети, — отмечает Наталья Ми-
леенкова, генеральный директор сети «Му-Му». — Поэтому планов по активной экспансии рынка мы не строили и не открывали заведения повсеместно. Постоянные заботы о повышении доходности каждого кафе позволили нам подготовиться к возможным кризисным последствиям, понять, на чем можно сэкономить и каким образом оптимизировать расходы. Я прогнозировала, что произойдет снижение среднего чека. И действительно, многие посетители стали делать заказы более взвешенно, выбирая недорогие позиции. Для сглаживания этого фактора мы провели немало акций, нацеленных на повышение лояльности. Неприятным сюрпризом оказалось снижение на 4–5 процентов общего по сети количества чеков. Поскольку у нас кафе с очень демократичными ценами (средний чек колеблется в пределах 220–330 рублей в зависимости от местоположения), было непонятно, почему к нам стало приходить меньше гостей, особенно в спальных районах. Чтобы привлечь гостей, мы разработали антикризисное меню, регулярно вводим спецпредложения, а также розыгрыши путевок и других призов.
Существующие до кризиса арендные ставки в 2–3 тысячи долларов за квадратный метр в год были для сети неподъемными. Сейчас же на рынке появилось немало более доступных площадок, в частности, освобожденных игорными заведениями. Но «Му-Му» не торопится с принятием решений об аренде, ориентируясь на план развития, в котором указаны приоритетные округа столицы и станции метро. На быстрый возврат инвестиций здесь так-же не рассчитывают: срок окупаемости кафе составляет в среднем три года.
В перспективе сеть рассчитывает выйти на рынок Санкт-Петербурга, начав с создания там заготовительного производства. Как считает Наталья Милеенкова, говорить о тиражировании концепции по франчайзингу в других регионах преждевременно, поскольку у «Му-Му» довольно уязвимая технология с точки зрения защиты авторских прав.

ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ
Очевидно, что сложившаяся на рынке экономическая ситуация благоприятно сказывается на развитии недорогих концепций. Безумная гонка по захвату новых территорий осталась позади, главным вопросом становится эффективность управления бизнесом.
— Замедляется рост уже существующих сетей, и, очевидно, происходит некоторое переосмысление политики дальнейшего развития, — полагает Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании Restcon. — Сети пострадали от кризиса не намного меньше, чем одиночные фаст-фуды, но это не так заметно, поскольку они обладают большим запасом прочности. Хотя падение выручки на 15—20 процентов наблюдается и у них. Тем не менее к настоящему моменту сети уже успели подстроиться под текущую экономическую обстановку и даже начали вяло развиваться, компенсируя закрытие убыточных точек открытием новых. Стали появляться новые игроки, заявляющие о том, что будут строить сети. Мне известно как минимум о трех компаниях, которые уже в период кризиса приобрели франшизы и начали открывать предприятия (или планируют сделать это в ближайшем будущем) в практически монопродуктовом сегменте. Очевидно, что ряд операторов посчитали кризис удачной стартовой точкой и рассчитывают оказаться в первых рядах на выходе из него. В целом же ситуация продолжает оставаться довольно напряженной. Стабилизация, судя по всему, еще не наступила, и говорить о том, что рынок твердо встал на ноги — в смысле оказался на дне, — еще рано. На мой взгляд, очередная тестовая точка в оценке рынка фаст-фуда придется на ноябрь—декабрь. Крупные сети будут неспешно развиваться, правда, более осторожно, понимая, что гнаться за количеством точек — далеко не самый продуктивный путь к прибылям. Лучше задуматься над качеством каждой вновь открываемой. Многие инвесторы посчитали, что кризис и ожидаемый выход из него — действительно неплохая возможность проявить себя на поредевшем рынке, и начали инвестировать. Рынок в целом уже насыщен наиболее востребованными форматами. Это означает, что начнут появляться новые концепции. Думаю, большинство из них не приживется, но что-то, скорее всего, останется.

ЧТО БЕРЕМ?
Ситуация, сложившаяся на рынке, отразилась и на динамике спроса на оборудование, предлагаемое поставщиками.
— В настоящее время люди, имеющие свободные средства, предпочитают вкладывать их в предприятия, которые при минимальных капиталовложениях быстро окупаются и начинают приносить прибыль, — отмечает Наталья Дворецкая, технолог компании «Торговый Дизайн». — Все большей популярностью пользуются «сладкие островки» в крупных ТЦ, а в кинотеатрах и развлекательных центрах растет спрос на соленый и сладкий попкорн. С точки зрения бизнеса у этого продукта несколько существенных плюсов. При небольшой себестоимости наценка на попкорн может доходить до 1000 процентов, и, кроме того, он вызывают жажду, что увеличивает продажи напитков.
По словам Людмилы Же-
ланкиной, руководителя нап-равления по продвижению оборудования ГК «Звезды общепита», рынок фаст-фуда рас-
тет, судя по продажам техники, рекомендуемой для этого сегмента, а в меню таких заведений все чаще появляются овощи и рис.
— Уход с рынка ряда игроков дает возможность оставшимся развиваться, что явно видно на примере франчайзинговой сети
Subway, — подводит итог Вик-тория Карева, технолог отдела технологического оборудования компании «Деловая Русь». — Появляются новые интересные концепции. Например, управляющая компания Mallina Management Solutions выводит на рынок направление паназиатской кухни под брендом Sushilka-Yaki. Многие сетевые компании находятся в поисках незанятых сегментов, что приводит к спросу на не распространенное в нашей стране оборудование. Изменился и подход к выбору поставщиков. Приоритетными показателями стали надежность компании, история взаимоотношений с ней, возможность комплексного оснащения и готовность выстраивать работу с сетевыми клиентами по более гибкой схеме.

Автор: Роман Хохлов
Фото: Юрий Лукин
Источник: "Ресторанные ведомости" №10 (138) 2009г.

Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба