стоп-кризис |  Апрель 2020

Можно ли вернуться в строй после кризиса «в квадрате»?

Ищем выход вместе

Можно ли вернуться в строй после кризиса «в квадрате»?

kosteeva_margarita.jpgМаргарита Костеева
Президент ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» 

Любые кризисы преобразуют рынок. Каждому из нас придется бороться за бизнес. В зоне риска находятся абсолютно все. Мы понимаем, что после завершения карантина рынок будет другим. Но мы готовы к возвращению.

БИЗНЕСУ НЕОБХОДИМА ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

Сможет ли индустрия возродиться к концу 2020 года, будет зависеть от сроков и масштабов эпидемии, состояния экономики. Такое наложение кризисов, конечно, очень серьезно повлияет на покупательскую способность людей, поэтому меры государственной поддержки и населения, и бизнеса в период восстановления страны после «двойного» кризиса имеют решающее значение. Объем трафика в ресторанах будет зависеть от того, как долго продлится карантин, сколько людей потеряют доходы, от общей экономической ситуации, эффективности мер государственной поддержки во время карантина и в период восстановления, а также от многого другого.

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

Одной из наилучших мер поддержки предприятий станут решения правительства о принятии налоговых каникул. Именно каникул, не отсрочки! Бизнес (не важно, ресторанный или нет) сильно закредитован. Очень важны субсидирование и поддержка банков для реструктуризации кредитных обязательств, переноса текущих платежей и тела долга компаний на тот период, когда ситуация восстановится.

Если такая же помощь будет оказана и арендодателям — бизнес-центрам, владельцам коммерческой недвижимости, — это поможет многим спасти свой бизнес, создаст условия разумного соотношения стоимости аренды и выручки арендаторов с учетом падения спроса.

«Росинтер Ресторантс» — крупнейший оператор услуг общественного питания на объектах транспортной инфраструктуры. Для нас крупнейшими арендодателями являются все московские аэропорты, Пулково, аэропорты Казани и Нижнего Новгорода, железнодорожные вокзалы Москвы и Санкт- Петербурга, арендные ставки которых и в обычное время были самыми высокими на рынке. Снижение пассажиропотока в аэропортах мы ощутили на себе уже в феврале, а в марте, когда авиасообщение было практически остановлено, падение стало стремительным. Трафик вокзалов также катастрофически упал уже в марте. Для нас и других компаний, которые оказывают услуги в аэропортах и на вокзалах, очень важно, чтобы правительство при оказании помощи отрасли перевозок одновременно поддержало всех тех, кто работает на эту отрасль.

Еще очень важно сдерживать рост цен на продукты и услуги в условиях сильной волатильности валюты.

ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

Чтобы поднять бизнес, который был лишен источников дохода и понес огромные убытки в период карантина, нужны вложения на выплату зарплат сотрудникам и на перезапуск самого бизнеса. Компании будут нуждаться в кредитах. Поэтому те меры, которые сейчас разрабатывает правительство в виде предоставления беспроцентных займов на выплату заработной платы, — очень хороший сигнал, который, мы рассчитываем, вырастет в комплексную систему мер по поддержке бизнеса.

НОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Индустрия общественного питания уже точно не будет прежней. Хорошей перспективой в данном случае можно считать ту, согласно которой к концу 2020 года предприятия восстановятся и смогут вернуться к нормальному прогнозируемому ведению бизнеса. Восстанавливать работу ресторанов нужно будет по иным параметрам бизнес-моделей. Как раз сейчас есть немного времени для анализа и корректировки всех основных процессов, чтобы в дальнейшем можно было постепенно выходить из кризиса соразмерно восстановлению выручки.

Рост доставки — закономерная реакция рынка на изменение потребительского поведения, емкая и перспективная ниша с точки зрения развития бизнеса в целом. Обратите внимание на то, что сейчас доставка — единственная ниточка, которая связывает нас с потребителем. Это доказывает перспективность онлайн-сервисов.

Мы, конечно, будем думать и о более рациональном меню. В то же время я уверена: люди за период изоляции начнут скучать по посещению ресторанов. Надеемся на это, а потому уже сейчас думаем о том, как порадовать гостей и чем их привлечь.

Опубликовано:
23/04/2020

Рекомендуем

Рекомендации

Какие изменения происходят на кухнях ресторанов

Рестораторы подсчитывают убытки и занимаются перепланировкой залов с учетом рекомендаций Роспотребнадзора
Маркетинг

Как развить и монетизировать личный бренд

Илона Федотова.  Гастрономический продюсер, эксперт и коуч, основатель продюсерской компании IF Studio Production. Restaurant & Gastronomic Projects, свыше 20 лет работы в сфере HoReCa, более 20 реализованных кейсов по продвижению ресторанных проектов и раскрутке личных брендов
Рекомендации

Как ресторанам выжить в условиях новой парадигмы

Руслан Раджапов, серийный предприниматель, владелец, CEO и управляющий партнер ресторанной сети CORREAS, ведущий кулинарных курсов «Готовим дома, как в ресторане», спортсмен, гедонист, филантроп
Рекомендации

Как найти в кризисе возможности для развития

Максим Коновалов. Генеральный директор ресторанного холдинга Welcome Group (Ижевск)
Рекомендации

Почему выигрывают те кто умеет считать и просчитывать

Айрат Гарипов, ресторатор (18 ресторанов в пяти городах), основатель Garipov Rest Family (Казань), и Чингиз Мусин, стратег-аналитик, специалист по антикризисному управлению Garipov Rest Family (Казань)
Маркетинг

Новые реалии заставят бизнесменов вспомнить уроки маркетинга

Артур Чистяков. Специалист в области стратегического планирования и маркетинга, эксперт в сфере доставки готовых блюд и продуктов, более двадцати лет в ресторанном бизнесе и FMCG