Как продать ресторан?
Совершенно очевидно, что развитие столичного ресторанного бизнеса идет семимильными шагами. Как грибы открываются новые рестораны, в то же время некоторые старые, не очень успешные, закрываются. Мы же хотим рассмотреть возможность выхода из успешного бизнеса...
Надо сразу оговориться, ничего фантастического в этом нет. Отправной точкой на этом пути является, прежде всего, само решение о продаже. Продажа любого бизнеса, а ресторанного в особенности, достаточно трудоемкий процесс, имеющий свою, присущую только ему специфику. При этом ресторатор должен понимать, что продажа созданного им ресторана потребует определенного времени, знаний, средств и нервов. Другими словами, продажа действующего ресторана — это самостоятельный коммерческий проект. Большинство предпринимателей уверены, что раз они «чем-то» владеют, то без проблем это «что-то» смогут продать. Это опасное заблуждение.
Прежде всего, необходимо организовать продажу таким образом, чтоб она не повлияла отрицательным образом на сам бизнес. Это прежде всего касается конфиденциальности. Ни в коем случае принятое решение не должно стать достоянием широких масс. Результатом этого может стать потеря ключевых сотрудников, постоянных клиентов, проверенных поставщиков.
Важно грамотно назначить цену продаваемого ресторана. Многие не понимают, что созданный ими ресторан стоит значительно дороже, чем просто его материальные активы. Зачастую правильно оценить, а что еще более важно — обосновать наличие у продаваемого ресторана дополнительной стоимости, возникающей в результате грамотно подобранного и нужным образом отремонтированного помещения в правильном месте, вышколенного персонала, наличия присущего только этому ресторану «духа», постоянных клиентов, идущих именно на полюбившуюся им кухню и много другого, ресторатору в одиночку не под силу. В результате ресторан продается не как цельный бизнес, а распродается по отдельным составляющим: права аренды, оборудование, да еще и с дисконтом.
Следующий момент — юридическое оформление сделки. Сделка должна быть прозрачна для обеих сторон. И если для продавца она заканчивается в момент получения денег, то для покупателя с этого момента только лишь все начинается, а следовательно он должен быть абсолютно уверен в отсутствии каких-либо «хвостов» из прошлого. Поэтому, чтобы соблюсти баланс интересов сторон — к документам продаваемого ресторана не должно быть никаких вопросов. Необходимо провести профессиональную экспертизу, то есть доходчиво и подробно описать ресторан в специальном документе — инвестиционном меморандуме, который и будет служить его (ресторана) визитной карточкой при переговорах с покупателями, а также подготовить экспертное заключение о его стоимости и перспективах продажи. Также необходимо самому тщательно изучить потенциальных покупателей бизнеса. Оформить сделку и организовать расчеты между сторонами тоже необходимо кваалифицированно, также выстроить устойчивую и надежную схему взаиморасчетов. В таких случаях, если есть какие-либо сомнения по юридической стороне вопроса продажи ресторана, можно обратиться и к профессиональным консультантам, предоставляющим полный комплекс услуг, необходимых при совершении сделок с бизнесами.
Теперь рассмотрим варианты ошибок, которые могут случиться при продаже ресторанного бизнеса.
К примеру, стороны пришли к полному согласию по всем вопросам продаваемого бизнеса, в том числе и по цене. Осталось лишь провести замену старых учредителей на новых и зарегистрировать соответствующие изменения в МРП — для чего необходимо старым и новым учредителям собраться и подписать договора купли-продажи долей в ООО. И тут выясняется, что продаваемое ООО было куплено три года назад в спешке в какой-то фирме, специализирующейся на продаже готовых документов, замена учредителей тогда не проводилась, и, следовательно, люди эти сейчас придти для подписания документов не могут. Сделка не состоялась.
Второй вариант: продавалось небольшое кафе, расположенное исключительно в удобном и проходном месте, имеющее постоянно растущие обороты. Пользование помещением осуществлялось на основании достаточно формального, «не серьезного» договора аренды, заключенного сроком на 11 месяцев с возможностью дальнейшей пролонгации.
Собственник кафе, решив его продать, распространил информацию об этом среди «своих», абсолютно не подготовив к этому арендодателя — собственника помещения. В результате информация ушла от «своих» к «чужим», которые не преминули ей воспользоваться. Они вышли напрямую на собственника помещения и в результате их общения, договор с владельцем кафе пролонгирован не был — кафе закрылось, а он потерял бизнес. Через два месяца на этом же месте заработало новое кафе — с новыми владельцами.
Третий вариант: около двух лет тому назад в Москве продавалась достаточно известная компания фаст-фуд. Были потрачены значительные деньги на рекламу, которая проходила в несколько этапов. Владельцы компании посчитали, что серьезные затраты на рекламу обеспечат им хорошую цену. Результат — отрицательный. Объясняется тем, что владельцами изначально не правильно была назначена цена, которая превышала разумные представления о ней не менее, чем в три раза. И хотя на протяжении рекламной компании она корректировалась, в момент, когда ее привели в соответствие, рынку так набило оскомину это предложение, что на новую цену уже никто не отреагировал.
Источник: Агентство Бизнес Мониторинга
27/05/2011