Табачникова Иванна |  Декабрь 2012

Как противостоять профессиональной усталости

Наступление холодов, участившиеся в СМИ прогнозы в отношении второй волны мирового финансового кризиса, да и просто окончание високосного года — все это наводит на тему, которая пока недостаточно раскрыта, но крайне актуальна

Как противостоять профессиональной усталости
Табачникова Иванна
Исполнительный директор компании «СИТИстрой» (Москва)
Профессиональная усталость — одна из наиболее серьезных проблем нашего общества. В повседневной жизни, вне зависимости от возраста и социального статуса, мы относим усталость к категории субъективных неврозов, стараемся об этом не думать, много работаем, мало отдыхаем, нервничаем и далее по списку. 

Почему я говорю об этом в контексте гостиничного бизнеса? Да потому, что усталость в нашем бизнесе — верный шаг на пути к равнодушию, снижению общего качества работы отеля, дисбалансу в отношениях. Рано или поздно такая усталость неизбежно подводит человека к увольнению независимо от уровня его заработной платы и места в иерархии компании. 

Профессиональная усталость никогда не возникает вдруг и имеет целый ряд первопричин. Если представить ее в виде графика, то получится кривая, прямо пропорциональная времени пребывания человека в этом состоянии при отсутствии каких-либо действенных мер. Продолжительная производственная депрессия может привести не только к ухудшению самочувствия, но и к полной профессиональной непригодности.

Иванна ТАБАЧНИКОВА,
генеральный директор
гостиницы «Дизайн Отель»
Уровни внешней среды, начиная от общей экономической ситуации в стране и заканчивая условиями хозяйствования в отдельно взятом бизнесе, накладывают отпечаток на способы существования и выживания компании (естественные монополии не в счет). Беспомощность управленца в общении, например, с контролирующими/проверяющими организациями увеличивают скорбь в разы. Во внутренней среде компании тоже хватает своих «прелестей»: порча имущества, недостачи, травмы сотрудников, текучесть кадров, «трудоголизм», переутомляемость, демотивация зарплатой, постоянное недовольство со стороны руководства/собственников… У кого-то в отеле есть все вышеперечисленные проблемы, у кого-то — лишь некоторые, не в этом суть. Все эти факторы со временем вызывают профессиональную усталость. Типичными ее признаками являются раздражение, граничащее с яростью, возникновение натянутых отношений с коллегами, снижение работоспособности, возникновение и нарастание таких проявлений, как несдержанность, обидчивость, подозрительность. В подобном состоянии сложно принимать адекватные решения, трудно воспринять информацию, которая поступает извне. Велик риск как исполнительских оплошностей, так и ошибок со стороны руководящего состава. В итоге худшее, что может произойти с точки зрения организации, — потеря нужного для компании человека/людей. Я уверена: при возникновении подобной ситуации накаливание обстановки только усугубит ситуацию. Как же противостоять этому неприятному явлению? 

Во-первых, не стоит проводить большую часть своей жизни на работе. Она никуда не убежит (конечно, подобная фраза явно не устроит собственника бизнеса или начальника). Управление временем — великое умение, которому надо учиться.

Во-вторых, нужно осознать, устраивает ли вас специальность, по которой вы работаете. Если нет, стоит разобраться в себе и понять, что вам действительно нравится, и искать работу в другой сфере. Задача менеджера в таком случае быстрее устранять из организации людей, которые перестали любить свою работу. Держаться за них не стоит. 

В-третьих, совершенно очевидно, что слишком высокие требования и чрезмерное количество обязанностей, возложенных на человека, рано или поздно приведут к провалу. Вкупе с низкой заработной платой, слабой мотивацией и невниманием со стороны руководства — зачастую главными причинами профессиональной усталости. В этой ситуации необходимо четко определить с руководством круг обязанностей и нанять дополнительных сотрудников, если их не хватает. Экономия на фонде заработной платы в таком случае не принесет успеха.

В-четвертых, бывает так, что работа становится неинтересной и не приносит удовлетворения, поскольку компания не уделяет должного внимания мотивации сотрудника. Например, успехи работника, ориентированного на достижения, никак не фиксируются его руководством. Если, кроме ругани, штрафов и указаний на ошибки, человек на работе ничего не получает, на этой почве может возникнуть эмоциональное истощение. Чаще всего выходом из этой ситуации становится смена места работы. 

Однако может случиться и так, что дело вовсе не в компании и не в работе, а… в самом человеке. Об этом можно говорить в случае интенсивных, частых, продолжительных во времени негативных проявлений, которые причиняют человеку дискомфорт и, как следствие, приводят к чрезмерному напряжению, психологическому и физическому истощению. «Неважно себя чувствую», «наверное, сегодня не мой день», «как мне все это надоело» — вот обычные «диагнозы», которые ставят себе сотрудники, страдающие от эмоционального, физического и умственного истощения на работе. Таким людям понадобится помощь руководителя, коллеги или специалиста, способного выявить системный негативный фактор еще на первой фазе появления хронической усталости. 

Кто подвержен хронической усталости в отеле? Очень многие. К группам риска относятся: руководящий состав, менеджеры по персоналу, сотрудники службы приема и размещения, горничные, супервайзеры, официанты, повара. Любая работа с людьми связана с огромными эмоциональными затратами. Если человек профессионален, он много отдает и далеко не всегда может компенсировать все то, что отдал. Такого рода деятельность подразумевает обязательное периодическое «переключение» работника на принципиально другую нагрузку, и ответственность за это «чередование» лежит как на самом работнике, так и на руководстве компании. Например, для сотрудника службы продаж невозможно 8 часов подряд делать «холодные» звонки, для персонала службы приема и размещения противопоказано пять дней в неделю непрерывно принимать претензии от клиентов, а коммерческому директору проводить 20 дней в месяц в многочасовых переговорах. 

Особенно подвержены «выгоранию» новички. Вчерашние студенты могут быть не готовы к информационному стрессу, привычному для нашего непростого бизнеса, и внутри них начнет «раскручиваться спираль» сомнений в своих силах и недовольства профессиональным миром. Кризис может поджидать и после первых успехов. Для движения вперед человеку необходимо активизировать внутренние резервы, развиваться дальше, а на это после стартового рывка зачастую не остается сил. 

Проблемы могут возникать и из-за несовпадения сложившегося профессионального амплуа и психологического типа. Люди первого типа — «друзья» — на работе ищут общения, для них важен прежде всего хороший коллектив, «чтобы было с кем поговорить». Работа при этом может быть рутинной. Следующий тип — «достиженцы» — ориентирован на результат: они любят преодолевать трудности, их движущий фактор — виртуальная медаль на грудь в конце пятилетки. Третий тип — «руководители», обожающие что-либо организовывать. Для них главное — власть и получение материальной выгоды. Полезно сравнить, кем сотрудник является на самом деле — «другом», «достиженцем» или «руководителем», с той ролью, которую он вынужден исполнять на своем месте. Может, проще не менять профессиональную сферу, а попробовать сыграть другую роль в рабочем пространстве? 

Если вы констатировали у себя наступление первой фазы кризиса — постоянной усталости, крайне желательна осознанная «остановка» или хотя бы «переключение» на другой вид деятельности. Насиловать свой разум в таком случае вряд ли является хорошей идеей, поскольку это грозит переходом к следующей фазе кризиса — апатии и депрессии. Во время «передышки» было бы неплохо попытаться определить, от чего именно вы устали: от конкретной деятельности, от профессии, от этого коллектива или — в случае обиды — что именно вас эмоционально «зацепило» и что вы можете сделать для изменения ситуации.  

Опубликовано:
14/12/2012

Рекомендуем

Маркетинг

Социальные сети: с чего начать?

Все нюансы digital-маркетинга
Менеджмент

Как увеличить популярность профессии?

Для теперешних соискателей популярность профессии далеко не всегда связана с материальной мотивацией
Рекомендации

Пять шагов к бережливому ресторану

Алгоритм создания ресторана без потерь от Марселя Зиганшина, руководителя «Университета Додо» (международная сеть сеть «Додо Пицца»)
Рекомендации

Как сделать так, чтобы персонал хотел работать лучше и приносить вам больше прибыли?

iiko поможет наладить коммуникации в коллективе и автоматизировать рутину
Рекомендации

Как накормить 15 миллионов немцев

Кантина (kantine) - столовая по-немецки
Рекомендации

Бесплатные обеды для белых воротничков

Проект Lunchspread в Нью-Йорке от Энди Ванга