Табачникова Иванна |  Декабрь 2012

Как противостоять профессиональной усталости

Наступление холодов, участившиеся в СМИ прогнозы в отношении второй волны мирового финансового кризиса, да и просто окончание високосного года — все это наводит на тему, которая пока недостаточно раскрыта, но крайне актуальна

Как противостоять профессиональной усталости
Табачникова Иванна
Исполнительный директор компании «СИТИстрой» (Москва)
Профессиональная усталость — одна из наиболее серьезных проблем нашего общества. В повседневной жизни, вне зависимости от возраста и социального статуса, мы относим усталость к категории субъективных неврозов, стараемся об этом не думать, много работаем, мало отдыхаем, нервничаем и далее по списку. 

Почему я говорю об этом в контексте гостиничного бизнеса? Да потому, что усталость в нашем бизнесе — верный шаг на пути к равнодушию, снижению общего качества работы отеля, дисбалансу в отношениях. Рано или поздно такая усталость неизбежно подводит человека к увольнению независимо от уровня его заработной платы и места в иерархии компании. 

Профессиональная усталость никогда не возникает вдруг и имеет целый ряд первопричин. Если представить ее в виде графика, то получится кривая, прямо пропорциональная времени пребывания человека в этом состоянии при отсутствии каких-либо действенных мер. Продолжительная производственная депрессия может привести не только к ухудшению самочувствия, но и к полной профессиональной непригодности.

Иванна ТАБАЧНИКОВА,
генеральный директор
гостиницы «Дизайн Отель»
Уровни внешней среды, начиная от общей экономической ситуации в стране и заканчивая условиями хозяйствования в отдельно взятом бизнесе, накладывают отпечаток на способы существования и выживания компании (естественные монополии не в счет). Беспомощность управленца в общении, например, с контролирующими/проверяющими организациями увеличивают скорбь в разы. Во внутренней среде компании тоже хватает своих «прелестей»: порча имущества, недостачи, травмы сотрудников, текучесть кадров, «трудоголизм», переутомляемость, демотивация зарплатой, постоянное недовольство со стороны руководства/собственников… У кого-то в отеле есть все вышеперечисленные проблемы, у кого-то — лишь некоторые, не в этом суть. Все эти факторы со временем вызывают профессиональную усталость. Типичными ее признаками являются раздражение, граничащее с яростью, возникновение натянутых отношений с коллегами, снижение работоспособности, возникновение и нарастание таких проявлений, как несдержанность, обидчивость, подозрительность. В подобном состоянии сложно принимать адекватные решения, трудно воспринять информацию, которая поступает извне. Велик риск как исполнительских оплошностей, так и ошибок со стороны руководящего состава. В итоге худшее, что может произойти с точки зрения организации, — потеря нужного для компании человека/людей. Я уверена: при возникновении подобной ситуации накаливание обстановки только усугубит ситуацию. Как же противостоять этому неприятному явлению? 

Во-первых, не стоит проводить большую часть своей жизни на работе. Она никуда не убежит (конечно, подобная фраза явно не устроит собственника бизнеса или начальника). Управление временем — великое умение, которому надо учиться.

Во-вторых, нужно осознать, устраивает ли вас специальность, по которой вы работаете. Если нет, стоит разобраться в себе и понять, что вам действительно нравится, и искать работу в другой сфере. Задача менеджера в таком случае быстрее устранять из организации людей, которые перестали любить свою работу. Держаться за них не стоит. 

В-третьих, совершенно очевидно, что слишком высокие требования и чрезмерное количество обязанностей, возложенных на человека, рано или поздно приведут к провалу. Вкупе с низкой заработной платой, слабой мотивацией и невниманием со стороны руководства — зачастую главными причинами профессиональной усталости. В этой ситуации необходимо четко определить с руководством круг обязанностей и нанять дополнительных сотрудников, если их не хватает. Экономия на фонде заработной платы в таком случае не принесет успеха.

В-четвертых, бывает так, что работа становится неинтересной и не приносит удовлетворения, поскольку компания не уделяет должного внимания мотивации сотрудника. Например, успехи работника, ориентированного на достижения, никак не фиксируются его руководством. Если, кроме ругани, штрафов и указаний на ошибки, человек на работе ничего не получает, на этой почве может возникнуть эмоциональное истощение. Чаще всего выходом из этой ситуации становится смена места работы. 

Однако может случиться и так, что дело вовсе не в компании и не в работе, а… в самом человеке. Об этом можно говорить в случае интенсивных, частых, продолжительных во времени негативных проявлений, которые причиняют человеку дискомфорт и, как следствие, приводят к чрезмерному напряжению, психологическому и физическому истощению. «Неважно себя чувствую», «наверное, сегодня не мой день», «как мне все это надоело» — вот обычные «диагнозы», которые ставят себе сотрудники, страдающие от эмоционального, физического и умственного истощения на работе. Таким людям понадобится помощь руководителя, коллеги или специалиста, способного выявить системный негативный фактор еще на первой фазе появления хронической усталости. 

Кто подвержен хронической усталости в отеле? Очень многие. К группам риска относятся: руководящий состав, менеджеры по персоналу, сотрудники службы приема и размещения, горничные, супервайзеры, официанты, повара. Любая работа с людьми связана с огромными эмоциональными затратами. Если человек профессионален, он много отдает и далеко не всегда может компенсировать все то, что отдал. Такого рода деятельность подразумевает обязательное периодическое «переключение» работника на принципиально другую нагрузку, и ответственность за это «чередование» лежит как на самом работнике, так и на руководстве компании. Например, для сотрудника службы продаж невозможно 8 часов подряд делать «холодные» звонки, для персонала службы приема и размещения противопоказано пять дней в неделю непрерывно принимать претензии от клиентов, а коммерческому директору проводить 20 дней в месяц в многочасовых переговорах. 

Особенно подвержены «выгоранию» новички. Вчерашние студенты могут быть не готовы к информационному стрессу, привычному для нашего непростого бизнеса, и внутри них начнет «раскручиваться спираль» сомнений в своих силах и недовольства профессиональным миром. Кризис может поджидать и после первых успехов. Для движения вперед человеку необходимо активизировать внутренние резервы, развиваться дальше, а на это после стартового рывка зачастую не остается сил. 

Проблемы могут возникать и из-за несовпадения сложившегося профессионального амплуа и психологического типа. Люди первого типа — «друзья» — на работе ищут общения, для них важен прежде всего хороший коллектив, «чтобы было с кем поговорить». Работа при этом может быть рутинной. Следующий тип — «достиженцы» — ориентирован на результат: они любят преодолевать трудности, их движущий фактор — виртуальная медаль на грудь в конце пятилетки. Третий тип — «руководители», обожающие что-либо организовывать. Для них главное — власть и получение материальной выгоды. Полезно сравнить, кем сотрудник является на самом деле — «другом», «достиженцем» или «руководителем», с той ролью, которую он вынужден исполнять на своем месте. Может, проще не менять профессиональную сферу, а попробовать сыграть другую роль в рабочем пространстве? 

Если вы констатировали у себя наступление первой фазы кризиса — постоянной усталости, крайне желательна осознанная «остановка» или хотя бы «переключение» на другой вид деятельности. Насиловать свой разум в таком случае вряд ли является хорошей идеей, поскольку это грозит переходом к следующей фазе кризиса — апатии и депрессии. Во время «передышки» было бы неплохо попытаться определить, от чего именно вы устали: от конкретной деятельности, от профессии, от этого коллектива или — в случае обиды — что именно вас эмоционально «зацепило» и что вы можете сделать для изменения ситуации.  

Опубликовано:
14/12/2012

Рекомендуем

Менеджмент

Кто отвечает за будущее?

Большой бизнес требует научного подхода
Рекомендации

Какие отчеты и как смотреть собственнику ресторана для принятия управленческих решений

Правильно разработанный и внедренный финансовый учет на любом предприятии, в том числе и в ресторанном бизнесе – это ключ к успеху
Рекомендации

Как экономить благодаря правильному контролю над финансами ресторана

Важнейшим фактором, определяющим успешность ресторана, является умение грамотно настроить систему управления финансами
Рекомендации

Классовые различия

Меню кондитерских изделий должно четко соответствовать классу заведения
Менеджмент

Всем — профилактика

Важно не бороться с воровством, а заниматься построением таких систем, которые будут носить профилактический характер