рынок кофеен |  Март 2013

Как открыть мобильную кофейню

Открыть передвижную кофейню «с нуля» вполне возможно, пока эта ниша в нашей стране практически незанята.

Как открыть мобильную кофейню
Передвижные кофейни – это относительно новое явление в нашей стране. Первые подобные кофейни появились в Европе: в Дании и в Великобритании. Наиболее успешной оказалась английская компания «Bikecaffe» («Велокафе»), которая использовала так называемые трициклы – трехколесные велосипеды с установленными на них мощными кофе-машинами с высокой производительностью (до 500 чашек кофе в день).

Эта мобильная кофейня мало чем отличается от обычной: широкий ассортимент из нескольких десятков сортов кофе, приготовление напитков в соответствии с классическими рецептами, опытный бариста. Разве что посидеть попить кофе здесь негде. Английские передвижные кофейни пользуются большим спросом. Они устанавливаются на центральных улицах, в крупных торговых центрах и на городских рынках. Все эти места имеют высокую проходимость.

Этот бизнес не мог не заинтересовать предпринимателей со всего мира. Внешний вид кофеен может меняться, но в большинстве случаев это все тот же велосипед или скутер с кузовом, на который устанавливается кофе-машина. Такая кофейня намного удобнее грузовика, так как она более маневренная, занимает меньше места, и ее можно поставить на обочине дорогие или даже на тротуаре. Помимо кофе здесь можно приобрести кое-что из выпечки и кондитерских изделий.

Британская компания «Bikecaffe» продает франшизы по всему миру. В минимальной комплектации она обойдется в сумму около 500 тысяч рублей (сама мобильная кофейня, оборудование, обучение баристы и консультации по открытию и ведению бизнеса). По утверждениям продавца, ежедневная выручка составляет около 400 фунтов стерлингов при удачном выборе места. В таком случае все капиталовложения можно вернуть за 2-3 месяца. Конечно, эти данные оптимистичны и не очень соответствуют российской действительности. Но то, что такой бизнес перспективен, сомневаться не приходится.

Впрочем, франшизы можно купить и поближе. Да и открыть такой бизнес «с нуля» тоже вполне возможно, пока эта ниша в нашей стране практически незанята. В странах СНГ первые мобильные кофейни появились в Украине. Особенно много их в Киеве. В других городах этот бизнес только начал развиваться. Украинские компании также предлагают франшизы.

Одна полностью укомплектованная и брендированная машина обойдется франчайзи в $35 тыс. Кроме того, франчайзер проводит обучение персонала, оказывает рекламную поддержку на территории страны и услуги по обслуживанию машины. Срок окупаемости по данным украинских коллег составляет около года (при стоимости одного стаканчика кофе 7-12 гривен).

Плюсы мобильных кофеен очевидны: для их открытия не нужны какие-либо помещения и нет необходимости в оформлении большого количества бумаг (хотя с документами тоже не все так просто). Стоимость одной такой кофейни намного ниже стоимости обычной стационарной торговой точки, которая реализует напитки и продукты быстрого приготовления. Передвижную кофейню легко транспортировать и хранить (для этого подойдет обычное гаражное или небольшое складское помещение). Из-за небольших затрат на организацию кофейни (покупка транспортного средства, расходы на бензин, заработная плата работникам, кофе и другие продукты) она отличается более высокой рентабельностью, нежели у обычных заведений общественного питания

Итак, если вы собираетесь открывать собственную передвижную кофейню, вам понадобится, в первую очередь, транспорт – велосипеды или мотороллеры. Велосипеды обойдутся дешевле – около 15-20 тысяч рублей за каждый, но у них есть определенные ограничения по весу, скорости и маневренности. Большинство небольших фирм используют мотороллеры. Борта каждого скутера обшиваются, на них наносится изображения логотипов, устанавливаются автоматические кофе-машины. Более крупные компании используют под мобильные кофейни грузовички.

Помимо этого, понадобится сырье (кофейные зерна, чай, сахар, молоко и пр.), одноразовые стаканчики для кофе с крышечками, ложечки для размешивания. На одной торговой точке работает от одного до трех человек, в зависимости от размера точки, проходимости места, где она расположена, дня недели (например, в деловом центре города проходимость, соответственно, будет намного выше в будние дни, а не в выходные), проводимых поблизости мероприятий и пр. Оптимальное количество – два человека на точку. Именно столько нужно, чтобы не создавать очередь из покупателей перед кофейней. Один сотрудник варит кофе, а второй осуществляет расчет с ними. Хотя в большинстве случаев поток клиентов не столь большой, и оперативно обслуживать их вполне может и один продавец (он же выполняет функции водителя кофейни).

Ежедневная зарплата бариста составляет около 5% от дневной выручки. На эту должность лучше всего подходят молодые люди. В летнее время года поиск работников не представляет труда: многие студенты не прочь заработать на каникулах, поэтому работодатели размещают объявления в учебных заведениях города. Рабочий день бариста начинается рано утром – в 7-8 утра. Чем раньше, там лучше, так как обычные кофейни начинают открываться в 8.30-9 часов. Поэтому все любители кофе в это время дня будут покупать его у вас.

Для стажировки и обучения нового сотрудника достаточно двух дней. А вот найти работников в период с октября-ноября по март намного сложнее. Студенты в это время учатся. Да и желающих стоять целый день на морозе, забегая время от времени погреться в ближайший магазин, не так уж и много. Отчасти это компенсируется большими зарплатами на осенне-зимний период. Даже с учетом этого прибыль с продажи кофе зимой значительно увеличивается.

Особое значение имеют рецепты, по которым вы готовите свой кофе. Как правило, каждый производитель держит их в строгом секрете. Компоненты, которые входят в состав напитка, и их сочетание определяют вкусовые качества кофе. Если кофе будет невкусный (и что еще хуже – растворимый), то не стоит рассчитывать на успех вашего предприятия.

При ограниченном стартовом капитале вся работа по открытию, работе и развитию торговой сети ложится на предпринимателя. Если вы собираетесь работать в первое время самостоятельно, то для разработки рецептуры напитков, которые вы будете продавать, лучше обратиться к специалистам. Хотя некоторые бизнесмены даже специально проходят обучение по специальности бариста. Опытные владельцы передвижных кофе-машин предупреждают: рассчитывать на прибыль в первые полгода работы не стоит. Необходимо время, чтобы покупатели заметили ваши кофейни, «распробовали» кофе и стали постоянными клиентами. Но при должном уровне и качестве вашей продукции и обслуживания количество лояльных клиентов будет расти с каждым месяцем.

Тщательно выбирайте сотрудников. Они должны обладать должной квалификацией, опытом работы в сфере продаж и соответствующими знаниями. Опыт работы в качестве бариста, как правила, не является определяющим условием. Образование в этой области стоит недешево, и зарплата у специалиста с опытом работы слишком большая. При этом в мобильных кофейнях готовят всего около десяти напитков, включая чай и шоколад, поэтому обучение продавца не займет много времени.

Минимальное количество проданных порций в день составляет около 70 стаканчиков. В выходные дни, во время народных гуляний, праздничных мероприятий объем продаж возрастает до 200-250 порций кофе в день.

Оптимальное место для расположения кофе-автомобилей – возле подземных переходов, выходов из станций метро, поблизости от автобусных остановок. При этом часто менять место расположения кофейни не рекомендуется: покупатели должны знать, что они смогут в любое время прийти сюда за вкусным кофе. Как правило, в начале работы кофейня выбирает место расположения, торгуя каждый день на новых местах в разных районах. Постоянное место расположения мобильная точка получает в том районе, где продажи были самыми большими. Рентабельность этого вида бизнеса, по словам самих предпринимателей, составляет около 30%. При этом первоначальные инвестиции можно окупить за полтора года.

Главная проблема, с которой сталкиваются владельцы мобильных кофеен, заключается в сложности юридического оформления этого бизнеса. В законодательстве, которое касается предпринимательской деятельности, этот формат ведения бизнеса никак не прописан. В связи с этим возникают и иные проблемы, которые значительно усложняют жизнь предпринимателей. Открытым остается и вопрос парковки, оформления официального разрешения на продажу продовольственных продуктов с машины и других необходимых документов. Процедура согласования для открытия очередной мобильной кофейни занимает много времени, сил и денег. Дополнительная статья расходов – регулярные штрафы представителям санитарных служб. Как признается совладелец самой крупной украинской сети передвижных кофеен, даже при соблюдении всех санитарных норм и требований, им приходится платить штрафы каждый квартал.

С одной стороны, кофе – сезонный продукт. Его употребление резко падает в летнее время года. В первую очередь, это касается южных регионов. При температуре в тени 40 градусов Цельсия желающих выпить горячего кофейку будет, по понятным причинам, немного. Казалось бы, оптимальный вариант – сменить ассортимент и предлагать в период с мая по август не кофе и шоколад, а холодный чай и другие прохладительные напитки.

Однако, во-первых, конкуренция здесь очень высока, и теряется главное преимущество кофеен – качественный продукт, обладающий хорошим вкусом и приготовленный по особой рецептуре. А, во-вторых, для установки холодильных камер нужно больше места, нежели под кофе-машину. Поэтому передвижные кофейни, которые работают круглогодично, больше подходят для городов в Центральной России. Но здесь возникает другая трудность, связанная с сильными морозами. При окружающей температуре ниже 18-20 градусов Цельсия вода в кофе-машине замерзает, и продажи останавливаются.

В российских городах конкуренция среди кофеен такого типа отсутствует. Но не стоит рассчитывать, что такая благоприятная для бизнеса ситуация продлится долго. Будете ли вы «поднимать» свою сеть с нуля или же приобретете франшизу – большой роли не играет. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. В первом случае расходы на ведение бизнеса могут быть больше, нежели вы заплатите за франшизу. Вам придется самостоятельно искать средство передвижения, разрабатывать логотип, приобретать кофе-машины, придумывать или покупать рецептуры приготовления натурального кофе.

Прибавьте к этому расходы на рекламу и продвижение. Наружная реклама, реклама на радио и телевидении, создание собственного сайта, на котором будут указаны адреса ваших торговых точек,– на все это требуется немало средств. Заметим также, что украинские или, тем более, европейские мобильные кофейни в России пока неизвестны, поэтому и чужой, и свой бренд вам придется продвигать самостоятельно (а деньги лучше все же вкладывать в собственную компанию).

Преимущества работы под франшизой заключаются в чуть меньшем стартовом капитале (но разница не столь критичная), отсутствии необходимости набивать собственные «шишки» и возможности обратиться за советом к более опытным коллегам.

Перспективы развития этого бизнеса, по мнению участников рынка, более чем благоприятные. Даже в Киеве, где на настоящее время существует свыше 150 различных мобильных кофеен, спрос на качественный кофе, который можно купить в удобном месте, по-прежнему не удовлетворен полностью. Хотя есть и такие предприниматели, которые в скором времени после открытия сворачивали свой бизнес, не получив прибыли, на которую они надеялись. Связано это, в основном, с низким качеством продукта, который они предлагали (например, растворимый кофе вместо более дорогого и сложного в приготовлении натурального), с выбором неудачного места для торговли и невысоким уровнем обслуживания покупателей.

Подведем итоги: самый дорогой автомобиль для мобильной кофейни обойдется в 500-600 тысяч рублей (можно в первое время использовать более бюджетные варианты: например, мотороллеры), двухпостовая кофе-машина и электрооборудование стоит около 100 тысяч рублей. Около 10 тысяч рублей потребуется на закупку первой партии сырья (кофейные зерна, сахар, вода), а также на стаканчики, крышечки к ним, трубочки, салфетки и пр.

Брендированная продукция (то есть с нанесением вашего логотипа) обойдется дороже. Расходы на рекламу зависят от вашего региона и рекламоносителей, которые вы планируете использовать. Многие молодые компании обходятся и без рекламы. Единственные их расходы на нее – разработка логотипа и нанесение его на машины. Ежегодный доход с одной точки (после выплаты расходов, заработных плат, налогов и т. д.) составит около 250 тысяч рублей.

Автор: Лилия Сысоева
Источник: www.openbusiness.ru
Опубликовано:
20/03/2013

Рекомендуем

Менеджмент

Кто отвечает за будущее?

Большой бизнес требует научного подхода
Рекомендации

Какие отчеты и как смотреть собственнику ресторана для принятия управленческих решений

Правильно разработанный и внедренный финансовый учет на любом предприятии, в том числе и в ресторанном бизнесе – это ключ к успеху
Рекомендации

Как экономить благодаря правильному контролю над финансами ресторана

Важнейшим фактором, определяющим успешность ресторана, является умение грамотно настроить систему управления финансами
Рекомендации

Классовые различия

Меню кондитерских изделий должно четко соответствовать классу заведения
Менеджмент

Всем — профилактика

Важно не бороться с воровством, а заниматься построением таких систем, которые будут носить профилактический характер