продвижение |  Январь 2020

Личный бренд

От создания до монетизации

Личный бренд
Котюсов Александр

Ресторатор, глава представительства ФРиО в Нижнем Новгороде

Попробуем разобраться, нужен ли ресторатору личный бренд вообще, и если нужен, то как его монетизировать? Наверное, ни для кого не секрет, что для удачного запуска и работы ресторана сегодня важно все: месторасположение, кухня, цены, меню, интерьер. Порой значение имеет и имя владельца или шеф-повара заведения.

Сразу оговоримся, в стране существуют тысячи успешно работающих предприятий общественного питания, имена владельцев которых ничего не скажут широкой публике. То же касается и большинства шефов. Как правило, они люди молчаливые и не харизматичные, им гораздо проще резать, жарить и варить, чем позировать перед камерами или писать в свой «Инстаграм» искрометные тексты. И все же, если ты человек известный (в каких уж масштабах — другой вопрос), надо этой известностью пользоваться на благо собственного бизнеса. Тем более что сегодня любые способы увеличения количества гостей и среднего чека в ресторане хороши! Ну или почти любые.

banner_books_5_guru.jpg

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНЫЙ БРЕНД?

Скажу своими словами: это набор личных качеств, которые идентифицируют тебя, выделяют среди других и помогают развивать собственный бизнес. Главные составляющие личного бренда — узнаваемость, профессионализм и доверие. В ресторанном бизнесе все они должны работать вместе. Главный плюс, который получает носитель личного бренда, — это возможность создавать ажиотаж вокруг собственного заведения и забивать зал на любое мероприятие независимо от его концепции. Вот только работает это лишь тогда, когда в ресторане прекрасная кухня и отличное обслуживание.

Если ты артист или политик и известен всей стране, это не значит, что, открыв кафе, ты долго будешь поддерживать интерес к своему заведению и делать в нем огромные выручки. Яркий пример — ресторан Ольги Бузовой. Очередь ее поклонников стояла возле BuzFood лишь в первые дни, а потом растаяла, видимо столкнувшись с не самой вкусной кухней и с не самым качественным обслуживанием. Похожая ситуация, хоть и не столь критичная, у Тимати с его Black Star Burger.

Профессионализм автоматически вытекает из узнаваемости. Если ваша сфера деятельности никак не пересекается с ресторанным бизнесом и вы лично в нем ничего не понимаете, то поддерживать интерес гостей к собственному ресторану будет крайне сложно. Пожалуй, за исключением того случая, когда вы, допустим, солист группы «Руки Вверх!» Сергей Жуков и регулярно выступаете в заведении со своими концертами.

Ну и конечно, доверие. У известных людей разный шлейф. Хорошо, если положительный. А если нет? В качестве примера здесь можно привести пекарни Германа Стерлигова, которые он безуспешно пытается раскрутить своими экстравагантными поступками.

КАК МОНЕТИЗИРОВАТЬ ИЗВЕСТНОСТЬ?

Сегодня для большинства людей в нашей стране посещение ресторана (с некоторыми оговорками, разумеется) по-прежнему событие праздничное, а значит, в личный бренд ресторатора с самого начала работы закладываются кирпичики так называемой сладкой жизни, которые остаются в фундаменте навсегда. Я лично рекламирую в своем аккаунте в «Инстаграме» дальневосточные устрицы, морских ежей, сыр буррата, новые сорта пива, приглашаю на гастрономические ужины и вечера с живой музыкой, продаю новогодние корпоративы. И связано это вовсе не с тем, что мне это нравится (хотя я получаю от процесса удовольствие), а с тем, что другого выхода у меня не остается. Если вы посмотрите в «Инстаграме» или «Фейсбуке» страничку любого публичного ресторатора — Аркадия Новикова, Бориса Зарькова, Алексея Васильчука, — то убедитесь, что число подписчиков, лайков, просмотров у них в разы может превышать количество аналогичных видов реакции в любом из ресторанов, которыми они управляют. Становясь публичным ресторатором, ты превращаешься в заложника собственного личного бренда. Для этого он и создается. А раз так, то надо этим пользоваться и монетизировать свою публичность. Как? Простых рецептов здесь нет, но некоторые советы дать могу.

  1. Комментируйте. В любом регионе есть СМИ, которым очень нужно получить комментарий по новому законодательству о продаже пива, по правилам установки летних веранд, по требованиям Роспотребнадзора и т. д. Если зовут, идите в журналы, на радио и ТВ.

  2. Учите других! Если вы построили несколько ресторанов, у вас есть опыт. И не важно, какой он — положительный или наоборот. Вы можете учить других, в том числе и на своих ошибках. Учите, выступайте. На круглых столах, конференциях, выставках, фестивалях. Это здорово, что вас приглашают. А если не приглашают, напрашивайтесь сами. Не надо стыдиться.

  3. Пишите! Пишите статьи. На ресторанные темы. Становитесь колумнистами различных журналов. Делайте это бесплатно. Находите адреса и телефоны главных редакторов гастрономических журналов и предлагайте себя. Это в литературные издания стоит очередь из непризнанных писателей, а журналы профессиональные страдают от нехватки интересных авторов. Неожиданно вы станете экспертом, и начнется та самая монетизация. Не забывайте только про хороший русский язык, это необходимо.

  4. Ходите на все тусовки. Или почти на все. Если вас приглашают, надо идти и торговать лицом. Вы же сами выбрали такой путь.

  5. Используйте свои рестораны как площадку. Решили организовать гастрономический вечер? Провести мастер-класс по приготовлению хачапури? Пригласили городских селебрити на день рождения ресторана? Не стесняйтесь брать в руки микрофон и вести вечер. Поверьте, это не зазорно, а очень даже похозяйски.

  6. Не забывайте про социальные сети. Каждый день подтверждает истину, в которую еще несколько лет назад никто не верил: если тебя нет в соцсетях, то тебя вообще нет. Лучше всего, конечно, вести блогв «Фейсбуке» или «Инстаграме» самому. Если лень, то доверьтесь специалистам, но проверяйте их. Отвечайте подписчикам, разговаривайте с ними, приглашайте на мероприятия в свои рестораны.

Истины эти просты, но без них вы не сможете поставить свой личный бренд на службу собственному бизнесу. В этом я убедился сам. И это доставляет мне удовольствие. Хотя иногда хочется послать к черту управляющего рестораном, который присылает сообщение: «Шеф! Напишите в своем «Инстаграме» про гастрономический ужин, пожалуйста. У нас еще половина столов не продана».

Приглашаем 25–27 февраля на 1-ю ресторанную маркетинг-конференцию «Гуру продвижения» Тренды. Инструменты. Ноу-хау в маркетинге»
Это возможность приобрести опыт от лучших маркетологов страны и задать им вопросы.

guru_600x300.png

Опубликовано:
15/01/2020

Рекомендуем

Рекомендации

Стоит ли полагаться на русский авось при восстановлении бизнеса

Кристина Жегунова. Бизнес-коуч (PR, digital, SMM), 10 лет работы в сегменте HoReCa
Маркетинг

Как изменился диалог с гостями после карантина

Евгения Терлецкая. Совладелец коммуникационного агентства Foodie marketing, амбассадор Novikov School, ex-PR-директор Novikov Group
Рекомендации

Какие инструменты использовать для увеличения продаж корпоративных мероприятий в ресторане

Оксана Фотя. Основатель агентства по увеличению продаж корпоративных мероприятий в ресторане PRmenu, гастрономический обозреватель в бизнес-изданиях (в PR-портфолио более 30 успешных кейсов сотрудничества с ресторанами и банкетными площадками)
Рекомендации

Как поддерживать и развивать антивирусный кейтеринг

Анна Сидевич. Основатель и руководитель компании выездного питания «Кейтеринг Анны Сидевич», региональный представитель Ассоциации кейтерингов и банкетных служб (АКБС) в Сибирском федеральном округе (Новосибирск
Менеджмент

Как управлять командой на удаленке

Екатерина Стародубцева. Эксперт ресторанного рекрутмента, основатель кадрового агентства HURMA recruitment, спикерс-бюро Creative Search и проекта для кандидатов Tochka Rosta
Менеджмент

Что делать и как оценить готовность?

Елена Победоносцева. Товарищ по HR компании UnoDosTres