Корпоративное обучение: стоит ли ждать чуда?

Часто компании заказывают тренинги, ожидая от них немедленных результатов и всевозможных чудес. Чтобы понять, насколько полезны тренинги для заказчиков, и выяснить, позволяют ли они действительно «отбить» вложенные в них деньги, надо сначала определить особенности данного формата обучения. Зададим себе банальный вопрос: что такое бизнес-тренинг? Традиционный ответ будет таким — это краткосрочная и групповая форма делового обучения, длящаяся от одного до трех дней и позволяющая активно освоить те или иные управленческие навыки.

Но если мы отступим от шаблонов традиционного мышления, то увидим, что с бизнес-тренингами дела обстоят не так уж просто. При более глубоком анализе их инструментальной ценности становится ясно, что все тренинги делятся на две большие категории. Первая — тренинги, где обучают единичным техническим или операционным навыкам (простой вариант), — подходит для рядовых сотрудников и менеджеров низшего звена. Вторая — тренинги, на которых осваиваются составные и многоуровневые технологии управления (сложный вариант), — предназначена для высших руководителей и ответственных специалистов. Все иные категории либо являются комбинированными формами, либо не имеют прямого отношения к бизнес-тренингам.

Хороший корпоративный тренинг независимо от его категории решает несколько побочных задач: расширяет кругозор участников, улучшает коммуникацию/взаимодействие между сотрудниками, стимулирует работников к профессиональному росту, повышает лояльность персонала.

Побочные эффекты тренинга иногда ошибочно выдаются за его «главный результат». Поэтому компании-провайдеру, тренеру и заказчику важно понимать истинную цель, которую преследует тренинг, и его тематические и проблемные границы. Также следует учитывать, что максимум пользы дает лишь тот тренинг, организация и проведение которого подкреплены равнодействующей силой внутренних и внешних факторов.

К внешним факторам (сторона исполнителя) можно отнести:
— компетентность компании-провайдера;
— профессионализм тренера;
— правильное выявление запроса клиента;
— точную подгонку существующего тренинга под выявленный запрос или разработку новой программы «с нуля»;
— обеспечение тренинга техническими и информационными средствами: раздаточным материалом, презентацией, анкетами и т.д.;
— умение тренера и компании-провайдера подвести итоги обучения и наладить обратную связь с заказчиком.

В число внутренних «подкрепляющих» факторов (сторона заказчика) входят:
— ясное понимание собственных целей и инструментальных границ тренинга;
— внутренняя мотивация группы, собранной на тренинг;
— комфортное и не тормозящее рабочий процесс место проведения обучения (если его предоставляет заказчик);
— минимальное влияние руководителей (если они присутствуют в группе) на поведение других участников;
— цель, поставленная перед компанией-провайдером и тренером, не меняется по ходу обучения;
— здравомыслие или отказ от «магического» типа мышления.
Говорить о пользе и эффективности тренингов можно в случае, если все перечисленные внутренние и внешние факторы вместе работают на результат, а не противодействуют ему. Когда все эти условия соблюдены, продуктивность тренингов легко прогнозировать заранее.

Например, в случае с рядовыми сотрудниками и менеджерами низшего звена (администраторы зала, хостес, официанты) эффективность их работы по таким направлениям, как коммуникация, управление временем, логистика, сервис, продажи и т.п., после качественного тренинга возрастает на 20—30 процентов. Такая эффективность сохраняется в течение двух-трех недель, а далее следует неизбежный спад. Снижение остаточной результативности тренинга компания-заказчик должна приостановить сама, внедрив новую систему линейного управления, модернизировав старую или выстроив иной порядок ежедневной мотивации. При соблюдении этого правила средняя эффективность работы линейного персонала спустя два-три месяца после проведения тренинга повышается на стабильные 10—15 процентов. А в долгосрочном плане это дает ресторану увеличение продаж на 5—12 процентов.

В случае с топ-менеджерами и ответственными специалистами ситуация выглядит сложнее: как правило, в ближайшей перспективе тренинги дают меньший результат (если исчислять его в цифрах объема продаж). Подобное затухание эффекта связано, во-первых, с богатым опытом и с лучшим образованием директоров, а во-вторых, с их более широкой сферой полномочий и ответственности. Зато в длительной перспективе тренинги влияют на руководителей и специалистов лучше, чем на рядовых сотрудников. По нашему опыту, в среднем продуктивность работы управляющих ресторанов по таким направлениям, как бизнес-планирование, стратегическое проектирование или маркетинговое продвижение, возрастает на 10—15 процентов, а иногда, если параллельно вскрыты внутренние резервы, и на  20—30. Но этот результат обычно виден лишь спустя продолжительное время — через три-четыре месяца или даже полгода.  

В целом хорошие тренинги всегда приносят компании-заказчику пользу и окупаются сторицей. Но чтобы оценить их реальную эффективность, необходимо использовать комплексную методику, кратко описанную выше. Кроме того, важно понимать, что тренинг — не «манна небесная». Он имеет свои инструментальные пределы и не творит чудеса на пустом месте. Компания-заказчик столь же вовлечена в процесс создания обучающего результата, что и компания, организующая тренинг. Если такое вовлечение минимально или отсутствует вовсе, побочные, краткосрочные, «бросовые» эффекты тренинга затенят и ослабят длительные и системные результаты.
Опубликовано:
20/04/2012

Рекомендуем

Рекомендации

Кручу–верчу

Какие неожиданности ожидают ресторатора в торговых центрах
Рекомендации

Плюсы и минусы

Что привлекает рестораторов в формате торговых центров, и есть ли опасности выхода на такую локацию?
Рекомендации

Открыть и закрыть

Рестораторы и арендодатели в торговых центрах в неравном поединке
Менеджмент

Новобранец без стресса

Как помочь новичку адаптироваться на рабочем месте
Рекомендации

Внедрить ХАССП

Условия, гарантирующие стабильный выпуск безопасной продукции
Рекомендации

Готовый бизнес?

Как не ошибиться при покупке готового ресторана