Вас повысили. Что дальше?

Вам объявили о вашем назначении на должность руководителя. Еще вчера вы были менеджером смены или, скажем, заместителем управляющего, а уже сегодня становитесь первым лицом ресторана, бара или кафе. Вы так рады, что вас наконец-то оценили по достоинству, воодушевлены, полны планов и надежд. Вас поздравляет вышестоящий руководитель, все вроде бы прекрасно, но…

Вас повысили. Что дальше?
Вот с этого «но» и начинается серия статей, которая, надеюсь, поможет вам справиться с трудностями, ждущими каждого на очередной ступеньке карьерной лестницы, и стать эффективным руководителем.

Едва ли найдется человек, который не согласится со словами Отто фон Бисмарка: «На своих ошибках учатся только дураки». Но, к сожалению, в реальной жизни большинство руководителей, игнорируя чужой опыт, наступают на определенный набор граблей. Надеюсь, мои статьи помогут вам не повторять типичные ошибки и вы сможете тратить силы не на лечение шишек, а на нормальный труд, получая удовольствие от его плодов.

С чего начать новоиспеченному руководителю после того, как над его головой «прозвучали фанфары» и начальник с улыбкой пожал ему руку? Прежде всего нужно понять, почему вы были выбраны для данной позиции. Что именно необходимо делать, чтобы приносить пользу на новой должности и успешно продолжать свой карьерный рост? Перед тем как покинуть кабинет руководителя после известия о повышении, задайте ему несколько вопросов:

1. Что стало с предыдущим руководителем, занимавшим эту должность? Хорошо для вас, если он перешел на следующую карьерную ступень в рамках данной компании. Следовательно, вы тоже со временем можете претендовать на повышение, и работа в подразделении, которое возглавлял ваш предшественник, скорее всего, отлажена. Хуже, если он пошел искать счастья в другую компанию. Значит, его что-то не устраивало на данном рабочем месте или человек «перегорел», не дождавшись повышения. Самый нежелательный ответ для вас: предшественник был уволен. Это может означать либо некомпетентность предыдущего управленца (и тогда вас, по всей видимости, ждет весьма запущенный участок работы), либо конфликт с руководством, породивший увольнение данного сотрудника (что тоже вряд ли способствовало позитивным настроениям в заведении, которым вам предстоит руководить). В любом случае при ответе «уволен» постарайтесь выяснить, какие непоправимые ошибки допустил ваш предшественник, чтобы их тщательно проанализировать и избежать в будущем самому. Желательно также переговорить с вашим предшественником, чтобы увидеть ситуацию его глазами, «изнутри» и сделать собственные выводы, которые помогут вам выстроить свою деятельность более эффективно. Если предыдущий руководитель остался работать в той же компании, договоритесь во время передачи дел о возможных консультациях в будущем и спросите, какие советы по управлению заведением он может вам дать. Обычно люди охотно откликаются на такие просьбы — всем нравится ощущать собственную значимость.  

2. Каковы ваши ожидания от моей деятельности? Это крайне важный вопрос. Не прояснив его, вы не поймете, к чему должны стремиться. Важно с самого начала соизмерить ожидания руководителя и собственные возможности, чтобы наметить план действий. А также при необходимости получить знания, которых вам не хватает, собрать недостающую информацию для работы в новой должности. Кроме того, следует сразу обсудить возможность более частых консультаций у непосредственного руководителя во время испытательного срока, оговорить его рамки.

3. В чем выражаются показатели успешной работы на данной должности? На этот вопрос необходимо получить четкий ответ, чтобы не оказаться в роли сказочного героя, которому царь отдает приказ: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Например, если ожидание, высказанное вашим руководителем, — это расширение клиентской базы, необходимо уточнить, какой показатель удовлетворит данный критерий. Ответа типа «чем больше, тем лучше» в данном случае недостаточно. Ожидаемый успех должен иметь численное измерение: допустим, «на 15 процентов в течение года» или «в среднем до 100 человек в день в срок до шести месяцев». После того как вы получили ответы на основные вопросы, попросите назначить новую встречу для того, чтобы изучить возможности вверенного вам подразделения и принять на себя озвученные руководителем ожидания или суметь обосновать необходимость их корректировки.

В конце разговора еще раз поблагодарите руководителя за доверие и попросите его выслушать, теперь уже из ваших уст, формулировку поставленных перед вами целей и задач. Главное для вас в данный момент — это, как говорят американцы, оказаться «на одной странице» с вашим руководителем, досконально понять, чего от вас хотят в связи с повышением.

Чтобы двигаться дальше, необходимо ознакомиться с заведением, которое вам доверили возглавить. Правильнее всего начать работу на новой должности со знакомства с сотрудниками (если, конечно, это не тот же самый коллектив, где вы трудились раньше). Организуйте общее собрание, на котором каждый сотрудник представится и расскажет немного о себе. Затем стоит поинтересоваться, как, на взгляд членов коллектива, обстоят дела в заведении. И, наконец, спросить, каковы ожидания сотрудников по отношению к вам. В частности, вы можете узнать какие-то негласные правила и традиции, принятые в данном коллективе. Нравятся они вам или нет, не рубите сплеча: «Ну, теперь все будет по-другому!». Даже если вы хотите улучшений, сотрудники, скорее всего, воспримут их как угрозу и подсознательно приготовятся защищаться, противостоять. А разве с войны вы намерены начать работу в новой должности? Чтобы не быть голословной, приведу пример. В одном ресторане решили ввести мобильные кассы, которые умещаются на ладони официанта, почему они и получили название «наладонники». Ресторан находился в цокольном этаже, а его летнее кафе — на уровне первого. Официантам каждый раз приходилось бегать вниз для того, чтобы внести блюда или напитки в кассу. Мобильные кассы избавляли их от этой ненужной беготни, тем самым позволяя сэкономить время и силы. Тем не менее официанты всеми силами, находя самые разные предлоги, старались избежать работы с новыми устройствами. Столкнувшись с этим тихим саботажем, руководство ресторана решило пристально контролировать использование «наладонников» и ежедневно проводить с персоналом беседы об их преимуществах. В конце концов официанты освоились с новинкой, оценили ее, она им понравилась. Однако на «привыкание» ушло недели две. Такова сила инерции, действующей даже на успешно работающем предприятии с авторитетным руководителем. А каково придется новоиспеченному менеджеру, если он попытается одним махом перестроить то, что создавалось до него годами? Да, возможно, многое в заведении нуждается в переделке. Но наберитесь терпения, приглядитесь, понаблюдайте, будьте последовательны. Сначала авторитет, а уж потом перемены.


Наталья Богатова, генеральный директор ресторанного направления ГК «Конквест» (Новосибирск)
Опубликовано:
31/01/2012

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.