Ночной клуб. Параллельные миры

Что же тянет посетителей в ночной клуб, какой такой удивительный товар там продается? Большинство специалистов называет это ...

Что продают во фруктовом магазине – правильно, фрукты. А вот что продают в ночном клубе? Ну, конечно, сейчас мне скажут: бар, спиртное…Только вот странно — в рядом стоящем магазине большинство таких же напитков можно прикупить дешевле в 2-5 раз.
Почему же посетитель позволяет заведению на нем так зарабатывать? — Да уж точно не по собственной неграмотности!...Ну, значит, не о том речь – наверное, не спиртное побудительный мотив, так ведь?

Справка: В демократических молодежных клубах доля баров составляет едва ли 30-35%, средний чек за спиртное плавает в районе 400 руб. Причина здесь в том, что молодежь — не слишком обеспеченная публика, и большинство спиртного попадает в организм посетителя перед визитом в клуб.
В заведениях, рассчитанных на более серьезную публику, продажа алкогольных напитков составляет примерно 60-65% от оборота, средний чек  с бара — 1000 руб.
В клубах категории VIP тот же сегмент прибыли составит уже 80-90%, а размер среднего чека лучше даже не озвучивать.

Тогда может кухня? Опять попали пальцем в небо. Рестораны сейчас едва ли не на каждом углу. Изобилие различных кухонь от классических до чрезвычайно экзотических поражает воображение, а шеф-повара просто соревнуются в способности удовлетворить любых гурманов.
 
Справка: В демократических молодежных клубах доля кухни не дотягивает иногда и до 10—15%, средний чек — 150 руб. Ну не кушать молодежь ходит в клуб, не кушать! В заведениях, рассчитанных на более серьезную публику, доля кухни —  30-35% средний чек — 1000 руб. В клубах категории VIP гости покушают на 10-15% а размер среднего чека не сильно впечатляет — 3000 руб.

Может быть, народ ходит на модных диджеев музыку послушать? Уже теплее, но опять не то. Когда в столице было 5 модных диджеев, тогда ходили конкретно на них, сейчас их 50
По результатам опросов клубной тусовки, лишь 7% посетителей пришли конкретно на играющего сегодня DJ и интересуется его творчеством. А вот доля публики, разбирающейся в музыкальной культуре, уже  намного серьезнее —  до 40%

Справка: В демократических молодежных клубах доля продажи билетов на вход составляет от 70%.  Цены на билеты меняются в зависимости от дня недели: обычно от 150 до 500 руб. В дни приглашения популярных групп и исполнителей —  до 1000-1500 руб. В заведениях, рассчитанных на более серьезную публику, и в клубах категории VIP обычно нет платы за вход, за исключением дней выступления популярных групп, и ее доля в доходах заведения незначительна.

Вот тебе и раз! Так что же тянет посетителей в ночной клуб, какой такой удивительный товар там продается? Большинство специалистов называет это атмосферой, то удивительное состояние, которое возникает у посетителя и связывает его с данным местом. Однако найти внятное объяснение, что это такое и каким законам подчиняется – весьма непросто. Что ж, попробуем мы.


Важнейшее правило привлекающей атмосферы — четкое впечатление другого мира.
Это может быть, другая страна, иное время, чужая планета, другое время года, мир заточенный под конкретный социум и т.п.  (подробнее об этом —  в следующих статьях)
Переход может быть резким: посетитель проходит в дверь-портал и сразу окунается в гущу иного измерения, параллельного мира, созданного специально для него, а может быть более мягким — коридор, гардероб своим стилем и оформлением, светом и десятками мелочей готовят человека и намекают ему, что иной мир за следующей дверью.

Поддержать это главнейшее правило призваны следующие элементы:

Окна. Да нет их в ночном клубе и быть недолжно (в отличие от ресторанов, где большие окна — один из важнейших элементов, а столики у окна — самые популярные). Окна в ночном клубе нарушили бы иллюзию удаленности и отгороженности от реального мира, да и мысль, что отдыхающих видно с улицы, не способствовала бы их расслаблению.

Интерьер и антураж. Здесь есть, где разгуляться творческой фантазии дизайнера. Но, в общем, говоря коротко, все детали соответствуют избранной теме, любая выпадающая из концепции мелочь может сбить с настроения и разрушить иллюзию.

Погода. Термин непривычный, но как еще назвать все это:
— клубное освещение, от которого на танцполе рябит в глазах, а это временно дезориентирует танцующих, обманывает их чувство пространства, опять нарушает привычные ощущения, еще раз подтверждая —  Вы не в привычном мире! 
— освещение на посадочных местах интимное, скрытое, едва освещающее стол. Это способствует ощущению интимности за столом, заставляет сидящих сблизить лица, чтобы лучше видеть друга. А если мы и здесь используем неестественные и непривычные цвета освещения, то гости станут друг для друга настоящими сюрреалистическими персонажами.
— дым (туман), поддерживаемый дым-машинами, легкий, висящий в воздухе, в котором так хорошо видны лучи разноцветного света, или тяжелый, стелящийся по земле, скрывающий пол, дающий ощущение, что идешь по облакам.

Ну а дальше список нескончаем. Здесь и неожиданный дождь из потолочных разбрызгивателей; дождь из мыльных пузырей или искусственного снега; огненные фонтаны из генераторов пламени, поражающие воображение или выглядящие интимно и загадочно; воздушные шары, подсвеченные специальными крошечными неоновыми лампами; взрывы пушек конфетти; холодные фейерверки и многое другое…
Здесь маги, управляющие погодой, —  осветители и мастера спецэффектов.

Звуки – громкая музыка. Уровень звука на танцполе должен быть таким, чтобы танцующим желающим что-то сказать рядом находящемуся человеку, нужно было бы естественно вторгнуться в так называемую «интимную зону собеседника».  Где еще на улице можно шептать прямо на ухо незнакомой девушке, и это будет естественно и оправдано?
Кто эту музыку создает – тема отдельная и немаленькая, здесь мы это обсуждать не будем.

Происходящее и законы. Ну, вот и добрались, вот оно шоу, действие происходящее по законам жанра, непрерывно и по тайному сценарию, призванному дать четкое понимание — законы внешнего мира здесь не действуют, здесь другая мораль и другие принципы поведения. Недаром многие успешные клубы декларируют принцип «Здесь можно все».

Местное население. Конечно, другой мир должны населять необычные персонажи, соответствующие общему стилю и концепции. DJ и МC, гоу-гоу и стриптизерши, фрики, и, конечно, обслуживающий персонал клуба, соответственно одетый и подготовленный.
Ну а если мы заставим посетителей необычно приодеться ради нашего мира, то честь нам и хвала. Весь зал или большая его часть станет нашим населением — подданными царства грёз, которое вы для них создали.

Вспоминается мне старый-старый советский фильм «Веселая планета», где в обычном ДК атмосфера веселья и костюмированный бал вводят в заблуждение пришельцев с другой планеты. Так должно быть и с вашими посетителями: сначала изумление, потом интерес и любопытство, а потом безоговорочная вера в происходящее. Мы не на Земле, сегодняшний день исчез, завтрашнего не будет, зажигаем…А если пора улетать, то обязательно вернемся!

Автор: Сергей РЯЖИН
июль 2007 г.

Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба