индустрия |  Август 2016

Шумно, как в коммуналке

Как решать вопросы с разгневанными жильцами — личный опыт и советы от Леонида Гарбара

Шумно, как в коммуналке
Гарбар Леонид
Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запад, генеральный директор Stroganoff group, Санкт-Петербург

ПРЕДЫСТОРИЯ

В Петербурге ситуация с жильцами всегда была такой. По слухам, когда-то давно ресторан «Фантом» на Старо-Невском проспекте был закрыт из-за конфликта с жильцами верхних этажей дома, в котором располагался. Затем у ресторана «Бухарин» на канале Грибоедова был конфликт с жильцами. Наверняка были и другие подобные конфликты, но они широкой огласки не имели.


РЕСТОРАН — КОММУНАЛКА

Конечно, все зависит от общения. Если ты, как ресторатор, приходишь в чужой дом, а люди в нем родились и прожили по двадцать, тридцать или сорок лет, то диктовать им свои правила нельзя. Как и говорить, что вам все равно и вы теперь тут хозяин. Девяностые прошли, общество стало более социально ориентированным. Между тем ресторан в восприятии людей — та же коммуналка, только теперь размером с дом, где на первом этаже на кухне вдруг появились какие-то чужие люди, что-то варят, жарят, шумят постоянно, гости какие-то у них: приходят, сидят, кричат постоянно, музыку слушают. И, конечно, чтобы выжить в коммунальной квартире, нужно друг с другом хорошо общаться. И уметь это делать. Но и здесь все должно быть в каком-то нормальном правовом поле. Потому что среди жильцов есть обыкновенные склочники.


ДЕНЬГИ 

Знаю один ресторан, его построили во дворе дома. Перед ним — бульвар, а за ним — двор. Жалобы от жильцов посыпались сразу: хотят закрыть бизнес, грозятся, а денег уже и так немало вложено. И начались переговоры и компромиссы. И вот всем жильцам по внутреннему фасаду дома поставили новые окна со звукоизоляцией, чтобы шума от работающего ресторана не было слышно. Жильцы сказали: «Спасибо, что окна поставили! Но теперь нам дышать нечем... не можем открыть окна. Открываем — шум, закрываем — дышать нечем». Тогда всем(!) поставили кондиционеры. Владельцы пошли на дополнительные расходы. А куда деваться? Средний чек в этом заведении, правда, тоже потом подрос.

Рестораторы сказали — мы хотим здесь работать

ЗАКОНЫ И НОРМЫ

При советском государстве все были более-менее равны, сейчас — частная собственность; все что угодно может быть. Так что законодательные нормы — одни, подход — разный. Если вы ресторатор и у вас — бизнес, примите риски. Когда я вел строительство одного московского ресторана (2003–2005 годы), строители спилили дерево. Через час на месте были административно-техническая инспекция вместе с экологической милицией и с участковым милиционером. Был составлен акт, предписание, штраф. Всё вместе. И все заработали: и государство, и чиновники, и я — посадил дерево.


ПРОВЕРКИ

Да, пойдут. Но если ресторан построен в нормах или в пределах норм, проект прошел хоть какое-то согласование до начала строительных работ и получил хоть какую-то оценку у Роспотребнадзора, МЧС и пожарников, то бояться нечего. И нужно совместно искать выход из сложившейся конфликтной ситуации. Жильцы жалуются на шум? Давайте мерить. Померили, все тихо — извините. Померили. Шумит? Если до 23.00, то по закону можно, если шумит после, меняется график работы заведения. И так далее. И это вопрос переговоров и того, как их вести. Но если ресторан построен без согласований и у владельца велико желание пролететь на халяву, то проверят по полной программе. И будут правы.

Летняя веранда ресторана: как ее интегрировать в городскую среду?

Антон Абрезов
шеф-повар ресторана Gras, Санкт-Петербург

У меня было несколько небольших конфликтов с жильцами в разных ресторанах, где я работал. Все они были неизбежны: мало кому может понравиться открытие популярного ресторана под окнами. Шум и запахи еды, даже если их и нет, начинают чувствоваться острее. Часто конфликт удавалось решить убеждением, что мы адекватные арендаторы, готовые идти навстречу, например, угостить ужином за наш счет. В каком-то смысле нам везло. Сейчас я работаю на Инженерной улице. У нас красивый, ухоженный двор, но в нем есть несколько правил, которые я считаю нелепыми. Нам, как работникам ресторана, запрещено выкидывать мусор в баки, находящиеся во дворе. И вот 2–3 раза в день к нам приходит человек (он живет в этом доме) и относит наш мусор в тот же бак во дворе, разумеется, не бесплатно(!). То есть получает деньги за то, что прошел десять метров с нашими мусорными пакетами. Но ему можно, а нам нельзя. То же самое с парковкой. Нам запрещено пускать автомобили поставщиков для разгрузки во двор (вдоль улицы парковка запрещена). При этом во двор заезжают все жильцы и поставщики ресторанов, расположенных по соседству. Но им можно, а нам нельзя.

В доме, где расположено кафе «Мечтатели», жила сумасшедшая женщина (стандартная для многих дворов ситуация). Если она видела у наших задних дверей хотя бы один закрытый мусорный пакет, который ждал приезда мусорщиков, она просто раскидывала мусор вокруг. Она же собрала еще трех жильцов, которые ходили к нам и кричали, что у них в квартирах воняет жареной рыбой. Жаль, они не знали: жареной рыбы не было в нашем меню. На бизнес это не повлияло — мы просто перестали на них реагировать, и от нас отстали.



Дмитрий Блинов
совладелец Duo и «Тартар-бар», Санкт-Петербург

С большинством соседей у нас хорошие отношения. Но лишь потому, что мы стараемся жить дружно, не пытаемся их задобрить или понравиться, а стараемся не мешать им жить. Улучшаем вентиляцию, чтобы избежать шума и запахов, не сорим во дворе, постоянно обрабатываем помещение от насекомых, не разрешаем персоналу громко разговаривать во дворе и курить под окнами. Стараемся соблюдать все официальные и просто человеческие рамки приличия. Многие соседи это ценят, замечают и ходят к нам, не прося ни скидок, ни других бонусов. Конечно, есть те, кому все не нравится. Они пытаются нам насолить. В Duo, например, один из жителей дома в течение весны написал на нас множество жалоб — в СЭС, Прокуратуру, администрацию города. Нас все лето трепали проверками, однако придраться было не к чему. Через год мы узнали, что наш жалобщик состоял на учете в психоневрологическом диспансере.

На самом деле я не очень бы хотел, чтобы под моей квартирой открылся ресторан. Недобросовестных рестораторов не меньше, чем соседей, которые считают, что им что-то должны люди, открывшие ресторан в их доме. Так что историй о том, как жильцы портят жизнь ресторанам, — множество, но и ресторанов, которые не соблюдают самых простых санитарных норм и норм приличия, не меньше. Все индивидуально.


Николай Готко
совладелец кофеен «Кофе на кухне», «Знакомьтесь, Джо», «Больше кофе», Санкт-Петербург

Одна из наиболее часто повторяющихся конфликтных ситуаций с соседями — курение у входа в кафе. Мы понимаем — это доставляет неудобства, мы просим гостей отходить в сторонку и пишем объявления с просьбами. Проблема заключается в том, что соседи не могут на это пожаловаться: тут нет противозаконных действий. Поэтому они начинают писать в инстанции (Роспотребнадзор, налоговую, пожарным), придумывая самые немыслимые поводы для жалоб. И хотя мы проходим все проверки без штрафов — придраться не к чему, — это отвлекает от работы, заставляет переживать и нервничать.

Еще у нас есть бабушка-соседка. Она периодически заходит к нам, кричит, чтобы мы уезжали отсюда, мы не нужны ей в ее доме, и обещает написать на нас в прокуратуру, а потом уходит. Она не хочет разговаривать и объяснять, чем же мы ей насолили. Что делать в такой ситуации? Переходить в правовое поле и начинать общение с юристами. Нам пришлось пойти к участковому и написать заявление о том, что происходит (крики, оскорбление и т. д.), так что у участкового теперь есть несколько заявлений от нас и несколько заявлений на нас — от соседки. Правовые структуры нас не беспокоят, но соседка продолжает. Мы с ней не конфликтуем, пытаемся спокойно докопаться до сути и узнать, как можно жить дружно. Хорошо, что нам повезло с остальными соседями и все они симпатичные, приятные и вежливые люди.



Опубликовано:
26/08/2016

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.