Июль 2011

И цветок вам, и памятник, и бомба

Будучи человеком, занимающимся продвижением товаров и услуг, не могу не отметить наметившуюся положительную тенденцию на ресторанном рынке — наши рестораторы начинают все более адекватно относиться к своей раскрутке. Не тратят бешеные деньги на тупые перетяжки, идя на поводу у недобросовестных рекламных агентств, и не сидят годами тихо и неприметно в своих «уютных подвалах» с «охраняемой парковкой», надеясь на мифическое «сарафанное радио», а предпринимают необычные, конкретные и, главное, малозатратные шаги, позволяющие громко заявить о заведении и привлечь в него посетителей.
Начну с примеров, может, не столь впечатляющих, но все равно действенных. Вот, скажем, Тимур Сейдаметов, управляющий кафе L… в Одессе. Тема кафе, да и название — цветочные. В интерьере тоже очень много цветов и прочих растений. Так что он придумал. Гостей, заходящих поужинать, здесь спрашивают: «А не хотите посадить у нас свое собственное растение?» Ну, не всем гостям, конечно, такое предлагается — пьяные компании не в счет! — а людям позитивным, улыбчивым, склонным к контакту с милой официанткой… Многие соглашаются. Человек сажает цветок, о чем упоминается большими буквами на специальной табличке, а потом у него совершенно естественным способом возникает потребность о своем подопечном заботиться — поливать, удобрять и т.д. Плюс у заведения есть все основания позвонить этому Мичурину, если вдруг он давно не появлялся в кафе: «Изя Аронович! А ваша розочка без вас скучает!.. Вянет, можно сказать, без вашего внимания… Вы уж навестите ее, полейте!..» И работает!
Два других одессита, два Андрея, Дужак и Вознюк, придумали для одного из местных кафе не менее прикольную штуку. Они предложили гостям оставлять в специальной книге бабушкины рецепты одесской кухни. А у них ведь в Одессе что ни бабушка, то Книга о вкусной и здоровой пище. Таки поверьте, я знаю, что говорю!.. Посетители же словно только этого предложения и ждали. Ребята показывали мне пять толстенных тетрадей, заполненных рецептами. Но это только начало операции. Дальше из оставленных рецептов выбираются самые интересные, по ним изготавливаются блюда и вводятся в меню. Блюда, само собой, именные — с указанием автора. Человеку, подарившему рецепт, посылается официальное уведомление: мол, дорогой товарищ, ваше блюдо воссоздано и введено в меню, милости просим продегустировать… Но слава требует зрителей; к тому же одесситы — не те люди, чтобы наслаждаться своим триумфом в одиночку. В результате новоявленный Бокюз сам обзванивает всех знакомых и родственников — от Инкермана до Мариуполя включительно с требованием незамедлительно ехать в заведение, где он увековечен, отведать блюдо по рецепту его бабушки и помянуть незабвенную Дору Моисеевну, внесшую столь весомый вклад в мировую кулинарию…
Открытия ресторанов тоже стали проводиться куда интереснее и плодотворнее, нежели раньше. Нет, конечно, такие презентации, чтобы пригласить полгорода и просто накормить всех на халяву, тоже случаются. Но все чаще люди работают с выдумкой и огоньком.
Допустим, открывался пару лет назад в Омске пивной ресторан — между прочим, в здании местной библиотеки имени Пушкина. И должен был этот пивняк, по замыслу хозяев, называться, как это принято у всех российских пивняков, то ли «Бирхаус», то ли «Бирхоф»… Но местный губернатор, как об этом узнал, чуть из кресла своего не выпрыгнул. Чтоб в его родном городе, да в библиотеке имени Пушкина заведение называлось каким-то нерусским словом?! Не бывать этому! Если уж ресторану там находиться, то пусть называется… Ну, вы догадались, как. И остался хозяин заведения Олег Лобов с пивняком, названным губернатором в честь великого русского поэта… Вот что с этим делать?
И он решил следующее. У Пушкина какая самая знаменитая строчка? Правильно. «Выпьем, няня, где же кружка?..» То есть Пушкин что-то пил с няней из кружек. А что он мог пить из кружки? Водку мог?  Нет. Шампанское мог? Нет. На молоко, убей бог, не похоже. Остается пиво. То есть Пушкин и Арина Родионовна, по собственному признанию поэта, долгими зимними вечерами в селе Михайловском баловались пивом! Сунулся в интернет, а там про Арину Родионовну чего только не написано. В том числе приводятся мемуары поэта Языкова, что няня действительно любила выпить, от нее частенько попахивало, а муж ейный даже помер от алкоголизма. Ну, все сошлось — няня любила пить пиво, и Пушкина, солнышко нашей поэзии, к нему приохотила.
Когда человек чего-то очень хочет, вся Вселенная ему помогает, сказал Коэльо. Так и тут. Неожиданно выяснилось, что через пару месяцев у Арины Родионовны юбилей — аккурат 250 годков… И вы догадываетесь, какое открытие ресторана в результате получилось? Весь город плясал на 250-летии главной няни российской литературы. Ей же перед рестораном памятник воздвигли! Сидит такая бодрая старушенция, выглядящая как экс-официантка мюнхенского «Хофбройхауса», и перед ней специальный столик, на который благодарные омичи кружки с пивом ставят... Ураган! Сегодня это самый популярный ресторан в городе!  
Вообще памятники — верный инструмент ресторатора в деле раскрутки своего заведения. Вот наберите в Гугле словосочетание «памятник утке» и столько всего узнаете! Как хозяйка челябинского ресторана В… Татьяна Заславская, озабоченная неумолимой статистикой, гласящей, что именно в их городе съедается больше всего утиной печени в пересчете на душу населения, решила «извиниться» перед уткой, поставив ей памятник. Ну, типа как академик Павлов резал-резал собачек, а потом собаке памятник в Колтушах установили… В общем, такой резонанс имел этот жест, что на открытие первого в мире памятника утке, отдающей людям свою печень, аки Данко отдал свое сердце, аж из самого Куршевеля приехал Жан-Пьер Жакоб, двухзвездочный мишленовский повар, и закатил ужин на основе утиного мяса, какого славный город Челябинск с момента основания не видел!
…Я уж не говорю про открытие самого большого в Поволжье пивного ресторана М… в Казани. Там в первый день накормили-напоили всевозможных чиновников, а на второй день пригласили прочую ВИП-публику. И вдруг разнесся слух, что в ресторане заложена бомба. Публику внутрь не пускали часа три. Но в это время работники ресторана стали угощать людей прямо на улице! Слух мигом разлетелся по всему городу. Герои! И сейчас этот М… на 700 посадочных мест забит под завязку!..
Бомбы, кстати, никакой не нашли.
То есть, может, конечно, это была случайность. Но я пиарщик, я в подобные случайности не верю. 
Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Рекомендации

Пять шагов к бережливому ресторану

Алгоритм создания ресторана без потерь от Марселя Зиганшина, руководителя «Университета Додо» (международная сеть сеть «Додо Пицца»)
Рекомендации

Как сделать так, чтобы персонал хотел работать лучше и приносить вам больше прибыли?

iiko поможет наладить коммуникации в коллективе и автоматизировать рутину
Рекомендации

Как накормить 15 миллионов немцев

Кантина (kantine) - столовая по-немецки
Рекомендации

Бесплатные обеды для белых воротничков

Проект Lunchspread в Нью-Йорке от Энди Ванга
Менеджмент

Поговорим о персонале

Александр Иванов ратует за оптимизацию числа сотрудников и разумное распределение обязанностей
Рекомендации

Стационарный кейтеринг

Опыт организации офисного питания в условиях кризиса без потери качества услуги