Табачникова Иванна |  Январь 2014

Гостиничный бизнес – 2014: перспективы, ожидания

Изучая взгляд на индустрию гостеприимства в России «снаружи», довелось встретить следующее суждение: «Отставание российского гостиничного бизнеса от мировых лидеров по ряду показателей составляет 50 лет…». Есть с чем спорить, но и есть над чем задуматься. Посмотрим, что готовит 2014 год согласно прогнозам экспертов

Гостиничный бизнес – 2014: перспективы, ожидания
Табачникова Иванна
Исполнительный директор компании «СИТИстрой» (Москва)
Современная мировая тенденция в отельном бизнесе направлена на создание гостиничных объединений, корпораций и сетей. Происходит постепенная перегруппировка, реструктуризация организационных построений. Глобализация и концентрация бизнеса диктуют внедрение прогрессивных технологий, проведение глубокой системной экономической диагностики предприятий, применение ресурсов интернета и масс-медиа для формирования стратегии продвижения. Стратегия на текущий момент — найти и удержать своего клиента. Мировая практика убедительно доказывает, что инвестиции в индустрию гостеприимства по своей отдаче могут сравниться с вложениями в нефтедобычу. Интегрированные цепи, консорциумы, ассоциации, независимые отели —
Иванна ТАБАЧНИКОВА, 
исполнительный директор 
компании «СИТИстрой»,   
Москва
вот реалии современной индустрии гостеприимства. С этой тенденцией нам трудно спорить. Отельеры в России рассчитывают в основном только на свои силы. Успешные примеры объединений есть, но пока это скорее исключение, нежели закономерность. Каковы наши возможности? Сдаться? Продаться? Или через тернии, пробы и ошибки все-таки найти свой непростой, но эффективный путь? Нам еще много с чем предстоит бороться. Есть снижение общего количества номерного фонда за счет сноса и постановки на реконструкцию ветхого фонда. Есть трудности взаимодействия с внешней средой: надзорными органами, контролирующими инстанциями. Все еще имеют место применение устаревших форм менеджмента, неусвоение понятий системного функционального, маркетингового, нормативного подхода для обеспечения эффективного комплексного управления гостиничным предприятием. 

Есть и положительный сдвиги. Происходит консолидация отелей через создание единого информационного пространства, не нарушающая при этом юридической и хозяйственной самостоятельности. Конкуренция в рамках рыночных отношений — мощный двигатель. Конкурентоспособность — это наличие свойств, позволяющих гостинице осуществлять относительно свободную операционную деятельность. Предприятия, не обладающие факторами конкурентоспособности, не выдерживают эту борьбу. С информационной глобализацией трудно спорить. Скорость обработки и распространения информации стала еще более стремительной. Одним из факторов конкурентоспособности на современном этапе является как раз умение использовать информацию, создавая «репутацию». Виртуальные туры, открытые рейтинги, системы бронирования, интернет-пространства для игр и общения, социальные сети… Количество работы все увеличивается. Неумение, равно как и нежелание управлять информацией губительны для стратегии развития гостиничного предприятия.

Гостеприимство — эффективное и перспективное направление развития экономики. Инвестиции в гостиничный бизнес не приносят моментальную отдачу в отличие от иных сегментов коммерческой недвижимости, но и доходность у гостиниц может быть значительно выше. Необходимо отметить, что проекты, реализуемые «на коленке», по-прежнему существуют. Но есть и ощутимый прирост качественных проектов. И делают их российские специалисты.

Операционное управление, финансирование и персонификация бизнеса, дизайнерские решения, целевое позиционирование объекта, система группирования услуг в пакетные предложения, усиление специализации, управление информацией являются резервами для повышения конкурентоспособности в 2014 году. Этот список можно дополнять индивидуальными нюансами, но в глобальном смысле вектор развития на 2014 год совершенно очевиден.

Есть и еще одно существенное направление. Во многих странах наметилась стойкая тенденция к демократизации гостиничной услуги. Просто, изысканно, понятно, недорого. Необходимо увеличение доступности гостиничного продукта для массового потребителя. Отечественные отели по-прежнему являются дорогими, нередко предоставляя при этом посредственное качество. Наблюдаете бум появления хостелов? Вот прямое доказательство демократизации. Радует, что в России возникают очень интересные бюджетные проекты.

Очевидно усиление специализации гостиничного бизнеса. Что это значит? Отели работают над целевым позиционированием, выбирая «своих клиентов». Отели для молодоженов, для развлечений, отели городские, для бизнеса и т.д. Нельзя объять необъятное, зато можно идеально изучить потребительские предпочтения и хорошо на них заработать.

Как сделать так, чтобы о тебе говорили? Вот несколько коротких, но емких «подсказок» — идей для бизнеса. Они ясны даже без расшифровки. За этими словами — большая работа. А может быть, и стратегия на 2014 год:

• привлечение «своей» аудитории;
• умение «светить» название;
• уход в виртуальное пространство;
• идеальная репутация;
• не идти на поводу у гостя;
• «нет мест» как показатель качества;
• подарки, комплименты, сувениры на память;
• постоянный персонал;
• работа с забытыми вещами;
• сделать больше, чем ожидает человек;
• люди, на которых нельзя злиться;
• номера, в которых никто никогда не курил;
• работа с заявками на бронирование;
• работа с информацией (мы помним гостей,  
ведем профайлы, создаем атмосферу дома);
• полная конфиденциальность;
• номера для женщин;
• номера для бизнеса;
• гаджеты;
• «капсулы»;
• номера для представителей различных конфессий;
• работа с детьми;
• дизайн;
• эклектика.

Опубликовано:
29/01/2014

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба