брендинг |  Июнь 2012

Ресторанный брендинг: шаги к успеху

Открытие ресторана – идея-фикс многих предпринимателей. Например, в столице каждый месяц открывается около 30 новых ресторанов. При этом к концу первого года приносить прибыль начнет только каждый третий ресторан – остальные окажутся убыточными, поменяют собственника или будут закрыты.

Ресторанный брендинг: шаги к успеху
Чтобы избежать довольно часто случающихся неудач, необходимо все продумать заранее. Сегодня можно найти много рекомендаций, как правильно начать ресторанный бизнес и каких типичных ошибок можно и нужно избежать. Однако тема ресторанного брендинга практически не освещена. А ведь сильный бренд ресторана – одна из главных составляющих успеха.  

Так уж исторически сложилось, что брендинг в России превратился в оформительство и украшательство. Нарисовали логотип, оформили вывеску, напечатали визитки, украсили вензелями дизайн меню – и все, «бренд готов». Все, что имеет название и логотип, по непонятным причинам называется брендом.

А ведь бренд – гораздо более широкое понятие, состоящее не только из его визуальных и словесных атрибутов. По сути, это образ, представление, впечатление, которое складывается у посетителя после посещения заведения. Целостность, уникальность, узнаваемость, впечатление – вот основные составляющие сильного бренда. Образ бренда формируется не только за счет названия, вывески и интерьера, – это лишь детали, хотя, безусловно, далеко не второстепенные. История заведения, его местонахождение, традиции, особенности меню, качество блюд, поведение посетителей, особенности сервировки, культура обслуживания – можно еще очень долго перечислять элементы, которые формируют бренд. Самая главная задача брендинга – сделать все возможное, чтобы образ, заложенный владельцем ресторана, совпал в итоге с тем, что думают посетители о его заведении.

Превратить случайно заходящих посетителей в лояльных и постоянных клиентов – цель любого ресторатора, краеугольный камень успеха в ресторанном бизнесе. Причем лояльность в данном случае – не просто удовлетворенность ценой, качеством блюд или быстротой обслуживания, а лояльность, связанная именно с отношением к конкретному заведению. Иначе говоря, устойчивое предпочтение именно вашего заведения-бренда всем остальным.

Теперь осталось разобраться в том, какие шаги нужно предпринять, чтобы создать сильный бренд ресторана.

Создание бренда: шаг до начала пути
Разработка концепции бренда ресторана еще до его открытия является наиболее эффективной. Но для того, чтобы оценить эффективность такого подхода, необходимо рассмотреть технологию и основные принципы брендинга во всем комплексе ресторанного бизнеса.

Аудитория решает все
Формирование портрета аудитории – процесс, не терпящий спешки и необоснованных предположений. Ключевыми инструментами в этом деле являются качественные и количественные исследования.

Создаем интересный ресторан
После выбора целевой аудитории на основании количественных исследований начинается более интересный этап ее изучения – качественный анализ.

Выбираем место для ресторана
Цель этого поиска – определить районы города, в которых интересы и увлечения аудитории наилучшим образом могли бы сочетаться с потребностью в отдыхе, питании или месте, где можно посидеть и пообщаться с друзьями.

Брендинг: концептуальный взгляд
Чтобы с концепцией было проще работать, она должна быть как-то формализована, чтобы ее можно было легко объяснить как сотрудникам, так и клиентам. 

Оформление ресторана
Благодаря продуманной концепции бренда исчезает поверхностный субъективный подход («нравится – не нравится») и начинается взвешенный поиск конкретных решений – как тот или иной предмет (даже пепельница и зубочистка на столе) дополняет историю и усиливает ценность бренда. 

Брендинг и ресторанная кухня
Вопрос брендинга в еде стоит скорее в плоскости соответствия концепции ресторана. Очень часто встречаются рестораны с претензиями на ту или иную национальную кухню, в которых, однако, отчетливо заметно желание ресторатора сэкономить на ингредиентах.

Аромабрендинг
Аромабрендинг – еще слабо развитое направление, но изобилие и доступность всевозможных ароматизаторов позволяют качественно дополнить бренд ресторана.


Необходимо понять одну важную вещь. Сильные бренды никогда не делаются раз и навсегда. Бренд существует, пока он развивается и обновляется. Мы имеем в виду не бесконечную смену названия и вывески – по сути, это похороны одного бренда и рождение совсем другого – а историю, которую можно каждый раз с удовольствием дополнять яркими интересными деталями. Например, вводить новые ритуалы и традиции. Периодически добавлять в меню новые интересные блюда. Придумать заманчивую программу лояльности. Давать новую интересную рекламу. Устраивать яркие события и акции.
В конце концов, сильный бренд приведет вас к тому, что нужно открыть сначала второй ресторан, а затем третий и четвертый. Потом, возможно, появятся те, кто захочет купить франшизу. Заметьте, к вам придут не за покупкой ресторана. Они придут за покупкой частички вашего бренда.


Авторы:
Давид Басов, управляющий партнер студии брендинга «Флаг в руки!», эксперт в области b-2-b-коммуникаций и бренд-консалтинга
Павел Гончаров, управляющий партнер студии брендинга «Флаг в руки!», эксперт в области b-2-с-коммуникаций и бренд-консалтинга

Опубликовано:
13/06/2012

Рекомендуем

Рекомендации

Кручу–верчу

Какие неожиданности ожидают ресторатора в торговых центрах
Рекомендации

Плюсы и минусы

Что привлекает рестораторов в формате торговых центров, и есть ли опасности выхода на такую локацию?
Рекомендации

Открыть и закрыть

Рестораторы и арендодатели в торговых центрах в неравном поединке
Менеджмент

Новобранец без стресса

Как помочь новичку адаптироваться на рабочем месте
Рекомендации

Внедрить ХАССП

Условия, гарантирующие стабильный выпуск безопасной продукции
Рекомендации

Готовый бизнес?

Как не ошибиться при покупке готового ресторана