Такой разный свет

Принимая в расчет множество факторов, способных в комплексе сформировать у посетителей лояльное отношение к заведению, рестораторы зачастую упускают из виду довольно важный аспект, влияющий на эмоциональный настрой человека. Речь идет об одной из важнейших составляющих дизайна — световом оформлении помещений, способном сделать пребывание в ресторане, ночном клубе, на дискотеке не просто комфортным и безопасным, но и эстетически привлекательным...

Свет по расчету

Едва ли найдутся хотя бы два ресторана, по планировке и дизайну интерьера абсолютно похожих друг на друга. Следовательно, нет и универсальных типовых решений в области их освещения — для каждого приходится создавать индивидуальный проект. Для достижения наилучшего результата при его разработке необходимо учесть множество аспектов, начиная со стиля заведения и «архитектуры» помещения и заканчивая фактурой декоративно-отделочных материалов и техническими ограничениями допустимой мощности оборудования. Поэтому для начала следует проконсультироваться с компетентным инженером-светотехником или светодизайнером, причем еще на стадии черновой отделки помещений, чтобы потом не пришлось «ломать» уже существующий интерьер. Наконец, к числу определяющих факторов относится бюджет, который ресторатор готов потратить на освещение.

Произвести светотехнический расчет интерьерного освещения помогают специальные компьютерные программы. Они позволяют учесть размеры и форму помещений, уровень освещенности, коэффициенты отражения поверхностей и множество других нюансов. Результатом расчета являются показатели средней освещенности и удельной нагрузки, исходя из которых, определяются типы, число и мощность осветительных приборов.

«Танцуем» от лампочки

Каждый тип ламп обеспечивает свой световой поток, цветопередачу, яркость и интенсивность света и имеет определенную потребляемую мощность.

Главный и, пожалуй, единственный плюс традиционных ламп накаливания — низкая стоимость. Однако, если учесть, что в них 95 процентов энергии преобразуется в тепло и только пять — в свет, а срок службы составляет всего 1000 часов, они перестанут казаться таким уж выгодным решением. Во всем цивилизованном мире на смену лампам с вольфрамовыми спиралями уже давно пришли куда более совершенные и экономичные источники света.

Галогенные лампы, в которых металлическая нить нагревается в среде инертного газа с добавлением галогенов, отличаются идеальной светопередачей и направленным световым потоком, а по экономичности превосходят «груши» в два раза.

Газоразрядные лампы высокого давления, обладая компактными размерами, дают мощный световой поток. Они также характеризуются малой теплоотдачей и отличной передачей цветов.

Энергосберегающие люминесцентные лампы способны имитировать цветопередачу ламп накаливания, но обладают значительно большим световым потоком. Их рабочий ресурс составляет в среднем 10000 часов.

— Я бы рекомендовала использовать эти лампы для общего освещения, например, в холлах, но никак не для локальной подсветки столиков, поскольку рассеянный люминесцентный свет без инфракрасной составляющей дает довольно холодный, безжизненный цветовой спектр, — говорит менеджер светотехнического отдела компании Iberi. — Наиболее подходящими для интерьеров считаются лампы на светодиодах. Они практически всю энергию превращают в свет, за счет чего ее потребление снижается более чем на 70 процентов. Из-за отсутствия спиралей и электродов, которые легко можно повредить, светодиоды никогда не перегорают. Их массовому распространению мешает достаточно высокая стоимость. Впрочем, в зарубежных клубах и ресторанах все чаще на смену галогенным лампам приходят светодиоды белого свечения. Они используются не только в гостевых зонах, но и на кухнях — для освещения рабочих столов.

Отметим, что компания Iberi предлагает широкую линейку накладных, встраиваемых и подвесных светодиодных светильников производства LDI (Бельгия), гарантированный рабочий ресурс которых составляет не менее 80000 часов.

Расставляем акценты

Потоками искусственного света можно довольно гибко управлять, подстраивая их под особенности планировки и интерьера. С помощью световых лучей удастся эффективно расставить в помещении визуальные акценты, подчеркнув оригинальную текстуру отделочных материалов, объемность и многоплановость интерьерных элементов, попутно вуалируя дефекты или детали, на которых бы не хотелось заострять внимание гостей. Кроме того, за счет освещения помещение может преображаться, окрашиваясь в разные тона. Игра со светом позволяет создавать не раздражающие визуальные контрасты, сделать атмосферу еще более уютной.

Для равномерного освещения применяются встроенные потолочные или подвесные светильники, с помощью которых, кстати, удается визуально расширить помещение и несколько «приподнять» низкие потолки.

Локальное освещение помогает зонировать территорию заведения, моделируя пространство с помощью правильно расставляемых световых акцентов. Для решения этой задачи служат точечные источники направленного света, встраиваемые в перегородки, ступеньки, арки, колоны и т.д. К локальным источникам относятся и настенные светильники, фокусирующие внимание посетителей на конкретных деталях интерьера (например, картинах) или текстуре обоев.

Светильники, размещаемые на столиках или над ними, создают локальную контрастную подсветку, которая вызывает у гостей ощущение уединенности, камерности и интимности обстановки.

Меняя яркость освещения, можно в зависимости от времени суток смещать световые ориентиры, например, днем акцентируя внимание посетителей на столиках, за которыми можно пообедать, а вечером — на барной стойке или, допустим, танцполе.

Освещение сцены желательно создавать исходя из того, какие представления на ней предполагается давать. Оно может быть сбалансированным, плотно покрывающим все ее пространство, или, напротив, точечным, расставляющим яркие акценты на фигурах выступающих артистов.

Если необходимо добиться равномерного освещения всего объема помещения или эффектной подсветки сцены, применяют прожектора с рассеивающей линзой Френеля. С их помощью формируется яркий, но мягкий луч с размытой границей.

Для освещения объектов мощными плотными лучами с малым углом раскрытия служат прожекторы PAR. Они незаменимы при создании световых занавесов, а также плотного контрового освещения.

Интересного эффекта удается добиться за счет ультрафиолетовых прожекторов, имеющих люминесцентную лампу и отражатель. Их применяют для высвечивания в затемненном пространстве предметов из материалов, покрытых специальной флуоресцентной краской.
С помощью проекционных приборов можно отображать на различных поверхностях всевозможные изображения. В них световой луч проходит через слайд или трафарет «гобо», а затем через объектив проецируется на экран или на любую гладкую поверхность. В итоге за счет плотного, яркого светового пучка чистого цвета получается четкая «картинка».

Вид снаружи

В оформлении фасада здания, в котором располагается ресторан или клуб, можно задействовать не только традиционные неоновые вывески и световые короба, но и прожекторы. Аппараты с широкоугольной оптикой предназначены для освещающих больших поверхностей и обеспечивают высокую однородность заливающего света. Модели с узкоугольной оптикой позволяют акцентировать внимание на различных архитектурных деталях — колоннах, балконах и т.д.

Для ландшафтной подсветки также неплохо подходят светоизлучающие диоды (LED), которые можно вмонтировать в брусчатку или асфальт, например, вдоль дорожек или на автомобильной парковке.

Всепогодные однолучевые или многолучевые зенитные аппараты, формирующие подвижные световые эффекты, служат для декоративной подсветки и привлечения внимания к объектам, находящимся на дальних расстояниях.

Прожекторы архитектурной подсветки с функцией автоматической смены цвета световых лучей позволяют окрашивать фасады зданий во все цвета радуги. Помимо мощной лампы и отражателя они оборудованы системой синтеза цвета, позволяющей получать практически любой оттенок.

Для архитектурной подсветки подойдут, в частности, газоразрядные прожекторы итальянской компании LDR (поставщик — Iberi) — их отличают высокая надежность и современный дизайн. Довольно интересное решение — Ecolor 250 XT — предлагает и чешская компания Robe Show Lighting (поставщик — Bossman Show Equipment). Этот архитектурный прожектор имеет функции синтеза цвета по алгоритму CMY (голубой — сиреневый — желтый) и управления формой луча посредством эффекта «фрост» (размывание светового потока).

«Умный» свет

Интеллектуальные световые приборы служат для декоративной подсветки различных объектов и эффективного динамичного оформления зрелищных мероприятий. Особенно актуальны они для дискотек, развлекательных центров и ночных клубов. Благодаря этим аппаратам удается получать наиболее совершенные световые картины с неограниченным количеством цветов и оттенков за счет светосинтеза, чаще всего осуществляемого по алгоритму CMY. Управление ими производится с помощью специального пульта или компьютера.

Одним из законодателей мод в сфере интеллектуального светового оборудования считается итальянская фирма Genius (поставщик — Iberi). Под этой торговой маркой выпускается большой ассортимент сканеров, «вращающихся голов», колорченджеров, стробоскопов, приборов для многолучевых световых эффектов. Пользуется стабильным спросом и продукция чешской фирмы Robe Show Lighting (поставщик — Bossman Show Equipment), предлагающей большой модельный ряд светового оборудования.

К числу наиболее популярных «умных» приборов, применяемых для светового оформления, принадлежат сканеры. В их конструкцию входит мощная лампа, луч от которой формируется с помощью движущегося зеркального отражателя и линзы. Сканеры также оснащаются колесами с цветными фильтрами и световыми трафаретами «гобо».

Механический затвор служит для стробоскопических эффектов. В некоторых моделях вместо обычного двигающегося отражателя применяется вращающийся зеркальный барабан (роллер), позволяющий увеличить количество световых лучей в несколько раз. К ним относится, например, модель Next Roller RG с зеркальным барабаном от Genius, имеющая восемь вращающихся трафаретов «гобо», функцию звуковой анимации и способная производить различные световые эффекты. Дихроичные светофильтры раскладывают белый световой поток на несколько составляющих, за счет чего получается целая гамма насыщенных сочных оттенков. Манипулируя со скоростью смены цветов и меняя интенсивность освещения, также удается создавать оригинальные световые решения.

Вращающиеся многогранные призмы, которыми оборудуются некоторые модели сканеров, создают дополнительные возможности для получения эффектов, расщепляя световой поток на несколько лучей.

Понятно, что чем большим количеством опций обладает прибор, тем более зрелищными становятся шоу — естественно, при условии, что художник по свету обладает необходимыми навыками и фантазией. Основным преимуществом сканера является практически мгновенное перемещение луча, а недостатком — ограниченная область сканирования. Обычно эти приборы устанавливают по периметру площадки, чтобы они смогли эффективно работать на центр помещения. Интересна модель ClubScan 250 CT от компании Robe, имеющая устройство с девятью вращающимися сменными трафаретами «гобо» и колесо с 11 дихроичными фильтрами и ультрафиолетовым эффектом. Помимо этого предусмотрены три мультицветных фильтра и заслонка для стробоэффектов.
К разряду интеллектуальной техники относятся также прожекторы с механизированной сменой цветов — колорченджеры (color changers), формирующие световой пучок и окрашивающие его в разные цвета в соответствии с заданной программой. С их помощью сценическое пространство равномерно расцвечивается световыми лучами.

Колорченджеры активно применяются и для архитектурной подсветки зданий. В такой роли можно использовать, например, модель Color Mix Exterior от Genius. Основные элементы конструкции прибора — лампа, линза и отражатель. Благодаря системе формирования цвета CMY удается получать бесконечное количество цветовых вариаций плюс множество дополнительных оттенков. Один колорченджер способен заменить несколько обычных прожекторов, что может значительно удешевить проект и упростить монтаж оборудования.

Безграничные технические возможности по созданию динамичной полифонии света и цвета для концертных программ, а также инсталляций в клубах и развлекательных комплексах предоставляют «вращающиеся головы» (moving heads). С помощью этих полноповоротных прожекторов удается создавать сложные светодинамические эффекты. Направление луча в них изменяется не за счет двигающихся зеркал, как в сканерах, а благодаря перемещению оптической системы прибора в целом. «Вращающиеся головы» обычно располагают ближе к центру помещения для того, чтобы максимально полно использовать все их возможности.

— Наиболее совершенные модели moving heads с системой синтеза цвета CMY оснащаются специальным фильтром плавной коррекции цветовой температуры (3200—5600 К), колесами со сменными «гобо», вращающимися призмами, плавным «фрост»-фильтром, имеют функции zoom (масштабирование) и дистанционной фокусировки изображения, диммер, отвечающий за регулировку яркости луча, и стробоскопирующую заслонку. Все это реализовано в модели Robe ColorSpot 1200E AT. Кроме того, в ней предусмотрен электронный балласт, автоматически определяющий параметры питающей сети при запуске и в процессе функционирования прибора. Это обеспечивает стабильно устойчивую работу аппарата и лампы при колебаниях питающего напряжения и частоты, — отмечает бренд-менеджер компании Bossman Show Equipment.

Очень интересна модель Motor Show 575 от Genius, оснащенная семью вращающимися и девятью статичными «гобо», 11 дихроичными фильтрами. Она имеет программируемую систему воспроизведения PRS, позволяющую записывать в прибор 15 программ по 15 сцен в каждой, электронный фокус, zoom, вращающуюся призму, два фильтра температурной коррекции (3400 К и 5600 К).

Для управления различными световыми приборами применяются контроллеры, работающие по сетевому интерфейсу DMX512, признанному во всем мире в качестве стандартного, или компьютеры со специальным программным обеспечением. Например, компания Iberi предлагает компьютерную систему управления светом Sunlite со встроенным 3D визуализатором, позволяющим увидеть заданную световую сцену на экране компьютера, и графическим редактором, необходимым для синхронизации световых программ с любыми мультимедийными файлами.

Подбор световых приборов зависит от размеров и конфигурации освещаемого участка.

— Если для трехметровой сцены достаточно двух колорченджеров, работающих на галогенных лампах мощностью 250 Вт, то при ширине сценической площадки пять метров необходимы такие же приборы, но уже на более ярких газоразрядных лампах. Условно можно сказать, что для качественного освещения помещения размером 10 на 15 метров и высотой потолков 4 метра потребуется не меньше дюжины сканеров или «вращающихся голов», — говорит инженер по световому оборудованию компании Iberi.

Спецэффекты

Нередко рестораторы и владельцы клубов желают не просто сделать подсветку интерьера, но и создать в помещении особенную «ауру». Для этих целей служат приборы эффектов, усиливающие общую световую картину в зале, а также задающие и регулирующие динамику представления. Самый распространенный из них в нашей стране — вращающийся зеркальный шар. Как правило, его подвешивают над танцевальной зоной, а для подсветки используется несколько прожекторов с узконаправленными лучами.
Наиболее совершенными в техническом плане считаются приборы с «настройкой поведения», в которых движения световых лучей синхронизированы с музыкальным ритмом. В таких аппаратах со звуковой анимацией, срабатывающей от встроенного в прибор микрофона, динамика эффекта откликается на внешний звук соответствующим режимом работы: моментально или с задержкой.

Оживить обстановку и придать ей некоторую таинственность поможет стробоскоп, создающий эффект пробега по залу очень резких, мощных световых вспышек, «высекающих» фазы движения. С пульта дистанционного управления можно регулировать яркость лучей и частоту их пульсации.

Для создания симметричных световых картин служат приборы центральных эффектов, которые размещают над центром танцевальной или сценической площадки. В наиболее совершенных моделях можно программировать движение дихроичных зеркал и смену трафаретов.

Усилят зрелищность светового представления генераторы спецэффектов, распыляющие пену, дым, конфетти или создающие иллюзию ветра.

Огромный спектр приборов предназначен для проекционных эффектов. Например, Genius предлагает аппараты с эффектами смешивающихся и переливающихся разноцветных жидкостей (Psyco Light), водной ряби (Waterfall), калейдоскопа (Abstract).

Особенно впечатляют гостей дискотек и ночных клубов лазерные шоу. С помощью сканирующих лазерных лучей создаются динамические изображения высокой яркости и четкости на плоских поверхностях, а также движущиеся объемные световые фигуры в задымленном пространстве. Если визуальный ряд связать со звуковым сопровождением в единую композицию, эмоциональное воздействие шоу ощутимо возрастет. Сделать любые презентации и праздники яркими и запоминающимися удастся с помощью лазерного проектора, в равной степени подходящего для работы с текстом, объемными пространственными картинами и анимационными программами.

Сегодня на смену газовым лазерам постепенно приходят твердотельные с диодной закачкой — монохромные «зеленые» DPSS-лазеры. Ресурс работы их активного элемента составляет около 10000 часов, в то время как для газового прибора этот показатель составляет всего 3000. Малые габариты и высокая надежность DPSS-лазеров позволяют создавать компактные проекторы, полностью изолированные от внешней среды. Единственным их недостатком является «одноцветность». Имея компьютер и лазерный проектор, не составляет труда создавать и воспроизводить запрограммированные лазерные шоу, синхронизированные с музыкой.

Два в одном

Рынок светового оборудования не стоит на месте. Производители уделяют все больше внимания дизайну приборов, а также работают над усовершенствованием их конструкций. Одной из характерных тенденций световой моды стало комбинирование двух полноценных аппаратов в едином корпусе. Сегодня уже не являются диковинкой «вращающиеся головы», внутри которых вместо оптической системы монтируется проекционный прибор. Преимущества такого аппарата вполне очевидны: в любую точку пространства не составит труда спроецировать картинку или фильм. Нет ничего невозможного и для современных систем управления светом, способных реагировать на звук голоса, автоматически менять интенсивность освещения в зависимости от времени суток, выбирать тематику и цвет проекции с учетом той атмосферы, которую нужно создать в помещении в данный момент.

Текст: Роман ХОХЛОВ

Источник: Ресторанные ведомости, ноябрь 2006 г.

Опубликовано:
//

Рекомендуем

Рекомендации

Пять шагов к бережливому ресторану

Алгоритм создания ресторана без потерь от Марселя Зиганшина, руководителя «Университета Додо» (международная сеть сеть «Додо Пицца»)
Рекомендации

Как сделать так, чтобы персонал хотел работать лучше и приносить вам больше прибыли?

iiko поможет наладить коммуникации в коллективе и автоматизировать рутину
Рекомендации

Как накормить 15 миллионов немцев

Кантина (kantine) - столовая по-немецки
Рекомендации

Бесплатные обеды для белых воротничков

Проект Lunchspread в Нью-Йорке от Энди Ванга
Менеджмент

Поговорим о персонале

Александр Иванов ратует за оптимизацию числа сотрудников и разумное распределение обязанностей
Рекомендации

Стационарный кейтеринг

Опыт организации офисного питания в условиях кризиса без потери качества услуги