стандарты |  Март 2020

Профессиональные стандарты — в массы

Стандартизация в сфере гостеприимства

Профессиональные стандарты — в массы

yshanov.jpgЮрий Ушанов
Заместитель президента ФРиО, заместитель председателя СПК сферы гостеприимства

Чуть больше года назад состоялась стратегическая сессия Минэкономразвития России «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года — мозговой штурм». Одну из наиболее горячих дискуссий вызвала тема «Гостеприимство и кадры».

Следует отметить, что под постоянным идеологическим воздействием ФРиО индустрия общественного питания  а правильнее сказать, питание вне дома в целом и ресторанныйбизнес в частности) стала признаваться основой развития сферы гостеприимства. Хотя есть еще те, кто думают иначе.

НЕГОСТЕПРИИМНЫЙ ТУРИЗМ

Как вам дуэт «туризм и гостеприимство»? Считаете, что это два разных понятия? Знаете, почему у нас слово часто расходится с делом? Ответ прост: им не по пути. Складывается ситуация, что туризм — это слово, а гостеприимство — дело. И гостеприимным туризм быть не может.

Кстати, название секции стратегической сессии — «Кадры и гостеприимство». Обратите внимание, не кадры «в» гостеприимстве, а кадры «и» гостеприимство. Оговорка по Фрейду. А как бы хорошо звучало «Туризм в гостеприимстве»!

И до чего же договорились в результате длительных дебатов на сессии? Следует сказать, что в секции участвовали делегаты от всех сегментов гостеприимства: представители бизнеса, представители образования, представители исполнительной власти... Правда, от потребителей услуг сферы гостеприимства не было никого, кроме нас.

Все очень воодушевленно, перебивая друг друга, критиковали почти некультурными оборотами качество туристских, гостиничных и ресторанных услуг, которые когда-то были оказаны им в разных уголках России. Естественно, ругали всю систему образования, а также свой собственный и не собственный персонал. Наперебой рассказывали о низком уровне квалификации, о текучке кадров, о тотальном незнании языков, об отсутствии контроля со стороны государства над системой образования, об отсутствии престижа профессии в индустрии. Однако хочу напомнить, что престиж напрямую связан с размером оплаты труда. Когда речь зашла об образовательных стандартах, то было громогласно заявлено, что они должны соответствовать передовым мировым. Все эти требования были выделены красными наклейками на белом фоне. После чего голубыми наклейками на другом конце белого фона (символизируя российский триколор) стали поступать предложения по исправлению сложившейся ситуации.

ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ ЕДИН

Первое предложение: разрабатывать образовательные стандарты в соответствии с профессиональными. Второе: привести требования к материально-техническому обеспечению образовательных программ в соответствие со стандартами WorldSkills, TravelSkills и движения «Абилимпикс».

Отдельного внимания заслуживает вопрос единообразия подготовки кадров для госслужбы, связанной с реализацией госпрограмм и нацпроектов, направленных на развитие гостеприимства в Российской Федерации и подготовку кадров для бизнеса. Каково же было удивление участников секции «Кадры и гостеприимство», когда выяснилось, что Совет по профессиональным квалификациям в сфере гостеприимства (СПК СГ) совместно с Федеральными учебно-методическими объединениями (ФУМО) среднего профессионального и высшего образования уже давно синхронизировал требования профессиональных стандартов, стандартов WorldSkills, стандартов «Абилимпикс» с образовательными, сформировав программы нового уровня. Присутствующим был интересен тот факт, что вся процедура синхронизации регламентирована Федеральным законом No 122 от 2 мая 2015 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”». Этот закон уникален. Внесение требований профессиональных стандартов в трудовые отношения между работодателем и персоналом и одновременно в образовательную деятельность позволило наконец-то построить действенный механизм объединения компетенций персонала и выпускников. В этом случае профстандарт становится точкой роста сферы гостеприимства, а не точкой разрыва.

СТАНДАРТЫ ДИКТУЕТ РЫНОК

Часто встают вопросы: «Есть ли профстандарты вне пределов РФ?», «Насколько требования профессиональных стандартов обязательны?».

В январе 2017 года в России вступил в силу разработанный Министерством труда РФ Федеральный закон No 238 «О независимой оценке квалификации». В соответствии с ним предусматривается проведение такой оценки в отношении работников или тех граждан, которые хотят заниматься трудовой деятельностью определенных видов. Как указано в документе, фундамент оценки работника, основывающийся на принципах единства, на информационной интеграции, на учете профессиональной специфики и самостоятельности профессиональных сообществ и объединений работодателей, — профстандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда. Объективность оценки обеспечивается в первую очередь процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации. Ведущая роль в процедуре отводится профессиональным объединениям.

В связи с этим могут возникнуть новые, но вполне резонные вопросы: «Значит, теперь работодатель должен подстраиваться под требования профстандарта?», «Почему свои требования к выпускникам диктует образование, а не работодатель?».

Следует пояснить. К величайшему сожалению, у каждого работодателя есть свои сокровенные требования к сотрудникам, которые, как считают наниматели, могут содержать коммерческую тайну. И таких тайн порой бывает немало. Сфера гостеприимства — это в основном предприятия малого и среднего бизнеса. Разработать образовательную программу для каждого работодателя, расценивающего требования к персоналу как коммерческую тайну, — фантастика. Некоторые вообще считают крамолой то, что образование опять диктует работодателям требования к выпускникам. Однако образовательные организации далеко не самостоятельны. Они реализуют учебные программы, построенные в полном соответствии с профстандартами, которые были и остаются основой для разработки должностных инструкций. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве базы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Стандартизация в сфере гостеприимства — уже реальность.

Опубликовано:
05/03/2020

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.
https://www.high-endrolex.com/3