персонал |  Ноябрь 2015

Стоит ли в кризис тратиться на персонал?

Виолетта Гвоздовская о том, что с собой приносит сокращение расходов на персонал

Стоит ли в кризис тратиться на персонал?
Гвоздовская Виолетта

Специалист по управлению ресторанами и ресторанными сетями. Руководитель компании Welcomepro

Как только начался кризис, тут же все стали обсуждать, как будем оптимизировать затраты. Большое количество дискуссий развернулось вокруг расходов на персонал. Холодный разум говорит – кризис, самое время сокращать, давайте оптимизировать фонд оплаты труда.

Статья расходов на обучение персонала у многих компаний значительно сократилась. Причины называют такие: «Сейчас в компании в принципе не хватает денег, да и если мы в работников вложимся, а они уйдут потом к конкурентам, нам получается вдвойне не выгодно».

Некоторые компании начали переходить на тех работников, кто готов зарабатывать меньше. Кто-то пересматривал  подходы к оплате труда и либо начинал меньше платить, либо отказывался выплачивать премиальные части зарплат. Другими словами, уменьшал доход сотрудников. Я слышала даже такие высказывания – скоро все за еду будут работать, или - кризис, сейчас люди будут держаться за свое место.

Внутренние законы ресторанаНекоторые команды начали пересматривать графики работы, составлять мастер-графики, сокращать сотрудников.
Оставшиеся «рабочие руки» были поставлены руководителями перед фактом, что им теперь придется работать больше и интенсивнее, но за те же деньги. Вряд ли кто-то добровольно согласится на экстра-вклад в работу без экстра-дохода за это. Некоторые рестораторы говорят: «Я ребятам все объяснил, они меня поняли». Но действительно ли они согласились работать больше, а зарабатывать так же?


Какие бы ни были времена, скажу я вам, а аргументы звучат всегда одинаково. Я часто думаю - а почему даже в кризис в ресторанах - открытые вакансии, сотрудников не найти, либо они не удерживаются внутри коллектива? Вам не удивительно – мы с вами столько лет работаем в ресторанном бизнесе, но никак не можем решить проблему текучки? И никакой кризис не помогает нам. Нам все так же требуются повара, официанты, менеджеры, управляющие. Тем, кто считает «Сейчас пришло время работы «за еду», хочется сказать: вы – фантазеры.

Если считать затраты на набор персонала, то важно не забывать, что по сути мы «оплачиваем текучку». Если в ресторанах текучка 10% в месяц, то по году это более 100%! Прибавьте к расходам на персонал теперь затраты на то, чтобы его найти, с учетом, что он так утекает, затем обучить, адаптировать. Может, мы не с того оптимизацию начинаем? Может, глубже посмотреть на ситуацию и спросить себя, почему сотрудники покидают компанию? В чем причина того, что несмотря на кризис ребята не задерживаются?

Незатратная мотивация
Мы все знаем, что за дверями на кухню модных и замечательных ресторанов часто прячутся повара-узбеки, таджики. Очень часто еду нашим уважаемым гостям готовят не русские, не французы и не немцы, а повара совсем других национальностей. Кто-то говорил мне, что такие сотрудники работают намного лучше русских ребят. Этой зимой рестораны покидали в первую очередь именно эти сотрудники: в нашей стране стало не так выгодно работать, как раньше. Тут хочется спросить – а кто такой «хороший сотрудник»? Тот, кто умеет по 20 часов семь дней в неделю работать и ничего не просить, не говорить?

Тем, кто считает «Сейчас пришло время работы «за еду», хочется сказать: вы – фантазеры
Пришел кризис, и все выбирают стратегию для компании в принципе, и в части затрат на ФОТ в том числе. Сторонники стратегии «Тратим» говорят о том, что бизнес делают прежде всего люди. Что понятия «компания» не существует, если нет понятия «наш человек».

Люди объединены в компанию при помощи межличностных связей. И от качества этих межличностных связей зависит, будете ли вы какой-то компанией или станете успешной командой. Сильные связи могут построить между собой те люди, кто созвучны по ценностям и по ключевым целям, и это касается всех, не только топ-менеджеров компании.

Те же, кто режет направо и налево расходы на персонал, тем самым копают себе могилу, порождают дополнительные проблемы и траты. Как только мы уменьшаем инвестиции в людей, мы тем самым их, как ни странно, увеличиваем.

Опубликовано:
17/11/2015

Рекомендуем

Рекомендации

Почему выигрывают те кто умеет считать и просчитывать

Айрат Гарипов, ресторатор (18 ресторанов в пяти городах), основатель Garipov Rest Family (Казань), и Чингиз Мусин, стратег-аналитик, специалист по антикризисному управлению Garipov Rest Family (Казань)
Рекомендации

Какие уроки кризис преподал ресторанному бизнесу

Елизавета Братищева, Ex генеральный директор сети «FARш», преподаватель МГТУ им. Н. Э. Баумана
Маркетинг

Новые реалии заставят бизнесменов вспомнить уроки маркетинга

Артур Чистяков. Специалист в области стратегического планирования и маркетинга, эксперт в сфере доставки готовых блюд и продуктов, более двадцати лет в ресторанном бизнесе и FMCG
Рекомендации

Как изменится работа и меню ресторанов после карантина

Фудкосты и маржинальность. Мнения шеф-поваров
Рекомендации

Как оперативно открыть доставку в кризис

Артур Чистяков, эксперт в сфере доставки готовых блюд и продуктов, об экстренном запуске службы доставки
Рекомендации

Является ли формат доставки панацеей

Эксперт по доставке, Лилия Ковальчук, о доставке в новых реалиях