менеджмент |  Август 2014

Семья — бизнес-ресурс и источник вдохновения

Открывая бизнес, люди, как правило, в первую очередь стремятся материально обеспечить себя и семью. А в идеале — построить отлаженную систему, которая будет стабильно приносить прибыль на протяжении долгих лет

Семья — бизнес-ресурс и источник вдохновения
Кондрашин Андрей
Совладелец компании «Викон» (ресторан «Сказка», сеть трактиров «Русская Изба», кафе «ВЗС», сеть магазинов-кулинарий «Купец» и др.)
Наверное, почти каждый предприниматель в глубине души ждет того счастливого дня, когда он сможет отойти от дел и со спокойным сердцем оставить свой бизнес детям, которые будут способны не  только не  растерять все то, что он склеивал по  маленьким кусочкам, но  и преумножить успехи, вдохнув в  заведение новую жизнь. Но  на практике сразу возникает множество разнообразных проблем. Некоторые из них связаны с тем, что владельцам бывает очень сложно ослабить привычный контроль над любимым проектом. Действительно, не так-то просто в одночасье отказаться от столь значимой составляющей своей жизни. 

Нередко опасения оказываются небеспочвенными, ведь представители молодого поколения бывают совершенно не  готовы к  управлению свалившимся на голову «счастьем» или совсем отказываются от этой возможности. Как же выстроить работу и личные отношения в семье таким образом, чтобы семейный бизнес процветал долгие годы? 

Первым делом необходимо осознать, что любая семья — огромный ресурс, способный как поднять бизнес на новую высоту, так и полностью его разрушить. Для некоторых родственников совместное дело становится настоящим кошмаром, источником бесконечных ссор, разбирательств и судов. Такие случаи нередко заканчиваются разводами между супругами или полным прекращением общения между детьми и  родителями. Ставки очень высоки, ведь если не подойти к данному вопросу со всей серьезностью, то можно потерять не только бизнес, но и контакт со своими близкими. Я, скажем, знаком с предпринимателями, которые предпочли специально разорить и закрыть прибыльный ресторан, лишь бы не делить его с родными. 


СЕКРЕТ УСПЕХА СЕМЕЙНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


Примеры успешных ресторанов, которыми владеет и управляет одна семья, в мире встречаются чаще, чем может показаться на первый взгляд. Особенно такой формат распространен на Западе, где многие мечтают заработать достаточно денег и  открыть собственное заведение. 

Совсем недавно я побывал в  баре The Box в Барселоне — это небольшое местечко, не более чем на  15 посадочных мест. Его владельцы  — молодая семейная пара — делают всю работу сами: муж исполняет роль бармена, жена — повара и официанта. Раз в неделю бар закрывается на выходной, а все остальное время обслуживает толпы довольных гостей. И несмотря на крохотный зал и отсутствие линейного персонала, этот проект входит в десятку лучших в столице Каталонии на популярнейшем туристическом интернет-ресурсе Tripadvisor. А  все благодаря невероятному дружелюбию владельцев и той уютной атмосфере, которую им удалось создать. Они сами являются конкурентным преимуществом, выделяющим бар из сотен других. 

Их  успех не  случаен, ведь сложно представить людей, более мотивированных на высокие результаты, чем сами владельцы. Поэтому нередко семьи, работающие вместе, сплачиваются благодаря общим проблемам, целям и мечтам. От такой работы получается настоящий эффект синергии, когда вместо привычной концентрации на  недостатках других каждый член семьи, наоборот, проявляет все свои лучшие качества и вносит особый вклад в общее дело. К этому, в конечном счете, и надо стремиться любому человеку, который хочет привлечь к бизнесу своих родственников. 

При этом далеко не все семейные компании ограничиваются лишь парой заведений. Некоторые из них вырастают до весьма крупных размеров, даже выходят на биржу. Тем не менее важно бережно сохранять те принципы семейности, которые закладываются с первых дней основания, поскольку, возможно, именно они и являются ключевым фактором успеха, позволившим компании развиться до такого масштаба.


КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПЕРЕДАЧЕ ИЛИ РАЗДЕЛЕНИЮ БИЗНЕСА


Чтобы достичь успеха в этом непростом деле, для начала важно «зажечь огонь» в  глазах каждого родственника, который будет причастен к вашему бизнесу. Без сильного желания работать и развивать семейное дело, отдаваясь ему на сто процентов, вряд ли что-то получится. Другими словами, если человек хочет просто зарабатывать деньги, поменьше напрягаясь, никакого партнерства не выйдет. Поэтому еще до того, как обучать детей или вовлекать в  управленческие дела супруга, «зарядите» их своей любовью к  заведению, к его гостям и команде, работающей на общее благо. 

Несомненно, у каждого есть свои желания, таланты и накопленный багаж знаний. Например, кто-то только и мечтает о том дне, когда он сможет взять контроль и  управление предприятием в  свои руки, а другие, напротив, боятся руководить людьми и  предпочитают спокойную, размеренную работу. Задача настоящего лидера в семейном бизнесе — найти ту сферу, в  которой человек действительно компетентен или хотя бы имеет желание развиваться, к примеру, ведение бухгалтерии, работа на кухне, общение с гостями в зале и любые другие занятия. Когда сотрудник начнет получать от  работы удовольствие, это существенно упростит процесс его введения в бизнес. Кроме того, родственники помогают окинуть деятельность ресторана свежим взглядом, которого так часто не хватает уставшим предпринимателям. 

Если вам удастся подобрать необходимый «ключик» к каждому члену семьи, вы сами не заметите, как почти все ваши разговоры обретут общую тему — развитие бизнеса. Именно так произошло когда-то и  с моей семьей, и именно так случается у многих наших знакомых, совместно ведущих общее дело. Это неудивительно, ведь работа занимает порой по 80 часов в неделю, но все равно приносит удовольствие и удовлетворение, когда каждый заинтересован в бизнесе не только материально, но и морально.  


ЭТАП ОБУЧЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ОПЫТА


Однако, прежде чем бросить своих детей или супругов в омут с головой и устраниться от бизнеса, стоит не только передать им основные знания, но и поделиться накопленным опытом, постепенно объясняя каждый процесс. Ведь, как известно, в  ресторанном деле мелочей нет. Позвольте им вникнуть во все без чрезмерного давления с вашей стороны. В конце концов у каждого — своя скорость восприятия информации и  формирования навыков. Познакомьте нового руководителя с коллективом и проведите вместе хотя бы несколько недель. Полезно рассказать о своих ежедневных функциях, а также нарисовать полную картину работы вашего бизнеса: принципы и ценности, которые лежат в его основе, а также то, каким вы видите будущее компании. 

В любом случае полноценное обучение без ошибок невозможно. Поэтому мудрый руководитель снисходительно относится к недочетам и позволяет подчиненным самостоятельно разбираться с их последствиями. Но при этом важно, чтобы вы всегда были рядом и смогли помочь советом, когда вас об этом попросят. Пусть ваш родственник чувствует, что у  него есть на кого положиться. 

Обучение — очень трудоемкий процесс, однако он дается тяжело не только руководителю, но и новичку. Порой даже сложно представить, сколько страхов может быть в его голове: «А вдруг я ошибусь? А что если не оправдаю доверие? Вдруг мой супруг/отец разочаруется во мне?». Поэтому окажите столько поддержки и доверия, сколько сможете.


РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ


Как бы вы ни старались, все равно рано или поздно могут возникнуть конфликты разного масштаба. Именно поэтому ключевой навык семей, успешно ведущих общее дело, — умение договариваться: корректно высказывать свою позицию, слышать аргументы друг друга, идти на уступки и находить компромисс даже в  непростой ситуации. Чтобы общение получилось более продуктивным, надо избегать лишних эмоций. Лучше взять небольшую паузу и  отложить тяжелый разговор, чем переходить с конструктивной волны на  эмоционально-несдержанную. Соберитесь в спокойной обстановке и позвольте всем высказаться и обосновать свою точку зрения. Только после этого обсуждайте возможные пути развития ситуации. 

Безусловно, для достижения взаимопонимания нужно учитывать мнение каждого члена семьи, однако роль главного должен взять на себя кто-то один. Это делается для устранения негативных эффектов чрезмерной коллегиальности и  значительно увеличивает скорость принятия решений. Руководителю придется находить «золотую середину»: с одной стороны, выслушивать все точки зрения, с другой — принимать на их основе взвешенные решения, которые все равно могут кого-то не устроить. В свою очередь от  других членов семьи требуются самообладание и умение исполнять даже те указания, с которыми они не до конца согласны. В сложных ситуациях непозволительно вести себя как лебедь, рак и щука — намного разумнее уладить конфликт, чем разрывать бизнес и  отношения. Распределение ролей в  самом начале сотрудничества поможет избежать множества острых проблем в будущем. 

Да, семейный бизнес  — непростой ежедневный труд, но он способен приносить огромную радость. Ведь это привилегия и счастье — работать плечом к плечу с самыми близкими людьми и совместно открывать новые заведения для дорогих гостей. 



Опубликовано:
22/08/2014

Рекомендуем

Рекомендации

Кухня есть кухня

О специфике F & B направления в отелях демократичного сегмента
Маркетинг

Социальные сети: с чего начать?

Все нюансы digital-маркетинга
Менеджмент

Как увеличить популярность профессии?

Для теперешних соискателей популярность профессии далеко не всегда связана с материальной мотивацией
Рекомендации

Пять шагов к бережливому ресторану

Алгоритм создания ресторана без потерь от Марселя Зиганшина, руководителя «Университета Додо» (международная сеть сеть «Додо Пицца»)
Рекомендации

Как сделать так, чтобы персонал хотел работать лучше и приносить вам больше прибыли?

iiko поможет наладить коммуникации в коллективе и автоматизировать рутину
Рекомендации

Как накормить 15 миллионов немцев

Кантина (kantine) - столовая по-немецки