Как создать франчайзинговый пакет, чтобы тиражировать успешный бизнес?
Главные вопросы, которые должен задать себе потенциальный франчайзер

Светлана КНЯЗЕВА, эксперт в области франчайзинга и бизнес-менеджмента:



Потенциальные франчайзеры зачастую переоценивают готовность своего бизнеса к тиражированию, а своей команды – к работе в новых условиях. Новые франшизы иногда создаются без общей оценки конкурентоспособности предложения, а материалы, которые передают свежеиспеченные франчайзеры своим франчайзи, порой оказываются категорически недостаточными для открытия заведения и его дальнейшей успешной и прибыльной работы.

Чтобы определить свою готовность к старту в франчайзинговом забеге, стоит задать себе несколько важных вопросов.

1. Защищен ли ваш бизнес?

Прежде чем развиваться по франшизе, нужно оценить степень защищенности вашего бренда и бизнеса. Зарегистрирован ли товарный знак (знак обслуживания)? Насколько уникален ваш бизнес? Можно ли его скопировать без вашего участия? Или в любой момент в соседнем доме может безнаказанно и беспрепятственно открыться одноименное вашему ресторану кафе, а концепция вашего заведения – это «просто пиццерия», «просто пекарня»?

Задуматься стоит не только о юридической защищенности бизнеса, но и о, скажем так, маркетинговой. Имеется в виду уникальность вашей концепции, отличие ее от других, инвестиционная привлекательность, узнаваемость, конкурентные преимущества. Честно ответьте себе, почему именно под вашим брендом потенциальному франчайзи захочется открыть новое заведение.

Такая самостоятельная оценка бренда чаще всего затруднительна. Требуется максимальная самокритичность, способность посмотреть чужими глазами на свое «детище», забыть о самоуверенности и амбициозности и не ориентироваться на комплименты друзей, знакомых и бизнес-партнеров.

Нужен непредвзятый внешний аудит. Сторонние эксперты смогут комплексно оценить степень дифференцированности ваших услуг и концепции, уровень защищенности интеллектуальной собственности, производственных и бизнес-процессов, общую конкурентоспособность предложения и весомость бренда.

2. Достаточно ли у вас опыта?

Вы предлагаете франчайзи не только успешный бренд и оригинальную концепцию, но и свой опыт управления бизнесом. Если на деле вы умеете руководить только единичным, пусть даже самым успешным заведением, то управлять сетью вам и вашей команде может оказаться не по силам. Кроме того, популярность одной точки не гарантирует успех новых заведений, открытых на других рынках, или даже в других торговых зонах.

Длительность существования бренда на рынке – тоже важный фактор. Ведь «возраст» концепции – достаточно серьезный повод предположить, что франчайзер и его команда имеют серьезный опыт управления бизнесом в разных рыночных условиях и смогут передать партнеру эти знания.

Стоит также оценить готовность вашей команды к развитию по франчайзингу, спрогнозировать, какие организационные изменения могут потребоваться. 

Управлять франчайзинговой сетью, оказывать поддержку и контролировать франчайзи – задачи, которые кардинально отличаются от руководства собственной (корпоративной) структурой. Вам придется работать не с подчиненными директорами и управляющими, а с самостоятельными бизнесменами, с партнерами по франчайзингу. Принципы управления партнерской сетью в корне отличаются от принципов управления собственным бизнесом, часто основанных на безусловном подчинении. Есть такая шутка – если вы приходите в ресторан и говорите вашему менеджеру «Прыгни!», то он спрашивает «Как высоко?», а вот франчайзи спросит – «Зачем?» Во франчайзинговом бизнесе вам придется обосновывать любое свое действие, если оно так или иначе касается франчайзи – от смены поставщика до назначения нового топ-менеджера. Так что потребуется и иной стиль управления (возможно, даже некоторая «отладка» сформировавшейся корпоративной культуры), и новые инструменты обучения сотрудников, иные способы контроля и поддержки работы.
 
3. Достаточно ли стандартизирован ваш бизнес?


Ответственный франчайзер должен позаботиться, чтобы каждое франчайзинговое заведение максимально точно соответствовало стандартам концепции и работы всей сети. Предоставление ресторанной франшизы – это в основном предоставление своеобразного лекала работы – вы предлагаете франчайзи не только бренд, но и уникальные, присущие именно вашей концепции, способы работы.

Нужно тщательно проанализировать свои бизнес-процессы, оценить их эффективность и возможность безболезненного тиражирования. «Мелочей» тут быть не может! Те действия, которые для вас прозрачны, очевидны, логичны и всем известны, могут оказаться для франчайзи совсем не такими.

Оценить нужно степень систематизированности бизнеса, наличие внятных регламентов, руководств и форм для организации каждого направления работы, возможность тиражирования имеющихся бизнес-процессов.

Основную часть франчайзингового пакета успешных сетей составляют стандарты работы и руководства по каждому направлению деятельности.

В этих документах четко и достаточно жестко описаны все аспекты работы заведения: от выбора локации, строительства и подготовки к открытию до конечных отношений с гостями, стандартов приготовления блюд и сервиса. В общем, все то, что делает франчайзинговое заведение частью именно вашей сети.

Если таких материалов нет, их придется подготовить своими силами или привлекая сторонних экспертов. Последний вариант предпочтительней, ведь тогда не придется отвлекать от основных обязанностей ваших самых компетентных и опытных управленцев на систематизацию всех имеющихся у вас документов и написание подробных руководств. Важно со всей тщательностью подойти к выбору специализированной компании для этих работ, чтобы не получить написанные «под копирку» материалы, имеющие к вашему бизнесу весьма отдаленное отношение. 
Комплексная автоматизация фастфуда, ресторана, кафе
Harat's Irish Pub — сеть ирландских пабов