Кондрашин Андрей |  Июнь 2015

Придорожные гостиницы — особенности формата

Каждый день по автотрассам путешествуют миллионы людей. Разумеется, многие поездки не ограничиваются сотней километров, поэтому у водителей и их пассажиров возникают вполне естественные потребности в еде, отдыхе и сне

Придорожные гостиницы — особенности формата
Кондрашин Андрей
Совладелец компании «Викон» (ресторан «Сказка», сеть трактиров «Русская Изба», кафе «ВЗС», сеть магазинов-кулинарий «Купец» и др.)
В последнее время стали появляться публикации, посвященные придорожному ресторанному бизнесу. Большая заслуга в этом принадлежит издательству «Ресторанные ведомости». А вот материалов об особенностях и проблемах гостиничных предприятий, работающих на автотрассах, по-прежнему очень мало. Эта статья призвана хотя бы частично восполнить пробел.
Мои познания о специфике отрасли складываются не только из профессиональной деятельности (мы владеем и управляем несколькими придорожными гостиницами в разных ценовых сегментах на трассе М-7 Москва — Нижний Новгород), но также из личного опыта: я достаточно много путешествую по России на автомобиле и повидал десятки разнообразных заведений этого формата.

На данный момент в России крайне мало качественных отелей на автотрассах — чистых, опрятных, с доброжелательным сервисом. Особенно сильно недостатки отечественных гостиниц заметны в сравнении с аналогичными объектами в европейских странах. Тем не менее в пиковые сезоны (как правило, в летние месяцы) получить номер без предварительного бронирования даже в самых посредственных мотелях зачастую невозможно. Эти наблюдения довольно красноречиво свидетельствуют о недостаточной конкуренции, а значит, и о том, что рассматриваемый рынок еще далек от насыщения.

Целевые группы гостей

Безусловно, у каждого направления есть свои особенности, в том числе и специфика аудитории. Мы работаем на одной из самых оживленных и вместе с тем разнородных по составу водителей автотрасс, которая обеспечивает наши гостиницы сразу несколькими категориями гостей.

1. Дальнобойщики

Для гостиничного бизнеса в отличие от придорожной индустрии питания дальнобойщики — не самая «лакомая» целевая группа, несмотря на ее массовость. Большинство представителей этой профессии весьма ограничены в бюджете, выделяемом на поездку, поэтому они, как правило, ночуют в кабине своего автомобиля. Все вполне логично: чем больше денег сэкономишь в поездке, тем больше сможешь привезти домой.

Некоторые дальнобойщики не готовы так жертвовать своим комфортом, однако и они отдают предпочтение самым бюджетным вариантам ночлега: снимают не целый номер, а наиболее доступное по цене спальное место в общей комнате. Такой формат размещения характерен скорее для хостела, чем для «классической» гостиницы.

Впрочем, в обслуживании этой категории гостей есть и преимущество: дальнобойщики фактически живут в дороге, поэтому испытывают большую потребность в дополнительных бытовых услугах, таких как стирка, глажка белья, пользование душем. Если правильно организовать пространство на территории гостиницы, то за счет предоставления этих услуг можно существенно увеличить выручку. Кроме того, ночевать на трассах с дорогим грузом по-прежнему весьма рискованно, поэтому спрос на платную охраняемую стоянку также остается стабильно высоким.

2. Командированные

Многочисленность этого сегмента гостей стала для нас приятной неожиданностью. Дело в том, что в относительной близости от наших гостиниц работает несколько крупных производственных предприятий, куда регулярно приезжают командированные из других городов и даже стран. Разумеется, им нужно где-то остановиться. Пару лет назад у нас в гостинице три месяца жили немцы, налаживавшие оборудование на одном из местных заводов. Рекордсменами же по количеству дней проживания стали сотрудники предприятия по ремонту дорог, которые реконструировали большой участок трассы: компания оплатила им проживание более чем на полгода. Вообще средний срок пребывания командированных гостей установить весьма затруднительно, поскольку он может варьироваться от пары дней до нескольких месяцев, в зависимости от масштаба и длительности проекта, на который были привлечены специалисты.

3. Гости, приезжающие отдохнуть на выходные

Гостиницы придорожного формата вполне могут стать подходящим вариантом для тех, кто хочет вырваться из городской суеты на несколько дней. Однако вряд ли получится сделать отель востребованным местом отдыха, если здание вплотную прилегает к загруженной дороге: шум машин и неживописный вид из окна на трассу едва ли способствуют созданию спокойной атмосферы. Нам удалось привлечь эту категорию гостей только в одну из наших гостиниц («Терем»), поскольку мы построили ее на некотором отдалении от шумного шоссе. Это несколько осложнило процесс раскрутки объекта, так как многие люди проезжали мимо, не замечая наш отель с трассы. Однако проблему нам удалось довольно быстро решить, арендовав несколько новых рекламных щитов на трассе и указав на них точное местоположение и подробную навигацию.

Данной аудитории очень важна развитая инфраструктура для проведения досуга — наличие бани, бассейна, бильярда и т.д. Поэтому тем, кто рассчитывает на привлечение этого сегмента гостей, следует уделить особое внимание расширению списка предлагаемых развлечений.

4. Туристы

Чаще всего придорожным гостиницам удается привлечь транзитных туристов, то есть тех путешественников, которые преодолели лишь часть запланированного маршрута и нуждаются в комфортном месте для сна. Такие гости, как правило, приезжают поздно вечером и уже рано утром снова отправляются в путь. Главными приоритетами для них являются уют и наличие удобств в номере, тихая и спокойная обстановка, а также возможность оставить машину в безопасном месте. Кроме того, они очень любят, когда утром им предлагают бесплатный завтрак.

5. «Сладкие» парочки

Наконец, еще одна довольно многочисленная группа посетителей, без упоминания о которой мой рассказ получился бы неполным, — одинокие водители, останавливающиеся в отелях, чтобы скоротать время со спутницей, как правило, из местных девушек легкого поведения. Хотя мы не приветствуем в наших гостиницах такого рода досуг, препятствовать ему, оставаясь вежливыми и гостеприимными, довольно непросто. Ведь не станем же мы спрашивать у каждой пары, кем они друг другу приходятся. Чтобы минимизировать поток данной категории посетителей, мы полностью отказались от почасовой оплаты номеров и очень тщательно следим за тем, чтобы представительницы древнейшей профессии не подыскивали себе клиентов рядом с нашими заведениями.

Сегменты придорожных гостиниц

Большинство придорожных гостиниц в нашей стране можно разделить на три основные категории:

• Эконом-сегмент

Эконом-гостиницы на автотрассах чаще всего предлагают небольшие номера с удобствами на этаже. Наибольшим спросом такие отели пользуются у дальнобойщиков и командированных из небольших компаний с ограниченным бюджетом.

Средняя цена за двухместный номер здесь варьируется в пределах от 700 до 1500 рублей. Обычно эконом-гостиницы предоставляют посетителям возможность занять спальное место в общем номере. Стоимость  такого размещения может составлять всего 300–350 рублей за ночь.

• Средний ценовой сегмент

Гостиницы этого класса ориентированы в большей степени на туристов, которые ищут место для ночлега, чтобы на следующий день снова отправиться в путь, а также гостей, приезжающих на выходные. Комнаты в подобных отелях, как правило, оснащены всем необходимым: холодильником, телевизором и даже кондиционером. Удобства находятся в номерах. Довольно часто владельцы таких гостиниц совмещают их с более простыми эконом-отелями, располагая эти два объекта в отдельных корпусах или на разных этажах одного здания.

К среднему ценовому сегменту также можно отнести достаточно распространенный вариант небольшого «семейного» отеля, зачастую переделанного из обычного жилого дома. Номерной фонд таких объектов редко превышает пять комнат, да и их владельцы обычно делают основной упор на смежный бизнес, например, на кафе или розничную торговлю.

Стоимость двухместного номера в отелях данного класса составляет от 1800 до 3000 рублей за сутки. 

• Бизнес-сегмент

К отелям бизнес-класса, работающим на трассах, принято относить объекты, которые располагают просторными номерами, состоящими из нескольких комнат, широким спектром самых разнообразных дополнительных услуг и развлечений: от бани и бассейна до тенниса и конюшен, а также большими облагороженными территориями с парковыми зонами.

За одни сутки в двухместном номере гости, скорее всего, заплатят не меньше 4000–5000 рублей. Обычно в эту сумму входят завтрак, пользование охраняемой стоянкой, а также приятные бонусы, зависящие от маркетинговой политики каждой конкретной гостиницы. 

Секреты успеха придорожных гостиниц

Наш опыт подсказывает, что практически все успешные придорожные гостиницы объединяют несколько схожих параметров. Я считаю, что они и являются ключевой причиной востребованности того или иного отеля.

В первую очередь это, конечно же, удачное расположение, удобный заезд и вместительная охраняемая парковка. Для любого придорожного объекта именно эти факторы если не самые главные, то определенно одни из основных. Особенно если речь идет о выборе гостиницы для отдыха в пути всего на одну ночь. В таких случаях гости довольно редко ищут лучший вариант заранее, читая отзывы в интернете или опрашивая знакомых. Как правило, когда автомобилисты решают, что пришло время отдохнуть, они выбирают первый же отель, который им приглянется уже с трассы.

Именно поэтому особое значение имеют фасад здания гостиницы, уличные баннеры и наружная реклама. Задача владельцев — сделать все возможное, чтобы объект сразу бросался в глаза водителям и при этом выглядел весьма опрятно и привлекательно, вызывал желание в нем остановиться.

Наконец, еще одним критически важным для популярности придорожной гостиницы фактором является комплексность объектов. Водители намного охотнее останавливаются не в одиноко стоящих на пустыре зданиях, а в местах, где можно и вкусно поесть, и купить в дорогу все необходимое, и отремонтировать машину, если возникает такая необходимость. Удобство гостя должно быть приоритетом для каждого владельца бизнеса на трассе.

В заключение следует затронуть такой актуальный вопрос, как экономическая привлекательность открытия придорожных гостиниц. Инвестиции в полноценное строительство и запуск гостиницы на 15 номеров с удобствами в номере (таков, по нашему опыту, необходимый минимум) составят от 12 миллионов рублей. Сумма, безусловно, может сильно варьироваться в зависимости от множества факторов: месторасположения, наличия инфраструктуры, ее состояния. Сроки окупаемости такого объекта — примерно 4–5 лет. Таким образом, открытие придорожной гостиницы может стать весьма интересным с точки зрения вложений средств бизнесом.

О нюансах успешного ведения бизнеса в регионах читайте в новой книге Андрея Кондрашина "Ресторанный бизнес в малых городах".



Опубликовано:
15/06/2015

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба