маркетинг |  Ноябрь 2014

Lifehack в ресторанном бизнесе

В сегодняшней непростой экономической ситуации перед каждым владельцем ресторана встает проблема сокращения расходов. Первыми «под нож», как правило, попадают маркетологи, значительно урезаются расходы на рекламу

Lifehack в ресторанном бизнесе
Баду Лана
Директор по маркетингу сети ресторанов «Чайхона №1»
Все обязанности по продвижению проекта ложатся на плечи управляющего, а иногда и владельца бизнеса. Непозволительной роскошью становятся отделы обучения персонала и операторы, работающие над обратной связью с гостем. А о разработке нового меню, специального предложения, концепции фотосессии блюд с фуд-стилистом или запуске нового сайта речь вообще больше не идет. Такие затратные задачи приходится откладывать до лучших времен.


На самом же деле именно в кризисный период ресторанам так нужна маркетинговая и рекламная поддержка. Особенно это касается единичных проектов, которые уже прошли свой пик популярности. Также непросто приходится и только открывающимся заведениям. Вне зависимости от экономической и политической ситуации новому проекту нужны грамотное стильное меню, детская карта блюд с раскрасками и играми, рекламные «вкусные» фотографии блюд, профессионально подготовленная рекламная кампания, актуальный сайт, возможность организации он-лайн акций, система обратной связи с гостем, процедура обучения персонала…


Что же делать, когда бюджет значительно ограничен? Можно ли получить все необходимые инструменты для роста, развития или даже выживания в конкурентной борьбе за «разумные деньги»?


Допустим, мы разделим обязанности по маркетингу и обучению между всеми работниками, заставим их отвечать за полиграфию и акции в ресторане, за обратную связь с гостем. Но готовы ли мы к тому, чтобы отдать такие важные для формирования выручки задачи людям совсем другой профессиональной подготовки и иных компетенций? Согласны ли мы поставить самый низкий приоритет задаче по привлечению и удержанию гостей?



УДОБНЫЙ КОНСТРУКТОР


Однозначно — НЕТ. Да нам и не придется этого делать, потому что появляется все больше сервисов, которые значительно облегчают нашу жизнь.


Начнем с одного из самых популярных ресурсов для сайтов — WIX. Это простой конструктор для создания сайтов. Сделать сайт в рамках данного ресурса почти так же просто, как составить презентацию в PowerPoint. Результат можно увидеть сразу, просто нажав на кнопку ПРЕДПРОСМОТР в редакторе сайта. Он дает множество возможностей, включая бесплатный домен на год, отсутствие рекламы, привязку к Google-аналитике, инсталляции на сайте приложения, а главное — шаблон легко адаптировать под мобильную версию.


Плюсы: несомненными преимуществами шаблона являются простота и скорость редактирования; для внесения правок или смены рекламного баннера не потребуется обращаться к IT-специалистам.


Минусы: это все-таки конструктор, а значит, его функции и визуальные решения значительно ограниченны, но для создания сайта ресторана и даже сети этого вполне достаточно.


Lifehack для ресторанов: вам нравятся акции сайтов купонаторов? Сделайте подобную акцию у себя на сайте и мотивируйте своих потенциальных гостей прийти к вам в ресторан. Создайте стартовую страничку с функцией по скачиванию купона и увеличивайте конверсию гостей с сайта в ресторан.


Цена: самая дорогая версия с возможностью создания интернет-магазина обойдется в 5856 рублей за год против стандартной средней цены по рынку за сайт в размере 70 000–100 000 рублей.



ПРОДАЮЩЕЕ МЕНЮ


Вторая по очереди, но не по важности, задача — создание профессионального, стильного, продающего меню. Решить ее нам помогает он-лайн магазин меню MenuMaker. Данный ресурс располагает шаблонами меню и специальных предложений различного дизайна. В отличие от работы с фрилансерами или дизайнерами, мы заранее знаем результат. Можно выбрать тот дизайн, который действительно подходит заведению. Остается только поменять ассортимент. После покупки вы получаете все исходные материалы для редактирования меню. Потребуется лишь работа технического дизайнера, чтобы добавить ваши блюда.


В большинство шаблонов фотографии уже загружены, но их, при желании, можно поменять на свои. Есть и удобная дополнительная опция — «меню+фото», когда вы покупаете готовое меню и профессиональную фотосессию ваших блюд из 5, 10 или 15 фотографий (данная функция доступна только для московских ресторанов).


Плюсы: высокая скорость подготовки материалов, адаптивность макетов, не нужно искать и нанимать дизайнера каждый раз, когда вам требуется сезонное или основное меню.


Минусы: пока в магазине мало шаблонов.


Lifehack для ресторанов: не хватает времени на создание красивых и стильных сезонных предложений? Выберите дизайн меню ваших летних лимонадов и горячих напитков заранее и сфотографируйте напитки или блюда в пяти кадрах с пакетом «меню+фото» или самостоятельно. Так вы сделаете меню за неделю. А сколько вы тратите времени сейчас?


Цена: самый дорогой шаблон в интернет-магазине обойдется в 1490 рублей против стандартной средней цены по рынку за дизайн меню в размере 30 000–50 000 рублей.



В ПОИСКАХ ИЗОБРАЖЕНИЙ


Если вы все-таки не нашли подходящие вашему ресторану фотографии для меню или рекламной кампании, а проводить фотосессию уже поздно, вас всегда выручит банк фотографий Shutterstick — один из крупнейших ресурсов, где всего за 5 долларов можно купить картинку печатного качества. Ресурс устроен таким образом, что фотографии блюд сортируются по авторам.


Плюсы: можно сделать качественный рекламный материал, даже когда горят сроки.


Минусы: не удивляйтесь, если соседний ресторан тоже знает про этот фотобанк и повесит такой же плакат первым.


Lifehack для ресторанов: используйте фотографии из банков, чтобы объяснить вашему фотографу стилистику съемок. Так вы сможете вырастить фотографа «под себя».



ОБУЧАЕМ ПЕРСОНАЛ


Мы подготовили меню, специальные предложения и акции и даже сделали сайт, но без обучения персонала не обойтись никак. Тут на помощь приходит еще один интересный ресурс — Service Guru. Это система обучения, реализованная в мобильном приложении. Она помогает официантам, менеджерам, бар-менеджерам в игровой форме изучать меню, акции, стандарты обслуживания и любые другие важные для бизнеса материалы. Обучение происходит в процессе тестирования, учебного или реального.


Плюсы: удобство использования, так как все необходимое есть у вас в смартфоне; наглядность — можно загружать фото к каждому обучающему материалу; геймификация учебного процесса.


Минусы: требует подготовки и переработки обучающих материалов — за вас пока это никто не сделает.


Lifehack для ресторанов: составьте отдельный тест для приема на работу сотрудников, теперь на собеседования и выявление реальных знаний кандидата будет уходить не более 5 минут.


Цена: пользование сервисом обойдется в 2000 рублей в месяц с одного ресторана. Отдайте задачи по получению базовых знаний новым технологиям, а дорогостоящий ресурс тренинг-менеджера направьте на погружение сотрудников в ценности компании и развитие сервиса и гостеприимства.



ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Осталось собрать обратную связь от гостей. Для решения данной задачи понадобится сервис, который называется Kubio. Это удобная он-лайн книга жалоб и предложений. Сидя в ресторане, гость может оставить хороший отзыв или пожаловаться и быть услышанным даже самим владельцем бизнеса. Достаточно разместить тейбл-тент или другой носитель с QR-кодом на стол. Оставить обратную связь можно тремя способами: отправив sms, письмо на электронную почту или оставив отзыв в интернете на специальной страничке.


Плюсы: простота использования как для гостя, так и для сотрудника, проводящего мониторинг обратной связи. Возможность быстро отреагировать на любую конфликтную ситуацию и повысить лояльность гостя.


Минусы: для проверки отзывов необходимо заходить в личный кабинет. Для этого всегда под рукой должен быть смартфон, подключенный к интернету. В противном случае оперативность сервиса отсутствует.


Lifehack для ресторанов: организуйте акцию, при которой гость получит вкусный десерт или чашечку кофе в подарок, если напишет свои предложения по улучшению работы ресторана. Так вы быстрее поймете, чего ждут гости от вашего заведения.


Цена: использование он-лайн книги жалоб стоит 540 рублей в месяц с ресторана. Лояльность довольного гостя бесценна.



Все цены в данном материале указаны на момент написания статьи и могут измениться к моменту выхода статьи. Обзор ресурсов носит исключительно информационный характер.



Опубликовано:
23/11/2014

Рекомендуем

Рекомендации

Как сделать так, чтобы персонал хотел работать лучше и приносить вам больше прибыли?

iiko поможет наладить коммуникации в коллективе и автоматизировать рутину
Рекомендации

Как накормить 15 миллионов немцев

Кантина (kantine) - столовая по-немецки
Рекомендации

Бесплатные обеды для белых воротничков

Проект Lunchspread в Нью-Йорке от Энди Ванга
Менеджмент

Поговорим о персонале

Александр Иванов ратует за оптимизацию числа сотрудников и разумное распределение обязанностей
Рекомендации

Стационарный кейтеринг

Опыт организации офисного питания в условиях кризиса без потери качества услуги
Рекомендации

Система закупки еды и напитков

Главы из книги Натальи Богатовой «Хочу такой ресторан! От мечты до открытия»