Проектирование ресторана. С чего начать?

Какую стоимость в процентном соотношении от общих вложений на ресторан обычно составляют затраты на архитектурное проектирование? Какие работы нужно провести до начала этапа проектирования? Как выбрать подходящее помещение для ресторана/кафе?...

На вопросы отвечает генеральный директор компании DK Project Самонаев Андрей Викторович.

— Какую стоимость в процентном соотношении от общих вложений на ресторан обычно составляют затраты на архитектурное проектирование?

— В настоящее время услуги дизайнеров интерьера в большинстве случаев составляют 3-5% общих вложений в ресторан. Мы полагаем, что дизайн интерьеров, как и другие виды дизайна, у нас в стране все еще остается недооцененным, и постепенно доля дизайна в общей сумме затрат дорастет до уровня 10%.

— Какие работы нужно провести до начала этапа проектирования?

— Для начала проектирования нужно получить от заказчика архитектурно-планировочные требования и технические условия. Важным документом для проектирования является также ТЗ (техническое задание), которое заказчик и проектировщик начинают составлять при первой рабочей встрече и уточняют на всем протяжении эскизного проектирования.

— Как выбрать подходящее помещение для ресторана/кафе? Каким требованиям оно должно отвечать?

— На наш взгляд, для успешности заведения необходима общая согласованная концепция всех аспектов ресторана, то есть цепочка «целевая аудитория - месторасположение - кухня - ценовая политика- дизайн интерьера - название - графические элементы стиля» должна быть продумана и взаимосвязана. При этом началом к позиционированию правильнее всего выбрать целевую аудиторию, но зачастую у ресторатора есть как раз определенное помещение, и уже из него выстраивается вся цепочка, но вопрос о целевой аудитории все равно остается самым важным.

— Через какие разрешительно-согласовательные органы нужно пройти? Какова последовательность? Сколько времени занимает этот этап?

— Согласования, связанные с проектированием: в Мосжилниипроекте — экспертиза технического состояния здания или помещения, в МВК — согласование перепланировки, в Энергонадзоре — согласование выделения дополнительной электрической мощности. Этот этап занимает, как правило, несколько месяцев, но иногда он длится и дольше — даже после того, как ресторан начал работать.

— Какие «подводные камни» могут выплыть при реконструкции уже имеющегося помещения?

— Один такой сюрприз может быть устранен до начала реконструкции. Заказчик работ и проектировщики должны убедиться, что существующее помещение соответствует своему описанию в БТИ. Иначе впоследствии незарегистрированные изменения лягут грузом ответственности на их плечи, так как после начала реконструкции нельзя будет доказать в какой момент были внесены эти изменения.

Второй практически неизбежный сюрприз связан с коммуникациями. В старых зданиях никогда заранее не известно где могут залегать те или иные трубы, в каком они состоянии, не начнет ли бить в подвале источник неизвестно откуда взявшихся подземных вод.

— Насколько, на ваш взгляд, развит рынок поставщиков мебели, аксессуаров, других предметов интерьера и отделочных материалов для сектора HoReCa?

— Этот рынок развит количественно, но не качественно. Предложений от поставщиков много, но все они представляют собой или дешевую и эстетически некачественную, или дорогую пафосную продукцию. Не хватает «золотой середины», того, что очень популярно и востребовано в Европе – легкой и чистой по дизайну, удобной в использовании (долговечной, складывающийся для хранения — stackable, легкой в уходе), экологичной продукции.

— Как проектирование может зависеть от ассортимента блюд?

— Как я уже говорил, дизайн интерьера и меню связаны общей концепцией ресторана, которая начинается с определения его целевой аудитории.

— Какими принципами и критериями нужно руководствоваться при создании дизайн-проекта?

— Здесь хочется ответить с юмором: «не навреди». А если серьезно, основные принципы — это соответствие проекта уже упоминавшейся общей концепции заведения, архитектурно-планировочным требованиям заказчика, техническому заданию и своим собственным чутью, вкусу, фантазии.

— По каким признакам/критериям определяется успешный дизайн ресторана/кафе?

— Критерий успешности только один — наполняемость ресторана, его успех у публики.

— Какие из московских ресторанов на Ваш взгляд могли бы побороться за звание «Лучший интерьер» и почему?

— Не хочется перечислять успешные проекты, дабы кого-нибудь не обидеть. Если бы некое жюри выбирало «Лучший интерьер года», мы, несомненно, выдвинули на это звание спроектированный нами интерьер ресторана «Дымов №1» на Софийской набережной.

— Каковы особенности создания интерьера пивного ресторана?

— Пивной ресторан — это мужская, брутальная тема. В нашем проекте это выразилось в использовании подчеркнуто грубоватых фактур — кирпича, бетона, в аскетичных формах мебели из натурального дерева. Тематикой ресторана объясняется и присутствие открытого гриля, совмещенного с барной стойкой, и наличие большого телеэкрана для просмотра спортивных состязаний. Однако, мы эту тему «прочитали» по-своему. В «Дымов №1» появились материалы нехарактерные для пивного заведения — светлое дерево и стекло, которые в сочетании со щедрым светом, льющимся из огромных арочных окон ресторана на Софийской набережной сделали интерьер более воздушным, легким.

— В чем особенности и сильные стороны интерьера «Дымов №1»? Использовали ли Вы при создании интерьера этого ресторана авторские приемы? Какие?

— Одна из сильных сторон «Дымов№1» — его планировка. Пространство организовано так, что все залы связаны друг с другом через открытые арочные проемы и центральную галерею. Это позволило создать ресторан, в котором, что ни столик, то видовая точка, откуда просматриваются то Кремль, то открытые жаровни, то соседние залы, то потрескивающий камин, то все сразу. При этом каждый зал большого помещения - самостоятельный непохожий на другой объем со своим настроением и декором.
Для большего уюта - высокие потолки все-таки придают некоторую помпезность интерьеру - над столами были размещены объемные световые арт-объекты, которые разрабатывались специально для «Дымова». Состоящие из двух ярусов - нижняя конструкция собрана из множества диммируемых ламп накаливания, верхняя представляет собой светодиодный лайтбокс, — они способны поддерживать два режима освещения: классический и клубный.

В проектах двух первых ресторанов «Дымов№1» в Москве — на Софийской набережной и в Ленкоме — нам удалось сформулировать лаконичный, простой и в то же время актуальный стиль интерьера, который хорошо был воспринят и горожанами, и заказчиками.

— С какими сложностями вам пришлось столкнуться при работе над этим проектом?

— В ресторане на Софийской набережной была сложная работа с планировкой. Наличие в архитектурном плане такого элемента, как галерея, требовало основательного переосмысления всего пространства — вместо длинного скучного коридора нужен был зал. Проблему решили композиционными средствами. С одной стороны замкнули галерею музыкальным пультом — получилась удобная площадка для ди-джея: отсюда просматривается весь зал. У входа прямую линию предполагаемого коридора нарушает чуть выдвинутый вперед бар. Далее на ее пути вырастают стеллажи с книгами, плотно сгруппированные столы и кадки с цветами. В конце галерею перегораживает декоративный плазменный камин, за которым устроена небольшая VIP-зона. Благодаря всем этим уловкам все конструктивные признаки проходной зоны удалось нейтрализовать.
В ресторане в «Ленкоме» условия для поставленной задачи оказались довольно стесненными - темный полуподвал площадью 270 кв.м. с нависающими сводами.
Чтобы наполнить помещение светом, мы разобрали все перегородки, удалили прежний декор и открыли окна- рамы сделали совсем тонкими, незаметными. Чтобы визуально увеличить объем, мы использовали в отделке дуб, даже потолки зашили дубовыми панелями - древесину специально выбирали пеструю, с живой фактурой. Это не только дало необходимый воздух, но и привнесло в интерьер жизни, добавило игры.
Физически пространство было увеличено за счет летней веранды ( мы сделали что-то вроде внутреннего дворика, огороженного деревянными панелями, и дополнительного яруса, заменяющего входную зону, - небольшая площадка, похожая на балкон, с которой открывается вид на весь ресторан, как бы нависает над залами, но отделена от них стеклянной перегородкой.

Материал подготовлен компанией DK Project

Опубликовано:
//

Рекомендуем

Менеджмент

Новобранец без стресса

Как помочь новичку адаптироваться на рабочем месте
Рекомендации

Внедрить ХАССП

Условия, гарантирующие стабильный выпуск безопасной продукции
Рекомендации

Готовый бизнес?

Как не ошибиться при покупке готового ресторана
Маркетинг

Искусство CRM

Система управления взаимоотношениями с потребителями — важнейшее направление работы в ресторанном бизнесе
Рекомендации

Система качества ХАССП

Что это такое, и как с этим работать
Менеджмент

Закон урожая

...что посеешь, то и пожнешь. Воспитание и обучение персонала