Июль 2011

И цветок вам, и памятник, и бомба

Назаров Олег
Профессиональный ресторанный критик, шоумен, писатель‑сатирик
Будучи человеком, занимающимся продвижением товаров и услуг, не могу не отметить наметившуюся положительную тенденцию на ресторанном рынке — наши рестораторы начинают все более адекватно относиться к своей раскрутке. Не тратят бешеные деньги на тупые перетяжки, идя на поводу у недобросовестных рекламных агентств, и не сидят годами тихо и неприметно в своих «уютных подвалах» с «охраняемой парковкой», надеясь на мифическое «сарафанное радио», а предпринимают необычные, конкретные и, главное, малозатратные шаги, позволяющие громко заявить о заведении и привлечь в него посетителей.
Начну с примеров, может, не столь впечатляющих, но все равно действенных. Вот, скажем, Тимур Сейдаметов, управляющий кафе L… в Одессе. Тема кафе, да и название — цветочные. В интерьере тоже очень много цветов и прочих растений. Так что он придумал. Гостей, заходящих поужинать, здесь спрашивают: «А не хотите посадить у нас свое собственное растение?» Ну, не всем гостям, конечно, такое предлагается — пьяные компании не в счет! — а людям позитивным, улыбчивым, склонным к контакту с милой официанткой… Многие соглашаются. Человек сажает цветок, о чем упоминается большими буквами на специальной табличке, а потом у него совершенно естественным способом возникает потребность о своем подопечном заботиться — поливать, удобрять и т.д. Плюс у заведения есть все основания позвонить этому Мичурину, если вдруг он давно не появлялся в кафе: «Изя Аронович! А ваша розочка без вас скучает!.. Вянет, можно сказать, без вашего внимания… Вы уж навестите ее, полейте!..» И работает!
Два других одессита, два Андрея, Дужак и Вознюк, придумали для одного из местных кафе не менее прикольную штуку. Они предложили гостям оставлять в специальной книге бабушкины рецепты одесской кухни. А у них ведь в Одессе что ни бабушка, то Книга о вкусной и здоровой пище. Таки поверьте, я знаю, что говорю!.. Посетители же словно только этого предложения и ждали. Ребята показывали мне пять толстенных тетрадей, заполненных рецептами. Но это только начало операции. Дальше из оставленных рецептов выбираются самые интересные, по ним изготавливаются блюда и вводятся в меню. Блюда, само собой, именные — с указанием автора. Человеку, подарившему рецепт, посылается официальное уведомление: мол, дорогой товарищ, ваше блюдо воссоздано и введено в меню, милости просим продегустировать… Но слава требует зрителей; к тому же одесситы — не те люди, чтобы наслаждаться своим триумфом в одиночку. В результате новоявленный Бокюз сам обзванивает всех знакомых и родственников — от Инкермана до Мариуполя включительно с требованием незамедлительно ехать в заведение, где он увековечен, отведать блюдо по рецепту его бабушки и помянуть незабвенную Дору Моисеевну, внесшую столь весомый вклад в мировую кулинарию…
Открытия ресторанов тоже стали проводиться куда интереснее и плодотворнее, нежели раньше. Нет, конечно, такие презентации, чтобы пригласить полгорода и просто накормить всех на халяву, тоже случаются. Но все чаще люди работают с выдумкой и огоньком.
Допустим, открывался пару лет назад в Омске пивной ресторан — между прочим, в здании местной библиотеки имени Пушкина. И должен был этот пивняк, по замыслу хозяев, называться, как это принято у всех российских пивняков, то ли «Бирхаус», то ли «Бирхоф»… Но местный губернатор, как об этом узнал, чуть из кресла своего не выпрыгнул. Чтоб в его родном городе, да в библиотеке имени Пушкина заведение называлось каким-то нерусским словом?! Не бывать этому! Если уж ресторану там находиться, то пусть называется… Ну, вы догадались, как. И остался хозяин заведения Олег Лобов с пивняком, названным губернатором в честь великого русского поэта… Вот что с этим делать?
И он решил следующее. У Пушкина какая самая знаменитая строчка? Правильно. «Выпьем, няня, где же кружка?..» То есть Пушкин что-то пил с няней из кружек. А что он мог пить из кружки? Водку мог?  Нет. Шампанское мог? Нет. На молоко, убей бог, не похоже. Остается пиво. То есть Пушкин и Арина Родионовна, по собственному признанию поэта, долгими зимними вечерами в селе Михайловском баловались пивом! Сунулся в интернет, а там про Арину Родионовну чего только не написано. В том числе приводятся мемуары поэта Языкова, что няня действительно любила выпить, от нее частенько попахивало, а муж ейный даже помер от алкоголизма. Ну, все сошлось — няня любила пить пиво, и Пушкина, солнышко нашей поэзии, к нему приохотила.
Когда человек чего-то очень хочет, вся Вселенная ему помогает, сказал Коэльо. Так и тут. Неожиданно выяснилось, что через пару месяцев у Арины Родионовны юбилей — аккурат 250 годков… И вы догадываетесь, какое открытие ресторана в результате получилось? Весь город плясал на 250-летии главной няни российской литературы. Ей же перед рестораном памятник воздвигли! Сидит такая бодрая старушенция, выглядящая как экс-официантка мюнхенского «Хофбройхауса», и перед ней специальный столик, на который благодарные омичи кружки с пивом ставят... Ураган! Сегодня это самый популярный ресторан в городе!  
Вообще памятники — верный инструмент ресторатора в деле раскрутки своего заведения. Вот наберите в Гугле словосочетание «памятник утке» и столько всего узнаете! Как хозяйка челябинского ресторана В… Татьяна Заславская, озабоченная неумолимой статистикой, гласящей, что именно в их городе съедается больше всего утиной печени в пересчете на душу населения, решила «извиниться» перед уткой, поставив ей памятник. Ну, типа как академик Павлов резал-резал собачек, а потом собаке памятник в Колтушах установили… В общем, такой резонанс имел этот жест, что на открытие первого в мире памятника утке, отдающей людям свою печень, аки Данко отдал свое сердце, аж из самого Куршевеля приехал Жан-Пьер Жакоб, двухзвездочный мишленовский повар, и закатил ужин на основе утиного мяса, какого славный город Челябинск с момента основания не видел!
…Я уж не говорю про открытие самого большого в Поволжье пивного ресторана М… в Казани. Там в первый день накормили-напоили всевозможных чиновников, а на второй день пригласили прочую ВИП-публику. И вдруг разнесся слух, что в ресторане заложена бомба. Публику внутрь не пускали часа три. Но в это время работники ресторана стали угощать людей прямо на улице! Слух мигом разлетелся по всему городу. Герои! И сейчас этот М… на 700 посадочных мест забит под завязку!..
Бомбы, кстати, никакой не нашли.
То есть, может, конечно, это была случайность. Но я пиарщик, я в подобные случайности не верю. 
Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Менеджмент

Новобранец без стресса

Как помочь новичку адаптироваться на рабочем месте
Рекомендации

Внедрить ХАССП

Условия, гарантирующие стабильный выпуск безопасной продукции
Рекомендации

Готовый бизнес?

Как не ошибиться при покупке готового ресторана
Маркетинг

Искусство CRM

Система управления взаимоотношениями с потребителями — важнейшее направление работы в ресторанном бизнесе
Рекомендации

Система качества ХАССП

Что это такое, и как с этим работать
Менеджмент

Закон урожая

...что посеешь, то и пожнешь. Воспитание и обучение персонала