бренд |  Март 2020

Как защитить свой бренд?

Товарный знак под защитой

Как защитить свой бренд?

atlaskirova.jpgИзабелла Атласкирова
Генеральный директор компании «СааС-проект», юрист по защите интеллектуальной собственности

В современном обществе мало создать бизнес, надо еще постараться, чтобы его название стало брендом. Ведь бренд — это узнаваемость, гарантия качества, уважение коллег и любовь клиентов. Все это актуально и для ресторанного бизнеса. Но здесь бренд не только раскрученное название, символизирующее преимущества данного ресторана или сети, но и популяризуемый товарный знак. А товарный знак, как известно, нужно регистрировать.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК ПОД ЗАЩИТОЙ

В российском законодательстве под товарными знаками понимаются «обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц». Товарные знаки, то есть обозначения, образы, символы, прошедшие необходимую процедуру регистрации, охраняются законом.

Исключительное право на использование товарного знака подразумевает, что никто не вправе распоряжаться им без согласия и разрешения зарегистрировавшего его правообладателя. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрировав товарный знак, получает свидетельство. В случае нарушения исключительного права на товарный знак правообладатель может обратиться в суд либо к правоохранительным органам для защиты своих прав и законных интересов.

Регистрация товарного знака необходима любому бизнесу, который не хочет впоследствии столкнуться с серьезными проблемами.

Во-первых, точно такой же символ, обозначение или название может использовать другое юридическое лицо или ИП, и тогда потребителю не будет понятно, где собственно ваш бизнес, а где нет. Во-вторых, если товарный знак не зарегистрирован, нет никаких гарантий, что такой же символ или название не придумает и не зарегистрирует другое лицо. И в данном случае отвечать по закону за использование чужого товарного знака придется как раз тому, кто его не зарегистрировал, пусть даже он первым придумал и ввел в оборот обозначение или название.

Многие предприниматели ошибочно полагают, что можно спокойно использовать незарегистрированную торговую марку и в случае каких-либо претензий ссылаться на то, что они начали использовать этот товарный знак раньше. Однако в данном случае не действует такое понятие, как «право преждепользования». Товарный знак защищен только с момен та его государственной регистрации. Это отмечено в Постановлении суда по интеллектуальным правам от 5 декабря 2018 года No С01-848/2018 по делу No А14-19259/2017.

За использование чужого товарного знака предусмотрена как гражданская ответственность до 5 млн рублей, так и уголовная в рамках статьи 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)». Максимальное наказание по данной статье — реальный срок лишения свободы до шести лет.

БРЕНД — ПОПУЛЯРИЗОВАННЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Бренд представляет собой товарный знак, ставший достоянием широкой общественности. Он включает как символическое обозначение и (или) название, так и имидж данного бизнеса. Например, если мы говорим о сфере общественного питания, то такие предприятия и сети, как «Макдоналдс», «Сабвэй», «Ташир», «Рис», и многие другие давно стали настоящими брендами. И если некто откроет ресторан «Макдоналдс», который станет использовать символы и название данной торговой сети, но при этом не будет иметь к ней ни малейшего отношения, он нарушит право «Макдоналдса» на товарный знак. Кроме того, это нанесет существенный финансовый ущерб сети, поскольку люди, привлеченные знакомым названием, сразу начнут посещать подобное заведение. И любые претензии к качеству кухни, обслуживания, организации работы персонала будут адресованы сети «Макдоналдс».

С малоизвестными и нераскрученными брендами все может быть куда печальнее. Например, в городе N появляется небольшая сеть кафе. Назовем ее «Кушай вкусно». Но собственники не спешат с регистрацией бренда в качестве товарного знака, а больше заняты решением текущих вопросов с поставкой продуктов питания, повышением качества работы персонала, совершенствованием внешнего вида помещений.

Тем временем другому предпринимателю приходит в голову идея открыть собственный ресторан. Он придумывает банальное и хорошо запоминающееся название «Кушай вкусно» и первым делом идет регистрировать товарный знак, так как хорошо разбирается в законодательстве. Товарный знак зарегистрирован, и ресторан начинает работу. А спустя пару месяцев собственник узнает о существовании сети кафе «Кушай вкусно» и подает заявле ние в правоохранительные органы и в суд, так как считает, что название у него украдено. И хотя его ресторан открылся через три года после запуска сети кафе «Кушай вкусно», уже ничего не поделаешь — товарный знак зарегистрирован рестораном.

Если бы владельцы сети кафе в свое время поступили продуманно, то владельцу ресторана в регистрации данного названия отказали бы, и ему пришлось бы придумывать что-то другое.

Есть множество других, более сложных и запутанных примеров, в которых ресторанный бизнес оказывался под угрозой из-за отсутствия регистрации бренда.

ПАТЕНТНЫЕ ТРОЛЛИ

Это еще одни участники рынка — компании, занимающиеся тем, что регистрируют уже используемые кемто названия/изображения/логотипы для дальнейшего предъявления претензий, в том числе и финансовых требований. Как показывает практика, при подаче в суд заявления о нарушении исключительных прав на товарный знак истцы чаще всего требуют денежной компенсации.

Нередко фигурантами судебных разбирательств становятся кафе, рестораны и другие предприятия общественного питания, которые изначально создавались как франшизы известных сетей, но затем теряли этот статус. Естественно, они утрачивали и право работать под определенным брендом. Но некоторые собственники, не желая расставаться с гарантированно высокой прибылью, предпочитали не убирать старое название. В результате сеть подавала на бывшее дочернее предприятие в суд.

В некоторых случаях отзыв франшизы также оспаривается. В итоге использование бренда продолжается, а стороны добиваются правды в судебном порядке. И здесь многое зависит от мастерства адвокатов, представляющих интересы сторон. Например, в Тюмени долго шло судебное разбирательство, в котором ООО «Мята» отстаивало свое право работы под брендом «Своя компания», принадлежащим екатеринбургскому предпринимателю, который сначала предоставил правоработы по франшизе, а затем франшизу отозвал.

ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА

  1. При государственной регистрации товарного знака у вас появляется исключительное право на него. Пока товарный знак не зарегистрирован, он не защищен. Любое лицо может зарегистрировать его на себя и впоследствии предъявить претензии другим лицам, которые используют этот бренд.

  2. Вы сможете запретить третьим лицам использование вашего товарного знака, а также продажу идентичных или однородных товаров с использованием знака, сходного с вашим.

  3. Зарегистрированный товарный знак — неотъемлемая часть франшизы (договор коммерческой концессии).

  4. У вас появляется возможность возмездного предоставления права использования товарного знака другими лицами на основании лицензионного договора.

  5. После того как ваша заявка будет подана в регистрирующий орган, никто другой не сможет зарегистрировать такой же или схожий товарный знак.

  6. Зарегистрированный товарный знак дает правовую защиту на это доменное имя в сети интернет.

КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ БРЕНД

В первую очередь необходимо выбрать товарный знак. Здесь важна не только креативность, но и проверка уникальности. В Российской Федерации существует единая база брендов, прошедших государственную регистрацию. Но хоть эта ба за и находится в открытом доступе, проверить конкретный выбранный бренд по картинке или символу невозможно. Поэтому можно обратиться к специалистам, которые занимаются регистрацией товарных знаков. Они проверят уникальность вашего бренда.

Главные условия для регистрации — отсутствие сходства с уже зарегистрированными товарными знаками, а также с теми, которые находятся в процессе регистрации и заявления на регистрацию которых были поданы раньше вашего заявления.

После проверки уникальности необходимо написать заявление в государственный орган о регистрации товарного знака — бренда. К заявлению прилагается список продукции, выпускаемой или предлагаемой под данным брендом, описание бренда, его составляющих и функций, выполняемых его компонентами. Необходим также логотип — изображение, символизирующее бренд.

Заявление о регистрации товарного знака подается в Федеральный институт промышленной собственности в Москве. Возможна как личная подача заявления, так и его отправка по почте, через сайт института либо через портал государственных услуг. Для регистрации бренда потребуются следующие документы:

  • реквизиты организации или индивидуального предпринимателя;

  • логотип;

  • список продукции и услуг, которые будут производиться или осуществляться под данным брендом;

  • документы об оплате государственной пошлины.

Если документы подает не сам индивидуальный предприниматель или директор организации, придется оформить соответствующую доверенность на представителя.

Государственный орган в течение тридцати суток проводит формальную экспертизу для проверки обязательной документации, соответствия суммы уплаченной государственной пошлины установленному размеру, выполнения порядка подачи документов и дополнительной информации.

После этого бренд отправляют на экспертизу по существу. Эта серьезная процедура длится около пяти месяцев. При положительном заключении и после уплаты соответствующей пошлины выдается свидетельство о регистрации товарного знака.

Кстати, есть возможность получения скидок на патентные пошлины в размере 30% при ведении электронного документооборота с регистрирующим органом. Сейчас сроки рассмотрения заявки существенно сократились, в среднем они занимают пятьшесть месяцев, а буквально два года назад составляли до полутора лет.

Срок регистрации товарного знака — десять лет, по истечении которых необходимо вновь оплатить пошлину и продлить действие.

Таким образом, процедура регистрации бренда достаточно долгая и трудоемкая. Поэтому многие российские и зарубежные предприниматели, желающие зарегистрировать свой бренд, обращаются за помощью в юридические фирмы, а также к адвокатам и юристам, занимающимся регистрацией товарных знаков.

Опубликовано:
26/03/2020

Рекомендуем

Маркетинг

Контакты для суши

Как зарабатывать миллион в месяц с помощью соцсетей от Гуру продвижения
Маркетинг

Масштабировать успех

Максим Дорофеев: «Как из одного ресторана сделать целую сеть?»
Менеджмент

Профессиональные стандарты — в массы

Стандартизация в сфере гостеприимства
Маркетинг

Гуру продвижения-2020

Первая ресторанная маркетинг-конференция состоялась в Москве!