бюджет в ресторане |  Ноябрь 2015

Бюджетирование в ресторане: как правильно? Часть 2

Фрагмент из новой книги Виолетты Гвоздовской «Управление рестораном, который любит прибыль»

Бюджетирование в ресторане: как правильно? Часть 2
Гвоздовская Виолетта

Специалист по управлению ресторанами и ресторанными сетями компании Welcomepro, автор книг

 

 

ОТЧЕТ ПО ДВИЖЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (ДДС)

 

Это документ, в котором отражено движение денег за отчетный период. В нем указывается входящий денежный остаток, далее формируются все затраты и затем рассчитывается окончательный денежный остаток. Если суммировать все еженедельные платежные календари, может получиться отчет по движению денежных средств за месяц с высокой степенью детализации.

 

Также ДДС описывает финансовую и инвестиционную деятельность ресторана. То есть там будут цифры по части обязательств перед кредитными институтами по выплате кредитов и процентов, все платежи по развивающим и инвестиционным проектам. В отчете ДДС будут отражены платежи, и по дивидендам в том числе. То есть в нем мы видим все без исключения движения денежных средств.

      

Иногда отчет ДДС называют Cash flow («денежный поток»). Такой подход к формированию отчета по движению денежных средств является прямым (direct) методом формирования Cash flow.

    

 

Direct Cash flow формируется в два этапа

 

1-й этап. Денежные средства в начале периода + полученные от выручки деньги – деньги, уплаченные поставщикам товара и услуг, – деньги, уплаченные сотрудникам, – проценты, уплаченные компанией по полученным ранее кредитам, + проценты, полученные компанией по выданным ею займам (если есть), = движение денежных средств от основной деятельности.

 

2-й этап. Движение денежных средств от основной деятельности +/– движение денежных средств от инвестиционной деятельности +/– движение денежных средств от финансовой деятельности = баланс денежных средств на конец периода.


  


Прямой метод дает хорошее представление о том, что происходит с деньгами от операций.


Для тех, кому интересно копнуть глубже, есть метод косвенного (Indirect) формирования Cash flow.


Он дает понять, чем денежный поток от операционной деятельности отличается от прибыли. У него есть разные методики формирования, я поделюсь той, что удобна для меня.


Для нее все данные в этом отчете нужно взять как разницу между тем, что было в начале отчетного периода, и тем, что есть на данный момент. Разницу во входящем денежном потоке, в платежах по каждой статье, в результате, то есть в сформировавшемся денежном объеме.


Что можно увидеть из такого документа? Сразу бросается в глаза, какой период жизни компании был более эффективен с точки зрения распределения и использования денежных средств. Если в прямом Cash flow вы просто будете видеть, что и куда ушло, то косвенный четко вам скажет, стоило ли туда отправлять либо правильнее было бы отправить деньги в другое место.

 

 

Indirect Cash flow формируется также в два этапа

 

1-й этап. Денежные средства в начале периода +/– чистая прибыль + увеличение кредиторской задолженности – увеличение дебиторской задолженности = движение денежных средств от основной деятельности.

 

2-й этап. Движение денежных средств от основной деятельности +/– движение денежных средств от инвестиционной деятельности +/– движение денежных средств от финансовой деятельности = баланс денежных средств на конец периода.

 

Отчет о ДДС может показать вам, какова ваша способность производить платежи по кредитам. Анализ ДДС в сравнении (например) с отчетом о прибылях и убытках помогает обнаружить возможное «рисование» финансовой отчетности. Если вы видите существенное увеличение прибыли, которое не сопровождается столь же существенным увеличением денежного потока от операций, это может стать поводом для внимательного анализа отчетности.

 

Денежный поток от операционной деятельности и прибыль предприятия — разные экономические показатели.

 

Отрицательный операционный денежный поток не означает убытки. Быстро растущие ресторанные компании могут быть прибыльными. А по причине того, что приходится больше инвестировать, у них может расти объем дебиторской задолженности. Рост бизнеса требует дополнительного инвестирования средств в оборотный капитал.

 

Это делает отрицательным операционный денежный поток. В этом случае компании придется искать дополнительные деньги для инвестирования.

 

А вот если компания не растет и у нее отрицательный денежный поток, это тревожный сигнал, который говорит о наличии проблем с эффективностью в работе, наличии «утечек»

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ


Еще один важный момент, на который хочется обратить внимание, — бюджетирование движения денежных средств, то есть формирование бюджета движения денежных средств (БДДС).

 

Здесь возникает еще одна связь — между БДДС и бюджетом доходов и расходов (БДР). На первом этапе создается БДР, а на базе него — БДДС.

 

Не удивляйтесь, они будут отличаться друг от друга:

  • Многие статьи БДР могут собираться по разным правилам (по начислению, по списанию и т.п.), а в БДДС мы отражаем ожидаемый факт платежа.
  •  У БДДС есть (а в БДР отсутствует) информация о входящем объеме денежных средств;
  •  В БДДС отсутствуют амортизационные цифры, сумма платежа на основные средства указывается целиком и сразу.
  •  В БДДС присутствуют цифры по платежам тел кредитов, чего в БДР мы не ставим — там в качестве затрат указаны только проценты.

Если бюджетировать (то есть прогнозировать) прямой ДДС, то он покажет, в какие моменты в выбранной вами схеме распоряжения деньгами у предприятия могут возникнуть ситуации нехватки денежной массы. А также – когда конкретно и какого размера будут финансовые разрывы, финансовые ямы.

 

Задача финансиста — решить, каким образом справиться с нехваткой денежных средств.

 

Работа с финансовыми ямами возможна в следующих направлениях

  • Пересмотр планов на затраты, исключение того, что можно убрать. Помните: финансисты не могут принимать такие решения. Это нужно обсуждать с РЦФО (руководителями центров финансовой ответственности) и принимать обоюдное решение.
  •  Приостановка или отмена каких-либо развивающих и инвестиционных проектов. Опять-таки решение принимается совместно с РЦФО данного проекта.
  •  Проведение переговоров с поставщиками и подрядчиками и изменение условий платежей. Молчать и не платить в срок — позиция «слабаков», которая еще и вредит имиджу вашего бренда на внешнем рынке.
  • Поиск и привлечение дополнительного финансирования. Косвенный Cash flow поможет вам откорректировать денежные потоки, сделать их более ффективными с точки зрения будущих перспектив.

Управление деньгами является исключительно задачей финансовой службы компании и характеризует степень компетенций ее руководителя.

 

Организованная, качественная, аккуратная работа с движением денежных средств поможет компании быть гибкой, легкой и здоровой.

 

Опубликовано:
27/11/2015

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.