сетевые рестораны |  Сентябрь 2012

Международные ресторанные сети атакуют Россию!

На протяжении последних 10-15 лет на российском рынке наблюдается активная экспансия глобальных сетей. Так, первыми международными игроками, которые вышли на российский рынок, стали «Pizza Hut» (с 1989 г.), «McDonald’s» (с 1990 г.), «KFC» (с 1989 г., с 2005 по 2011 гг. в рамках «Ростик’с-KFC»), «Baskin-Robbins» (с 1992 г.), «Sbarro» (с 1997 г.) и «Subway» (с 1998 г.).

Международные ресторанные сети атакуют Россию!
В связи с финансово-экономическим кризисом 2008 года некоторые международные сети отложили свои планы по приходу на российский рынок.

Однако затишье длилось не долго. Уже в 2010 году в России появился такие крупные иностранные бренды, как «Burger King», «Dunkin’ Donuts», а в 2011 году на рынок вышла сеть «Wendy’s». На сегодняшний день на российском рынке действуют около 40 международных сетей. Благодаря быстрой географической экспансии глобальные игроки уже контролируют 22,4% (или 1748 точек) сетевых заведений России. Отмечу, что в I квартале 2011 года международные сети занимали около 18% рынка общественного питания (по числу заведений).

Динамика структуры российского рынка сетевых предприятий общественного питания, I полугодие 2008 года - I квартал 2012 года, % от количества сетевых заведений.

Динамика структуры российского рынка сетевых предприятий общественного питания

Источник: данные агентства РБК.research, исследование «Сети предприятий общественного питания в России 2012», дата актуализации – I квартал 2012 года


Столь стремительное развитие международных сетей обусловлено ненасыщенностью российского рынка, где мы существенно отстаем от стран Западной Европы и, тем более, США по числу ресторанов на душу населения. Следует констатировать и отставание в культуре питания «вне дома», ведь пока для многих россиян посещение заведений общественного питания является отнюдь не рядовым событием. Согласно нашим опросам 37,2% жителей крупных городов России в возрасте от 18 до 54 лет посещают рестораны и кафе для того, чтобы отметить какое-либо событие. При этом свыше 56% опрошенных россиян считают питание вне дома «дорогим удовольствием».

Отношение респондентов к питанию вне дома, % от опрошенных
Отношение респондентов к питанию вне дома
Источник: РБК.research, дата актуализации – I квартал 2012 года

Однако интерес иностранных сетей к России объясняется не только ненасыщенностью нашего рынка по сравнению со зрелыми рынками Европы и США. Например, в сегменте фаст-фуда масло в огонь подливает развернувшаяся в Штатах борьба с ожирением, а также более очевидный, чем в России тренд на здоровое питание, что не может не изменить географический вектор развития рынка быстрого питания. При этом дополнительным стимулом к приходу на российский рынок для международных сетей являются Олимпийские игры 2014 года, а также Чемпионат мира по футболу 2018 года.
В связи с этими фактами выглядят впечатляюще и планы развития глобальных игроков. Так, в 2012 году «McDonald’s» собирается открыть еще около 45 ресторанов по всей России и начать активно работать в Западной Сибири (Новосибирске, Омске, Барнауле, Томске). Американская корпорация «Yum!Brands», развивающая сеть ресторанов быстрого обслуживания «KFC», намерена удвоить количество заведений в России и СНГ и довести их число до 300 к 2015 году. Таким образом, ежегодно компания планирует открывать по 30-40 новых точек.

При этом в выполнимости планов «гигантов» фаст-фуда мало кто сомневается, учитывая темпы их роста за прошедший год. Например, мировой лидер по количеству ресторанов, сеть фаст-фуда «Subway», практически удвоила число заведений, действующих на территории страны. Если в конце I квартала 2011 года в России под вывеской «Subway» работали 185 сетевых заведений, то в конце I квартала 2012 года – уже 344 ресторанов.

Способствует стремительной географической экспансии международных сетей и развитие франчайзингового рынка, благодаря чему предприниматели предпочитают развивать уже существующие сетевые концепции, чем на «свой страх и риск» открывать собственные рестораны.

В сложившихся реалиях неплохо себя чувствуют и крупные российские игроки, не желающие отставать по темпам развития от зарубежных «коллег». На сегодняшний день согласно данным агентства РБК.research на территории страны действуют свыше 6 тысяч отечественных сетевых ресторанов и кафе, число которых непрерывно растет. Тем не менее, топ-менеджмент российских сетей с большим интересом и с опаской наблюдают за развитием иностранных брендов.
Присутствие международных и глобальных игроков на российском ресторанном рынке наиболее сильно ощутимо в таких сегментах, как фаст-фуд рестораны и кофейни. Так, в сегменте фаст-фуда (лишь стационарные заведения) – почти 50% сетевых заведений принадлежат иностранным игрокам. При этом именно международные игроки за последний год продемонстрировали наиболее высокие темпы роста. Среди ТOP-5 наиболее динамично развивающихся сетевых концепций быстрого питания 4 игрока имеют статус глобальных сетей. В сегменте кофеен и кафе-кондитерских доля иностранных заведений, действующих на территории страны, достигает почти 20%, и это далеко не предел.

Очевидно, что вектор развития международных сетей направлен на наиболее перспективные и быстроразвивающиеся сегменты российского рынка общественного питания, которыми сегодня являются фаст-фуд, а также сегмент кофеен и кафе-кондитерских.

Так, операторами рынка быстрого питания за прошедший год было открыто свыше 440 новых сетевых заведений. С темпами роста, сравнимыми с сегментом быстрого питания, развиваются сети кофеен, кафе-кондитерских и пекарен. Данный сегмент сетевого рынка показывал довольно высокие темпы роста в докризисном периоде (до октября 2008 года). Однако в условиях экономической нестабильности многие игроки рынка сделали ставку на развитии фаст-фуд сегмента, который является наименее рисковым с точки зрения скорости развития и объемов инвестиций.

В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к сегменту кофеен, а также кафе-кондитерских, что отражается на динамике роста данного сегмента. Так, за последний год в России было открыто около 265 новых сетевых заведений данных форматов.

Помимо «классических» кофеен и кафе-кондитерских огромный потенциал имеют и автокофейни. На сегодняшний день в данной нише хотят развиваться сразу несколько крупных международных игроков, объявивших о своем намерении выйти на российский рынок. Здесь имеются в виду следующие сетевые проекты: «Seattles Best Coffee» и «Muzz Buzz».

Структура рынка сетей общественного питания России в зависимости от концепций заведения за I квартал 2012 г., % от общего количества сетевых заведений.

Структура рынка сетей общественного питания России
Источник: данные агентства РБК.research, исследование «Сети предприятий общественного питания в России 2012», дата актуализации – I квартал 2012 года


Как видим, на сегодняшний день международные ресторанные сети действительно «атакуют» Россию, завоевывая все большую популярность и любовь среди отечественных потребителей. Смогут ли устоять под натиском глобальных игроков отечественные сети?

Ответ на данный вопрос пока положительный. Ведь в условиях роста рынка общественного питания «выживаемость» отечественных сетей не вызывает опасений. Однако, именно на этапе развития определяется представленность сети, которая наряду с качеством облуживания и ассортиментом сети в дальнейшем играет одну из ключевых ролей на пути к завоеванию доверия и лояльности россиян. 
 
Исследование подготовила старший аналитик агентства РБК.research, Микаелян Инга

Опубликовано:
17/09/2012

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба