Матюхин Алексей |  Декабрь 2014

Конкурентное преимущество

Понимание этого словосочетания, как правило, сводится к хорошему местоположению, новизне концепции, низкой стоимости арендной платы, административному ресурсу — вот, пожалуй, и все... Неужели нет других преимуществ?

Конкурентное преимущество
Матюхин Алексей
Финансовый директор сети ресторанов «Территория», Москва

Есть! Есть ресурс, которым обладают все. Это менеджмент в значении «структура», «коллектив», «организация», «созидание» и «развитие».

Уникальные модели созидания в менеджменте организации — вот что становится основным конкурентным преимуществом компаний, и эти технологии постепенно приходят в общепит. Инновации в менеджменте выводят предприятия в лидеры отрасли.

Алексей МАТЮХИН,
финансовый директор
сети ресторанов «Территория»
Москва
В современном мире уже невозможно долго сохранять в тайне ноу-хау; интернет сократил расстояния и время — уникальные технологии доступны всем; опции мобильных приложений позволяют рассказать о продукте всем желающим. Концепции, на которых раньше были основаны преимущества, развеялись, как туман, а поиски готовых решений занимают считанные секунды — достаточно ввести фразу в строку поиска в интернете.

Инновационный менеджмент и креативное мышление становятся локомотивом создания преимуществ.

Современные инновации — это возможность адаптации компании к быстро меняющимся потребностям рынка. Мировые лидеры по стоимости капитализации возглавляют рейтинг самых инновационных организаций: Google, Apple, Amazon, Ebay и др. На первый взгляд может показаться, что перечисленные бренды действуют на стремительно развивающемся рынке IT-технологий, где остается много неизвестного. Однако аналогичные проекты мы видим на любом рынке, и ресторанная отрасль не исключение: Novikov Group, Ginza Project, «Му-Му», Subway и др.

Novikov Group развивает новые смежные направления — кейтеринг, тепличный комплекс, снабжение авиарейсов, Novikov TV. Это ли не инновации в чистом виде? У Ginza Project есть проект по уходу за животными, собственная кулинарная школа с уникальными методиками обучения, услуги в сфере аренды и заказа частных самолетов для различных целей, Ginza Prime — аналог известной службы консьержей. Рестораны Ginza Project — это инновации ощущений, восприятия, каждый проект — пример адаптивности, востребованности потребителем, а зачастую создание новых потребностей и их удовлетворение.

Концепция сети кафе «Му-Му» вот уже более 15 лет успешно существует на рынке Москвы, сочетая в себе как место для быстрого обеда, так и уютную атмосферу вечерних посиделок с друзьями.

Чтобы оценить свои новаторские возможности, оглянитесь назад и ответьте на вопросы: сколько идей попадает к вам на стол; существует ли инновационный комитет в вашей компании; ощущаете ли вы острую потребность в изменениях?

Оцените потенциал вашего персонала. Пирамида Маслоу, отражающая личные потребности, была переработана Гэри Хэмелом с точки зрения мотивации и уровня вовлеченности сотрудников в работу компании. Теперь она выглядит следующим образом:
• увлеченность;
• творческое отношение;
• инициативность;
• компетенция;
• трудолюбие;
• послушание.

Каково распределение персонала по данным типам в вашей компании? Скорее всего, выше второй строчки вряд ли кто-то поднялся, а если такие люди и есть, то они больше похожи на «белых ворон»…

А где взять новые идеи, если люди трудятся, а не творят? Современная модель менеджмента должна вовлекать сотрудников в развитие компании. Зачастую персонал, работающий с конечным потребителем, лишен возможности участия в принятии решений, оценки предлагаемых методов, анализа и изучения потребностей клиентов.

Существует множество способов повышения вовлеченности персонала. Они могут быть основаны как на простых методах «на бумажке» (например, мозговые штурмы с участием неруководящего состава и др.), так и на более технологичных — специальных программных продуктах. Среди них, скажем, создание электронной приемной для оценки работы вспомогательных служб, качества формы и обучения персонала, акций и спецпредложений.

Важно ставить перед персоналом различные цели: краткосрочные и среднесрочные. Современные кадры не мыслят пятилетками, но им будет интересно играть в короткие мотивационные программы (месячные, квартальные, полугодовые). Сотрудникам необходима информация о работе предприятия для принятия даже простых (не управленческих) решений. Понимая сложную ситуацию в организации, часть персонала станет более экономно относиться к расходным материалам и инвентарю. Словом, надо создать такую систему, в которой любой официант может выйти с предложением по улучшению работы, и оценить работу других служб.

Наиболее часто встречающаяся модель менеджмента: ОРГАНИЗАЦИЯ — ЧЕЛОВЕК — ПРИБЫЛЬ

Компания нанимает людей, которые производят товары и предоставляют услуги, что в свою очередь должно приносить прибыль акционерам. Человек подчиняется организации и творчески не влияет на ее функционирование. Современные темпы изменения окружающего мира, в частности экономики предприятия, отрасли, толкают на создание адаптивных организаций, где основой системы становится человек: ЧЕЛОВЕК — ОРГАНИЗАЦИЯ — ВЛИЯНИЕ (ПРИБЫЛЬ)

Это не означает, что компания должна подстраиваться под человека и превращаться в благотворительный фонд. Однако адаптивность организации достигается тогда, когда обеспечивается максимальная вовлеченность персонала в ее деятельность. Иными словами, необходимо построение системы менеджмента, основанной на следующих принципах:
• общность превыше иерархии;
• прозрачность принятия решений;
• ответственность руководителей перед подчиненными;
• вознаграждение должно соответствовать вкладу сотрудников, а не их полномочиям и должностям;
• постоянное повышение уровня самостоятельности сотрудников.

Мы живем и работаем в мире, который находится в состоянии непрерывной трансформации, где не бывает пауз, а состояние равновесия — роскошь. Сегодняшние перемены непрерывны, многополярны, порой революционны и неожиданны.

Самый важный вопрос для любой организации состоит не в том, как изменились потребности. Он переходит в новую плоскость реагирования: меняемся ли мы так же быстро, как и мир вокруг нас? Успех современных компаний — результат их бунтарства: Google побеждает Microsoft, Hyundai — Chrysler, Apple — Nokia и т.д. Еще никогда успех не был столь скоротечен и ненадежен.

Развитие многих брендов напоминает полет ракеты по параболической траектории. Взмыв вверх резко и молниеносно, они угасают и падают, как обломки космического корабля.

Продукт должен создаваться «вблизи» клиента/гостя: аналитика анкет и отзывов не дает понимания потребительских предпочтений. Официанты, бармены, менеджеры, хостес должны быть тесно вовлечены в процессы принятия решений. В нашей отрасли именно этот персонал обладает тем инновационным потенциалом, который может создать конкурентные преимущества.

Создание фокус-групп, участие в мозговых штурмах, интерактивное общение сотрудников позволят нам получать уникальные знания. Повышение доверия к персоналу путем предоставления ему некоторой финансовой информации обеспечит сопричастность и вовлеченность в работу.

Невозможно достичь адаптивности компании без вовлеченности людей — таким образом, именно индивид становится движущей силой инноваций.



Опубликовано:
08/12/2014

Рекомендуем

Рекомендации

Как экономить благодаря правильному контролю над финансами ресторана

Важнейшим фактором, определяющим успешность ресторана, является умение грамотно настроить систему управления финансами
Рекомендации

Классовые различия

Меню кондитерских изделий должно четко соответствовать классу заведения
Менеджмент

Всем — профилактика

Важно не бороться с воровством, а заниматься построением таких систем, которые будут носить профилактический характер
Рекомендации

Автоматизация управленческого учета в сети ресторанов

Современный тренд для руководителей и владельцев крупных сетей и холдингов
Рекомендации

Как удержать технический персонал?

Товарищи, уважайте труд уборщиц!
Рекомендации

Чистый стандарт

Гигиенические советы от ведущих игроков