франчайзинг |  Февраль 2015

Франчайзинг в условиях кризиса

Строить стратегические планы в условиях нестабильной экономической ситуации довольно сложно. В такое время многие компании отдают предпочтение ситуационному реагированию

Франчайзинг в условиях кризиса
Костив Галина
Вице-президент сети «Кружка»
Рестораны «Кружка» остаются одними из немногих на рынке общепита, кто работает в формате демократичных заведений с доступными ценами. Именно такой подход способствует нормальному развитию отрасли. Мы не поднимали цены с лета и вряд ли увеличим их после нового года, поскольку лучше поддерживать хороший оборот и сохранять доступность, чем устанавливать высокие расчетные цены.

Кризис продиктовал свои условия выживания. Так, в меню «Кружки» появился обед за 99 рублей. Это нововведение было принято на ура посетителями, к тому же выросла популярность заведений среди различных слоев населения. В настоящее время сеть разрабатывает проект «Кружка-экспресс» — наш вариант фастфуда, своеобразный «фастдринк», который, без сомнения, заинтересует желающих начать собственный бизнес с минимальными инвестициями. Сегодня стоит задача не только выжить и сохранить действующие рестораны, но и, по возможности, удержать максимальное число гостей.

Недавно бренд анонсировал обновленный формат франшизы с более привлекательными ценами для предпринимателей Москвы и регионов. Франчайзинг перешагнул порог простой узнаваемости. Теперь это вид бизнеса, а не экзотика. Многие понимают, что покупка франшизы дешевле и надежнее создания собственного формата. Приведу яркий пример. В прошлом году к нам обратились рестораторы из Ульяновска, которые имеют более 15 ресторанов среднего и премиального сегмента. Всего через два месяца после подписания договора новая «Кружка» приняла первых посетителей. Обычно на разработку концепции и открытие проекта у партнеров уходило более полугода. После удачного старта франчайзи решили переделать дорогой пивной ресторан, расположенный в центре города, в «Кружку». 5 декабря он встретил своих гостей. После этого были разработаны планы строительства двух баров сети в Ульяновске в 2015 году.

Что касается конкурентных преимуществ, то стандарты франчайзинговой системы довольно сложно защищать от копирования. К сожалению, «Кружку» тоже повторяют: элементы интерьера, фирменный стиль, дизайн меню. Часто под видом покупателей франшизы приходят люди, которые стараются детально узнать все нюансы, а потом открывают аналогичный проект. Из общего числа потенциальных франчайзи таких бизнесменов около 10 процентов. Они готовы просто сменить вывеску и работать, используя чужие наработки.

Формат франшизы предусматривает очень лояльные условия. Первую часть оплаты будущий покупатель может вносить частями, но есть одно обязательное условие — все выплаты должны быть произведены до открытия ресторана. Также предусмотрены три стартовых месяца каникул по выплате роялти, так как это самый тяжелый период в работе заведения.

Обратившись в сеть, потенциальный партнер получает максимум информации для принятия собственного решения. Ресторан — бизнес владельца. За проект должен отвечать один человек, заинтересованный в его развитии, который вложил средства и хочет их преумножить. Такой хозяин будет следить за работой заведения и внимательно реагировать на все изменения и ошибки. Решение о том, стоит ли идти в этот бизнес, должно быть осознанным. Мы иногда отговариваем людей от покупки, если у нас нет ощущения, что потенциальный франчайзи правильно войдет в систему и останется в ней надолго.




Важно любить свое дело и стремиться его совершенствовать. С одной стороны, при работе с партнерами сеть придерживается договора, с другой — на каждого покупателя франшизы тратится столько времени и внимания, сколько ему необходимо. Клиенты приходят самые разные: с ресторанным опытом и без; индивидуальные предприниматели и группы акционеров; есть те, кто только пробует франшизу и проходит этот первый путь с «Кружкой», а есть такие, кто одновременно развивает различные проекты. Сотрудники офиса всегда готовы ответить на вопросы франчайзи и помочь с преодолением трудностей. Например, некий бизнесмен совершенно неожиданно решил открыть первый ресторан «Кружка» в Крыму. Прямо в канун Нового года. Учитывая его пожелания, сеть оказала партнеру максимальное содействие, чтобы он успел запуститься до 20 декабря. Новогодние праздники — прекрасный повод пригласить к себе в заведение максимальное количество горожан. Тем более в Крыму, где в этом году впервые соберется на отдых много россиян. К тому же сеть запускает там масштабную рекламную кампанию.

Любая реклама «Кружки» одновременно работает по двум направлениям: на локальный ресторан и общую лояльность к бренду. Это выгодно и франчайзи, и франчайзеру. Например, открываясь в Крыму перед Новым годом, франчайзи хотел задействовать наиболее эффективные рекламные носители и самостоятельно выбрал оптимальное размещение. Конечно, сеть заинтересована в продвижении бренда, тем более в такой стратегически привлекательной зоне, поэтому помогает с подготовкой макетов и маркетинговых материалов (обычно франчайзи делает все за свой счет). Это позитивный имиджевый момент, работающий на общий результат.

Одна из основных причин, которая тормозит развитие любого бизнеса, а ресторанного в особенности, — начальный капитал, объем инвестиций, необходимых для открытия проекта. В сегодняшних условиях нестабильности встает вопрос, как сохранить и не потерять свои сбережения. Формат «Кружка-экспресс» будет представлен уже весной 2015-го. Он станет бюджетной альтернативой действующей «Кружке». В кризисных условиях накопить капитал для запуска большой «Кружки» сложно. С новым форматом инвестировать меньшие суммы станет проще. Проект ориентирован на активных людей, которые хотят попробовать себя в собственном бизнесе.

Кстати, именно для таких начинающих в «Кружке» есть специальное предложение по передаче в управление части работающих ресторанов. Суть в том, что все желающие (в том числе и сотрудники компании) могут заняться управлением существующих заведений на условиях их аренды. Проект передается конкретному человеку или группе лиц на определенный срок. Вносится депозитный платеж, рассчитываются ежемесячные отчисления. Поскольку сеть имеет определенное количество точек, то предложение, естественно, ограничено. Первые результаты такого эксперимента показали положительную динамику: рестораны стали работать лучше, изменилось отношение к клиентам, арендаторы начали активно взаимодействовать с персоналом, повысились продажи.

Наши управленцы экспериментируют с форматом. Появились две «Кружки», функционирующие в качестве ночных клубов, использующие новые методы продаж и мотивации сотрудников. В результате люди, которые брали в аренду один проект, втянулись и теперь строят свои заведения.

Особое предложение действует для владельцев кафе или ресторанов, которые больше не хотят развивать свою концепцию и готовы переделать предприятие питания в «Кружку». Кому-то дополнительные вложения в прогорающий проект могут показаться бессмысленными. Но если мы понимаем, что у заведения есть потенциал развития и клиенты, проживающие в окрестностях, а у владельцев присутствует желание что-то менять, мы включаемся в процесс. Показательным примером была продажа франшизы в город Подольск. Предприниматели имели ресторан на привокзальной площади, который скатывался на уровень рюмочной. Купив франшизу и перестроив проект, хозяева смогли поменять публику, после чего заработала кухня, увеличился приток клиентов, выросла выручка. Мы развиваем этот позитивный опыт и предлагаем рестораторам присоединиться к нашему формату.

Грядущий сезон будет сложным для ресторанного бизнеса. В условиях эмбарго на некоторые виды продуктов многие владельцы будут пересматривать меню, использовать локальные ингредиенты, придумывать акции и т.д. Опыт работы на падающем рынке очень полезен: приходится либо быстро перестраиваться, либо освобождать место тем, кто делает это лучше. Выживать на малых расходах, учиться жить в условиях снижающегося спроса — очередное испытание. Команда «Кружки» всегда находит выход из сложной ситуации и, главное, реализовывает задуманное. Мы любим свое дело, полны оптимизма и ждем новых побед в 2015 году. 



Опубликовано:
10/02/2015

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба