франчайзинг |  Февраль 2016

Как правильно выйти во франчайзинг

У вас успешный проект с несколькими ресторанами или кафе и вы уверены, что настало время для создания франшизы? Узнайте, что вас ожидает в будущем

Как правильно выйти во франчайзинг

Каждая компания, каждый бренд переживают «рождение», «детство», «юность» и «зрелость». Франчайзинговый бизнес тоже работает в рамках общих закономерностей. Чтобы «зрелость» не превратилась в стагнацию и ваша франшиза долгие годы оставалась актуальной, необходимо правильно меняться на каждом этапе роста системы. 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ. ПЕРВЫЕ ШАГИ

 

 Stanovlenie.jpg

 

В это время франчайзер очень неуверен в своих силах, чрезвычайно раним и суетлив при выборе франчайзи. Преодолеть этап становления без поспешных решений о сотрудничестве удается немногим. А ведь именно с этими партнерами вам предстоит проверять и полноценность франчайзингового пакета, и практическую применимость для бизнеса вашего пакета документов, и достаточность запланированных мероприятий поддержки.
4 совета потенциальным франчайзерам

Причины во многом психологические – франчайзеру хочется побыстрее вернуть инвестиции, затраченные на создание франчайзингового пакета и на вывод своей «свежеприготовленной» франшизы на рынок. Избежать дальнейших проблем во взаимоотношениях с первыми франчайзи и работе франчайзинговой сети в целом удается лишь тем франчайзерам, которые изначально понимают две вещи.

 

  1. Становление франчайзинговой системы требует серьезных финансовых и ресурсных вливаний.


  2. Попытки финансировать первоначальное развитие системы исключительно за счет продаж франшизы и роялти утопичны и даже губительны для бизнеса.

    

Соотношение расходов франчайзера и поступлений от франчайзи

 

 Chart2.jpg

 

Окупятся ваши расходы не сразу, а лишь спустя некоторое время: после того, как приток денег от паушальных взносов и роялти станет достаточно стабильным.

 

На первых порах стоит максимум усилий направить на разумный выбор первых франчайзи и отладку существовавшей до сих пор лишь на бумаге франчайзинговой системы.

 

 

РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЕНИЯ

 

Rost_.jpg

 

Этап бурного роста франчайзинговой системы: ваша франшиза занимает достойное место на рынке и количество франчайзи превышает десяток. На этом этапе начинают проявляться проблемы, корни которых вы, возможно, заложили сами в период запуска. Это болезненное время и для франчайзера, и для франчайзи.

Бизнес по франшизе: какие трудности ждут ресторатора?

Франчайзер на деле ощущает последствия ошибок первоначального этапа и возможных недоработок или небрежностей в составлении франчайзингового пакета. А первые франчайзи достигают того уровня развития бизнеса, когда им кажется, что на самом деле успех франчайзингового заведения – это их и только их заслуга. Обязательства перед франчайзером им кажутся ненужным игом, от которого можно и нужно отказаться.

 

В это время нужно тщательно проанализировать текущую работу всей системы.

 

Возможно, пересмотреть действующие соглашения: ведь теперь у вас достаточно опыта и вы точно знаете, какой франчайзи вам нужен. Поспешно выбранные на первом этапе партнеры начинают оттягивать непропорционально много вашего времени, внимания и усилий на их поддержку и, самое главное, контроль.

 

Перед франчайзером стоит задача справиться с ростом сети. Для этого франчайзер должен заняться усовершенствованием инфраструктуры, необходимой для поддержки системы.

 

Обычно именно на этом этапе формируются специализированные департаменты франчайзинга, в составе которых есть специалисты и по рекрутингу новых франчайзи, и по развитию системы, и по поддержке действующих партнеров. Важно соблюсти баланс между желаемым ростом сети и вашими организационными и финансовыми возможностями, чтобы обеспечить запланированные темпы развития.

 

 

ЗРЕЛОСТЬ. ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ

 

 Zrelost.jpg

 

Успешно преодолев все болезни роста, франчайзер вступает в прекрасную пору стабильности. Качественные первые франчайзи преодолели «подростковые» проблемы, четко понимают важность и ценность вашей поддержки, сознательно подходят к соблюдению стандартов сети. Более того, они готовы искренне рекомендовать вашу франшизу на рынке, в общении с вами конструктивны и позитивны и уже не жалуются на «непосильный гнет», как прежде.

 

У вас накопился серьезный опыт эффективного выбора кандидатов франчайзи и успешного взаимодействия с действующими партнерами, вы получаете разумные постоянные доходы в виде роялти, а спрос на франшизу постоянен…

Прекрасная картина, не правда ли? Однако спокойствие патриарха, окруженного благодарными и успешными отпрысками, неприемлемо для прозорливого франчайзера. Да, чтобы достигнуть этого успеха, вам потребовалось много сил. Но расслабляться нельзя, нужно быть в форме. «Одряхлеть» и довольно быстро перейти от стадии прекрасной зрелости к затуханию может и концепция вашей сети, и ваше предложение гостям, и франчайзинговая система в целом.

 

В это время необходимо внимательно проанализировать свое франчайзинговое предложение – возможно, пришло время его актуализации, адаптации к изменившимся условиям на рынке. Некоторые франчайзеры даже приглашают сторонних специалистов для аудита действующей системы, анализа и прогнозирования ее работоспособности.

 

Разумеется, работа по развитию системы поддержки франчайзи не должна прекращаться ни на минуту. Только будьте аккуратнее: развитие ваших поддерживающих структур должно быть адекватно росту франчайзинговой сети. Важно, чтобы не возникло чрезмерно раздутого штата менеджеров по поддержке. А с другой стороны – чтобы франчайзи не оказались демотивированы недостатком вашего внимания.

 

На этом этапе стоит поработать и над системой коммуникаций с франчайзи. Отнеситесь к общению с франчайзи с особым вниманием: сейчас вам, возможно, придется готовиться к важным изменениям, обеспечивающим будущую жизнеспособность сети. Тем более, что опытные франчайзи вам доверяют и могут быть вашими верными союзниками в период перемен.

 

Опубликовано:
23/02/2016

Рекомендуем

Рекомендации

Какие «больные места индустрии обнажил кризис»

Андрей Поздняков. Генеральный директор сети ресторанов «Китайские новости», основатель школы ресторанного менеджмента Panga
Рекомендации

Какие изменения происходят на кухнях ресторанов

Рестораторы подсчитывают убытки и занимаются перепланировкой залов с учетом рекомендаций Роспотребнадзора
Маркетинг

Как развить и монетизировать личный бренд

Илона Федотова.  Гастрономический продюсер, эксперт и коуч, основатель продюсерской компании IF Studio Production. Restaurant & Gastronomic Projects, свыше 20 лет работы в сфере HoReCa, более 20 реализованных кейсов по продвижению ресторанных проектов и раскрутке личных брендов
Рекомендации

Как ресторанам выжить в условиях новой парадигмы

Руслан Раджапов, серийный предприниматель, владелец, CEO и управляющий партнер ресторанной сети CORREAS, ведущий кулинарных курсов «Готовим дома, как в ресторане», спортсмен, гедонист, филантроп
Рекомендации

Как найти в кризисе возможности для развития

Максим Коновалов. Генеральный директор ресторанного холдинга Welcome Group (Ижевск)
Рекомендации

Почему выигрывают те кто умеет считать и просчитывать

Айрат Гарипов, ресторатор (18 ресторанов в пяти городах), основатель Garipov Rest Family (Казань), и Чингиз Мусин, стратег-аналитик, специалист по антикризисному управлению Garipov Rest Family (Казань)