Как оценить эффективность бизнес-тренингов?

Сегодня нет сомнений: затраты на корпоративное обучение необходимо рассматривать именно с точки зрения их инвестиционной привлекательности. Насколько же эффективны для бизнеса подобные инвестиции?

Согласно исследованиям американских социологов 1 доллар, вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долларов дохода, а 10-процентное увеличение расходов на повышение квалификации сотрудников дает оперативный прирост производительности труда в 8,5 процента. Получается, что инвестиции в обучение сотрудников по доходности вполне сравнимы с консервативными инструментами на рынке ценных бумаг! Однако всегда ли это так, в том числе и у нас, в России? Как оценить, насколько успешным или провальным было обучение?

Сегодня самыми распространенными являются две методики измерения эффективности: так называемая модель Киркпатрика и оценка возврата на инвестиции (ROI).

Модель Киркпатрика дает возможность получить измеримое понимание того, насколько мотивированы на учебу были обучающиеся, полностью ли они усвоили материал, успешно ли применяют полученные знания и навыки и как в конечном итоге изменились результаты их работы. Например, если тренинг прошли менеджеры по продажам — увеличились ли их личные продажи (выручка, объем сбыта, выручка на клиента и т.д.), а если официанты — уменьшилось ли количество претензий и т.д. Для каждого случая определяются свои значимые критерии и выясняются вектор их изменения и конкретные значения.

Эти данные в качестве добавленной стоимости лягут в основу вычисления ROI проекта по следующей формуле:

Возврат на вложенный капитал (ВВК) = Финансовые результаты обучения (добавленная стоимость)/Затраты на обучение.

По идее, любое положительное значение ROI уже говорит об эффективности обучения.

Например, год назад наша компания провела тренинг по управлению конфликтами для администраторов известной сети салонов красоты. Порядок затрат на этот процесс со стороны заказчика был равен 100 000 рублей. Как же изменились финансовые результаты работы администраторов после тренинга? По статистике, собранной заказчиком, в первый месяц количество абсолютных отказов клиентов от пользования услугами сократилось на 80 процентов, а число повторных обращений клиентов в салоны выросло на 15 процентов. В сумме это увеличило доход сети на 680 000 рублей. Значит, ROI тренинга уже в первый месяц стал равным 6,8, а ведь, по статистике, высшие результаты обучения сотрудники будут демонстрировать еще как минимум месяц.

Вычисляя ROI, надо лишь следить за тем, чтобы изменение значимых показателей деятельности обученных сотрудников (увеличение объема продаж, сокращение затрат, улучшение качества и т.д.) не было связано с другими обстоятельствами, например, изменением цен на продукцию, сезонностью, рыночными колебаниями, изменениями маркетинговой стратегии и т.п.

Опубликовано:
20/04/2012

Рекомендуем

Рекомендации

Давайте давать гостю то, что он хочет!

Сергей Миронов предлагает отказаться от штампов в управлении рестораном и от попыток воспитания потребителя.
Маркетинг

Топ-10. Критические ошибки

Десять самых распространенных ошибок в общении с прессой и блогерами
Маркетинг

Чем заполнить социальные сети?

SMM-ликбез для рестораторов
Менеджмент

Когда тренинг не поможет

Непредвзятый взгляд на собственную работу поможет сделать первые шаги в решении глубинных проблем
Рекомендации

Что должен знать ресторатор?

Как добиться своей цели и «держать руку на пульсе»?