подбор персонала |  Ноябрь 2019

Лицом к лицу

Девять советов по найму первоклассных сотрудников ресторана от Нины Макогон

Лицом к лицу
Макогон Нина
Основатель кадрового агентства RABOTARESTORAN.RU, руководитель пресс-службы Федерации рестораторов и отельеров (frio.ru)

Работать в ресторане сложно. Ресторан — это намного больше, чем просто приготовление и подача вкусных блюд. Официанты, повара, хостес, грузчики и другие линейные сотрудники порой меняются так часто, что текучка может достигать почти 100% в год. Как избежать этого? Как сделать так, чтобы люди оставались работать надолго?

В среднем, по оценкам экспертов, текучка кадров в ресторанах составляет около 73%. С такими высокими показателями неудивительно, что страдает сервис и качество отдаваемых блюд. Так почему многие сотрудники уходят? Основные причины: неясные ожидания от работы, отсутствие гибкости руководства, плохая атмосфера в коллективе и, конечно, непопулярность профессии.

СОКРАЩЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Как показывают результаты социологических опросов, почти 70% поколения Z — родившиеся с 1995 по 2012 год — работали в ресторанном бизнесе. Причем зачастую эта работа была у них первой. Многие выбирали ее, чтобы подзаработать в период учебы, а затем при первой возможности меняли на что-то более перспективное. И сегодня получается, что количество молодых людей сократилось, поэтому рабочих мест в ресторанах стало больше, чем соискателей.

РАСХОДЫ НА НАЕМ И ОБУЧЕНИЕ

Первоклассный ресторанный персонал стоит дорого — с наймом, обучением и особенно с заменой сотрудников связаны значительные расходы. Это включает в себя как деньги, потраченные на объявления о работе, так и время, необходимое на поиск, собеседование и прием нового сотрудника.

СЕЗОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В НАЙМЕ

Во время работы летних веранд в России еще более остро ощущается нехватка персонала. Во-первых, потому, что это сезон отпусков, во-вторых, из-за большого наплыва туристов требуются дополнительные сотрудники. По некоторым оценкам, летом и в период новогодних корпоративов открывается более ста тысяч вакансий.

НЕДОСТАТОК ОПЫТА РЕКРУТИНГА

Менеджеры ресторанов не являются рекрутерами, и все же им часто приходится нанимать сотрудников для бизнеса. Поскольку при приеме на работу персонала ресторана возникает множество проблем, отсутствие опыта найма может привести к несоответствиям качества подбора.

КАК НАЙТИ СОТРУДНИКОВ ДЛЯ РЕСТОРАНА?

С таким большим количеством проблем вы, вероятно, не раз задавались вопросом: как добиться успеха в найме сотрудников? Вот девять советов, которые помогут вам в решении этой задачи.

1. Найдите советчика по рекрутингу

Бремя поиска сотрудников на кухню или в зал часто лежит на управляющем и (или) шеф-поваре. Но так как у них нет специальных знаний и умений для подбора, им нужна помощь.

Если у вашей компании есть головной офис, возможно, стоит делегировать поиск части сотрудников вашему HR-специалисту. Ну а когда и такой возможности нет, привлеките однажды фрилансера, который распишет стратегию поиска.

Почему такие инструкции от рекрутера не могут быть универсальными? Потому что все зависит от концепции вашего заведения и города, в котором вы находитесь. К примеру, если вы ищете линейный персонал в Москве, то одним из каналов поиска будет телеграм-бот Rabotarestoranbot. Он публикует объявления в телеграм-канале «Рестовакансии.Москва».

Изучая лучшие практики для проверки, собеседования, написания должностных инструкций, управления ожиданиями, выбора кандидатов и других областей набора, менеджеры ресторанов могут улучшить процесс найма в целом. Когда дело доходит до эффективного подбора, большое значение имеют и некоторые ноу-хау!

2. Определите, какие вакансии вам нужно закрыть

Прежде чем создавать слаженно работающую команду, необходимо определить, какие люди вам нужны. Скорее всего, это менеджеры, начальники смен, повара, официанты, персонал кухни и посудомойщики. Однако в зависимости от типа и размера ресторана могут также понадобиться бармены, хостес и бариста. Важно определить и то, сколько таких людей нужно для обеспечения бесперебойной работы заведения.

3. Укажите обязанности и требования

Необходимо определить должностные обязанности и требования для каждой вакансии. Поскольку сфера гостеприимства предполагает предоставление лучшего сервиса, важно, чтобы сотрудники были готовы удовлетворить потребности гостей. Затем вы можете искать более специфичные для ваших вакансий характеристики и определять критерии для подбора конкретных кандидатов.

4. Подберите лучшие места для поиска кандидатов

Процесс найма начинается с поиска кандидатов, что на практике совсем не просто, особенно если вы конкурируете с другими заведениями в вашем городе. Вы не можете полагаться только на размещение объявления о работе у своей двери. Местные группы социальных сетей, кулинарные техникумы, ярмарки вакансий, рекомендации сотрудников и сайты найма для конкретных ресторанов — все это отличные места для поиска.

Что касается ресторанных вакансий, вы можете проверить сайты:

  • RESTOJOB.RU — первый в России бесплатный сервис для поиска работы и подработки в ресторанном бизнесе;

  • «Яндекс.Таланты» — бесплатный сервис поиска работы; всего семь минут от подачи заявки до предложения работы рядом с вами; крупнейшие работодатели и официальное трудоустройство;

  • JobLab.ru — удобный поиск вакансий и резюме по всей России.

Стоит задуматься и о том, чтобы найти персонал из внутреннего резерва. Вы ищете бригадира на кухню? Почему бы не рассмотреть для этой роли вашего самого опытного повара? Продвижение сотрудников изнутри — отличный способ закрыть вакансию и мотивировать персонал. Ведь отсутствие роста — основная причина высокой текучки.

5. Ускорьте процесс отбора кандидатов

Ресторанный бизнес — это динамично развивающаяся отрасль, и есть вероятность, что ваши кандидаты не захотят сидеть сложа руки и ждать вашего ответа. Ускоряя процесс отбора, вы можете повысить вероятность того, что соискатель примет именно ваше предложение.

6. Обеспечьте реалистичную проверку навыков

Вы обязаны известить кандидата обо всех условиях работы. Иначе он просто скоро сбежит из-за несоответствия своих ожиданий действительности.

Верный способ взаимной проверки — стажировка. Однако, если вы пойдете этим путем, не рассматривайте кандидатов как бесплатную рабочую силу. Обязательно заранее оговорите и пропишите четкие условия, чтобы избежать недопонимания.

7. Задавайте вопросы, соответствующие теме интервью

Это особенно важно, если вы нанимаете сотрудников начального уровня, у которых может не хватать соответствующего опыта. Задавайте вопросы, которые фокусируются на отношении к гостям, легко передаваемых умениях и подходящих вашей организации способностях. Другим навыкам и тонкостям профессии можно научить. Вы можете предложить кандидатам вспомнить конкретные ситуации, например, случай, когда у соискателя был конфликт с гостем. Узнайте, как кандидат справился с этой проблемой и каков был результат.

8. Обучайте сотрудников

Само собой разумеется, что сотрудники начального уровня нуждаются в надлежащем обучении. Но рестораны далеко не всегда готовы вкладываться в это. Если вы хотите, чтобы сотрудники ресторана стали вашими выгодными инвестициями, вы должны показать им, что готовы оплатить в первую очередь их обучение, дать им знания для того, чтобы они смогли качественно выполнять возложенные на них обязанности. Только после этого у вас, как у владельца заведения, будет полное право требовать должного отношения к работе.

9. Начинайте наем пораньше

Планируется ли горячий сезон, или вы открываете новый ресторан — начните поиск сотрудников заблаговременно. Это позволит вам найти подходящих кандидатов, провести качественный отбор и первичное обучение.

Успех ресторана во многом зависит от его сотрудников. Какой бы красивый ни был интерьер и как бы тщательно вы ни разрабатывали дизайн меню, если официант не поприветствует гостя и вовремя ему не улыбнется, впечатления от заведения померкнут. Только тщательный подбор, быстрый фидбек (обратная связь) и обучение позволят создать команду высококлассных сотрудников ресторана.

Опубликовано:
29/11/2019

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.
https://www.high-endrolex.com/3