менеджмент |  Май 2014

Рынок кейтеринга-2014: анализ и прогнозы

Уменьшение масштабов мероприятий, трансформация их направленности – вот лишь некоторые изменения, которые затронут в этом году рынок выездного обслуживания. Как удержаться на плаву во времена экономической нестабильности?

Рынок кейтеринга-2014: анализ и прогнозы
Лепский Эрнест
Директор ООО «Кейтеринг Сервис» (ГК «КорпусГрупп»)
Российский рынок ресторанов выездного обслуживания (РВО) довольно молодой. Кейтеринг как вид бизнеса стал формироваться в Москве в начале 1990-х. Путь от примитивного сервиса к предоставлению услуги, соответствующей мировым стандартам качества, занял около 10 лет — только к 2000 году российский событийный кейтеринг стал приближаться к планке, заданной Западом.

Эрнест
ЛЕПСКИЙ
,
генеральный директор компании
«Кейтеринг Сервис»
Москва  
До 2014 года наблюдался довольно стабильный ежегодный прирост на рынке РВО — в среднем по 10 процентов в год. Так, в 2012-м емкость московского рынка, по нашим оценкам, составила 2112 млн, а в 2013-м — уже 2365 млн. Но в связи с мировым финансовым кризисом темп прироста в 2014 году несколько упадет и составит около 6 процентов относительно предыдущего года. Свою роль сыграет и ускорение темпов отзыва лицензий банков (одного из наиболее крупных клиентских сегментов). Кроме того, в последнее время ярко проявляется такая тенденция, как «дробление бюджетов» — крупные компании не проводят корпоративы централизованно, а делят бюджет на отделы. Каждый отдел, в свою очередь, самостоятельно решает, как отметить праздник. Самый распространенный вариант — застолье в ресторане, где участие РВО исключается (табл. 1). 


Рынок аренды ресторанного оборудования (АРО) еще более молодой, чем РВО, поэтому и емкость его значительно меньше. По сути, он представлен одной компанией — Rent4Party, к которой заказчики обращаются, если им не хватает своей техники. Основные клиенты — кейтеринговые компании, у которых недостаточно мощностей для проведения большого мероприятия, ведь далеко не все организации могут позволить себе держать на складе нужное количество посуды для банкета на 10000 гостей. Часто обращаются Event-агентства — этой категории потребителей обычно интересны не «свободные тарелки», а специализированное оборудование, покупать которое ради одного события нет смысла, например, тентовые конструкции, мебель, плазмы. 

Конечно, рынок АРО не может полноценно существовать без крупных заказов ресторанов выездного обслуживания, но, согласно прогнозам на 2014 год, сокращается не только количество мероприятий, но и их масштаб — соответственно, кейтеринговые компании все чаще будут обходиться своими силами (схема 1).


Чем еще удивит нас этот год? Во-первых, все большей оптимизацией бюджетов. В условиях экономической нестабильности компании в первую очередь сокращают затраты на корпоративные мероприятия, то есть часть потенциальных клиентов вовсе откажется от услуг РВО, другая часть значительно уменьшит статьи данных расходов. 

В связи с пересмотром штатов сотрудников будет падать количество гостей на корпоративных мероприятиях, поэтому сократится число проектов классов А и В, а категории С, наоборот, возрастет. 

Оптимизация бюджетов приведет к росту числа тендеров среди агентств. Также не стоит забывать о квалификации заказчика — она повышается буквально день ото дня, поэтому все большую роль играют нестандартный подход и новизна в предложениях для клиента. 

В условиях экономической нестабильности и общего снижения уровня жизни кейтеринговым компаниям придется сокращать издержки и снижать цены на свои услуги, чтобы «оставаться на плаву». В свою очередь девальвация рубля и инфляция не способствуют уменьшению цен — только за первые 2 месяца 2014 года сырье подорожало на 15 процентов. Ситуация действительно обещает быть сложной.


Сегменты рынка РВО 

Тенденции 2014 года не сулят больших изменений в разделении по ценовым сегментам — в условиях кризиса идти в «вышку» довольно проблематично, так как необходимы значительные ресурсы для создания соответствующего имиджа и его поддержания. Низкий ценовой сегмент в России мало развит, кроме того, здесь велико число конкурентов из смежных направлений деятельности — кафе, рестораны, кофейни и т.д. Поэтому основные игроки останутся на своих местах, отклонение может достигнуть максимум 3—5 процентов по сравнению с 2013 годом (табл. 2). 

Делу время — потехе час 

Согласно нашим прогнозам, в 2014 году кардинально изменится направленность мероприятий. Если ранее основная часть заказов (около 45 процентов) приходилась на корпоративно-развлекательные события (новогодние и профессиональные праздники, юбилеи компаний, тимбилдинги и т.п.), то теперь в силу вышеперечисленных факторов таких заказов станет заметно меньше, а на первое место выйдут деловые мероприятия (кейтеринг на выставках, конференциях, форумах и семинарах) (схемы 2, 3).



Кому будем продавать? 

Какой бы хорошей услуга ни была, ее нужно продавать, а лучшими помощниками всегда были и будут Event-агентства. Например, в группу наших компаний входят три кейтеринговые организации — PARAD catering, «ФИГАРО» и «Иван кейтеринг». Флагманским проектом по работе с агентствами является «ФИГАРО» — до 48 процентов заказов мы получаем по итогам участия в тендерах, организованных Event-агентствами. 

У PARAD catering другая ситуация — с 2007 года компания целенаправленно работает на спортивных мероприятиях, поэтому заказчики, как правило, обращаются напрямую и через знакомых. Спортивные проекты достигают 40 процентов от всех событий, обслуживаемых PARAD catering, — это очень высокий показатель (для сравнения: у «ФИГАРО» их менее 10 процентов от общего числа). 

Третья компания — «Иван кейтеринг» — работает в низ- ком ценовом сегменте. Здесь мы взаимодействуем с клиентами в основном напрямую, так как небольшой бюджет на мероприятие не позволяет заказчику обратиться в Event-агентство. На помощь при поиске кейтеринговой компании приходят интернет и отзывы знакомых, что, безусловно, учитывается при планировании программы продвижения предприятия. 


Играть нельзя сдаваться 

И все-таки как быть кейтеринговым компаниям в такой сложный период? Заказчики сокращают бюджеты или вовсе отказываются от услуг РВО, рубль падает, продукты дорожают… Спрятаться и переждать? Конечно, нет! Сейчас именно то время, когда важно совершать решительные поступки: искать пути оптимизации издержек, выходить на новые рынки, активно сотрудничать с Event-агентствами и не забывать про старых клиентов. Не бойтесь воплощать самые креативные и, казалось бы, сумасшедшие идеи — это и станет залогом вашего успеха в столь непростое время.


Опубликовано:
28/05/2014

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба