Вас повысили. Что дальше?

Вам объявили о вашем назначении на должность руководителя. Еще вчера вы были менеджером смены или, скажем, заместителем управляющего, а уже сегодня становитесь первым лицом ресторана, бара или кафе. Вы так рады, что вас наконец-то оценили по достоинству, воодушевлены, полны планов и надежд. Вас поздравляет вышестоящий руководитель, все вроде бы прекрасно, но…

Вас повысили. Что дальше?
Богатова Наталья
Сооснователь агентства интернет-рекламы и маркетингового консалтинга Create It GROUP
Вот с этого «но» и начинается серия статей, которая, надеюсь, поможет вам справиться с трудностями, ждущими каждого на очередной ступеньке карьерной лестницы, и стать эффективным руководителем.

Едва ли найдется человек, который не согласится со словами Отто фон Бисмарка: «На своих ошибках учатся только дураки». Но, к сожалению, в реальной жизни большинство руководителей, игнорируя чужой опыт, наступают на определенный набор граблей. Надеюсь, мои статьи помогут вам не повторять типичные ошибки и вы сможете тратить силы не на лечение шишек, а на нормальный труд, получая удовольствие от его плодов.

С чего начать новоиспеченному руководителю после того, как над его головой «прозвучали фанфары» и начальник с улыбкой пожал ему руку? Прежде всего нужно понять, почему вы были выбраны для данной позиции. Что именно необходимо делать, чтобы приносить пользу на новой должности и успешно продолжать свой карьерный рост? Перед тем как покинуть кабинет руководителя после известия о повышении, задайте ему несколько вопросов:

1. Что стало с предыдущим руководителем, занимавшим эту должность? Хорошо для вас, если он перешел на следующую карьерную ступень в рамках данной компании. Следовательно, вы тоже со временем можете претендовать на повышение, и работа в подразделении, которое возглавлял ваш предшественник, скорее всего, отлажена. Хуже, если он пошел искать счастья в другую компанию. Значит, его что-то не устраивало на данном рабочем месте или человек «перегорел», не дождавшись повышения. Самый нежелательный ответ для вас: предшественник был уволен. Это может означать либо некомпетентность предыдущего управленца (и тогда вас, по всей видимости, ждет весьма запущенный участок работы), либо конфликт с руководством, породивший увольнение данного сотрудника (что тоже вряд ли способствовало позитивным настроениям в заведении, которым вам предстоит руководить). В любом случае при ответе «уволен» постарайтесь выяснить, какие непоправимые ошибки допустил ваш предшественник, чтобы их тщательно проанализировать и избежать в будущем самому. Желательно также переговорить с вашим предшественником, чтобы увидеть ситуацию его глазами, «изнутри» и сделать собственные выводы, которые помогут вам выстроить свою деятельность более эффективно. Если предыдущий руководитель остался работать в той же компании, договоритесь во время передачи дел о возможных консультациях в будущем и спросите, какие советы по управлению заведением он может вам дать. Обычно люди охотно откликаются на такие просьбы — всем нравится ощущать собственную значимость.  

2. Каковы ваши ожидания от моей деятельности? Это крайне важный вопрос. Не прояснив его, вы не поймете, к чему должны стремиться. Важно с самого начала соизмерить ожидания руководителя и собственные возможности, чтобы наметить план действий. А также при необходимости получить знания, которых вам не хватает, собрать недостающую информацию для работы в новой должности. Кроме того, следует сразу обсудить возможность более частых консультаций у непосредственного руководителя во время испытательного срока, оговорить его рамки.

3. В чем выражаются показатели успешной работы на данной должности? На этот вопрос необходимо получить четкий ответ, чтобы не оказаться в роли сказочного героя, которому царь отдает приказ: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Например, если ожидание, высказанное вашим руководителем, — это расширение клиентской базы, необходимо уточнить, какой показатель удовлетворит данный критерий. Ответа типа «чем больше, тем лучше» в данном случае недостаточно. Ожидаемый успех должен иметь численное измерение: допустим, «на 15 процентов в течение года» или «в среднем до 100 человек в день в срок до шести месяцев». После того как вы получили ответы на основные вопросы, попросите назначить новую встречу для того, чтобы изучить возможности вверенного вам подразделения и принять на себя озвученные руководителем ожидания или суметь обосновать необходимость их корректировки.

В конце разговора еще раз поблагодарите руководителя за доверие и попросите его выслушать, теперь уже из ваших уст, формулировку поставленных перед вами целей и задач. Главное для вас в данный момент — это, как говорят американцы, оказаться «на одной странице» с вашим руководителем, досконально понять, чего от вас хотят в связи с повышением.

Чтобы двигаться дальше, необходимо ознакомиться с заведением, которое вам доверили возглавить. Правильнее всего начать работу на новой должности со знакомства с сотрудниками (если, конечно, это не тот же самый коллектив, где вы трудились раньше). Организуйте общее собрание, на котором каждый сотрудник представится и расскажет немного о себе. Затем стоит поинтересоваться, как, на взгляд членов коллектива, обстоят дела в заведении. И, наконец, спросить, каковы ожидания сотрудников по отношению к вам. В частности, вы можете узнать какие-то негласные правила и традиции, принятые в данном коллективе. Нравятся они вам или нет, не рубите сплеча: «Ну, теперь все будет по-другому!». Даже если вы хотите улучшений, сотрудники, скорее всего, воспримут их как угрозу и подсознательно приготовятся защищаться, противостоять. А разве с войны вы намерены начать работу в новой должности? Чтобы не быть голословной, приведу пример. В одном ресторане решили ввести мобильные кассы, которые умещаются на ладони официанта, почему они и получили название «наладонники». Ресторан находился в цокольном этаже, а его летнее кафе — на уровне первого. Официантам каждый раз приходилось бегать вниз для того, чтобы внести блюда или напитки в кассу. Мобильные кассы избавляли их от этой ненужной беготни, тем самым позволяя сэкономить время и силы. Тем не менее официанты всеми силами, находя самые разные предлоги, старались избежать работы с новыми устройствами. Столкнувшись с этим тихим саботажем, руководство ресторана решило пристально контролировать использование «наладонников» и ежедневно проводить с персоналом беседы об их преимуществах. В конце концов официанты освоились с новинкой, оценили ее, она им понравилась. Однако на «привыкание» ушло недели две. Такова сила инерции, действующей даже на успешно работающем предприятии с авторитетным руководителем. А каково придется новоиспеченному менеджеру, если он попытается одним махом перестроить то, что создавалось до него годами? Да, возможно, многое в заведении нуждается в переделке. Но наберитесь терпения, приглядитесь, понаблюдайте, будьте последовательны. Сначала авторитет, а уж потом перемены.


Наталья Богатова, генеральный директор ресторанного направления ГК «Конквест» (Новосибирск)
Опубликовано:
31/01/2012

Рекомендуем

Рекомендации

Как экономить благодаря правильному контролю над финансами ресторана

Важнейшим фактором, определяющим успешность ресторана, является умение грамотно настроить систему управления финансами
Рекомендации

Классовые различия

Меню кондитерских изделий должно четко соответствовать классу заведения
Менеджмент

Всем — профилактика

Важно не бороться с воровством, а заниматься построением таких систем, которые будут носить профилактический характер
Рекомендации

Автоматизация управленческого учета в сети ресторанов

Современный тренд для руководителей и владельцев крупных сетей и холдингов
Рекомендации

Как удержать технический персонал?

Товарищи, уважайте труд уборщиц!
Рекомендации

Чистый стандарт

Гигиенические советы от ведущих игроков