Хлебосольная грамота

Перемены, произошедшие в области гостеприимства за последние 10-15 лет, изменили отношение потребителей и самих предпринимателей к сфере услуг. Качественно обслуживать клиентов стало выгодно, и спрос на профессионалов по гостеприимству вырос. Последние пять лет эта тенденция сохраняется. И по прогнозам специалистов, к 2010 году только Москве ежегодно будет нужно примерно 200 тыс. специалистов, занятых в сфере услуг.


Летом 1919 года, после краха своего первого предприятия — банка, Конрад Хилтон купил небольшой 60-комнатный отель за $20 000. Его основными постояльцами были рабочие с нефтяных скважин, которые снимали комнаты всего на несколько часов, только чтобы поспать после смены. Сегодня его компания включает более 2500 отелей, клубов и центров отдыха и около 2000 игорных заведений и букмекерских контор. А оборот компании состовляет порядка $9 млрд.

Хилтон, горный инженер по образованию, получил прозвище enthusiastic dealmaker («восторженный делец») — его энергия и дотошность в изучении рынка и конкурентов и неуемная фантазия (именно он первым стал обозначать класс отеля звездочками и закупать все необходимое заранее, исходя из анализа спроса) поражали.

История становления и развития компании Hilton до сих пор является «учебником» и примером для многих. Однако сегодня одной целеустремленности для успешной карьеры мало: нужны не только особые навыки, но и специальное образование.

Согласно законам гостеприимства

В отдельную отрасль индустрия гостеприимства в России выделилась сравнительно недавно. Вплоть до 90-х годов отечественный рынок был закрыт для зарубежных отелей и ресторанных компаний. Перемены, произошедшие в этой области за последние 10-15 лет, изменили отношение потребителей и самих предпринимателей к сфере услуг. Качественно обслуживать клиентов стало выгодно, и спрос на профессионалов по гостеприимству вырос. Последние пять лет эта тенденция сохраняется. И по прогнозам специалистов, к 2010 году только Москве ежегодно будет нужно примерно 200 тыс. специалистов, занятых в сфере услуг.

Казалось бы, учебных заведений достаточно и беспокоиться не о чем: сегодня помимо средних учебных заведений более 90 столичных вузов обучают по специальностям, связанным со сферой гостеприимства (гостиничный бизнес, туризм, ресторанный и клубный бизнес). Программы различаются как по уровню образования (первое высшее, дополнительное, второе высшее, МВА), контингенту слушателей, срокам обучения, так и по содержанию. К сожалению, приходится признать, что сегодня большинство российских вузов, занимающихся подготовкой специалистов в сфере гостеприимства, работают по старым программам и методикам обучения, мало изменившимся с советских времен, к преподаванию не привлекаются профессионалы из бизнеса, и оторванность программ от реальных задач отрасли снижает качество образования.

В нашей стране традиционно принята «школа знаний». Считается, что главная задача вуза — дать хорошую теоретическую подготовку, а уж практическим навыкам студента научат в компании. Однако доучивать сотрудника — довольно дорогое удовольствие, и компании скорее примут на работу специалиста-практика, чем теоретика.

За рубежом, напротив, принята «школа компетенций»: до 70% учебного времени отводится под практические занятия. Например, читается курс по работе на ресепшн, а после студенты обязаны неделю или две отработать на ресепшн в одном из отелей. Справедливости ради отметим, что лучшие российские вузы также стараются вводить практическую составляющую в свои программы, организуют различные тренинги, дополнительные курсы, договариваются с ведущими компаниями о практике для студентов, а кроме того, сотрудничают с зарубежными университетами. В этом случае первые два курса наши студенты обычно учатся в отечественном вузе, после чего на год или два уезжают за рубеж в один из вузов-партнеров, а затем возвращаются и завершают обучение в России.

Попробовать на язык

Еще каких-то 10-15 лет назад учеба в любом из отечественных вузов со специализацией в сфере гостеприимства практически гарантировала молодому специалисту работу в выбранной отрасли. Однако сегодня излишняя «теоретизированность» образования практически лишает выпускников шансов найти хорошую работу. Приход на российский рынок крупных зарубежных компаний, таких как Ritz Carlton, Grand Marriott, Park Hotel Hyatte и других, сильно изменил стандарты, повысив требования к работникам сферы гостеприимства. В крупных отелях все претенденты на работу проходят очень жесткий отбор. Значение имеет буквально все. Вплоть до того, что юношу могут попросить подстричься, а девушку сменить прическу или надеть туфли на каблуках. Рассказать обо всех требованиях в рамках одной статьи практически невозможно (например, стандарты Ritz Carlton занимают почти 50 страниц). Выделим лишь основные.

Знание иностранного языка как необходимое условие успешной карьеры требуется во многих отраслях. Не исключение и ресторанный и гостиничный бизнес. «Знание языка — первое, что проверяют при приеме на работу. Причем традиционного «май нейм из» не достаточно, — говорит Татьяна Мазуряк, зав. кафедрой «Туристский и гостиничный бизнес» Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС». — Необходимо бегло говорить на языке, а главное — знать отраслевую терминологию. Именно поэтому на старших курсах мы преподаем английский как «язык специальности». Есть своего рода глоссарий, которым обязаны владеть выпускники и молодые специалисты. Не зная этого, они не смогут пользоваться современными информационными системами GDS (глобальные компьютерные системы), которыми оснащено большинство отелей».

Если с языком все в порядке, начинают проверять, что же кандидат умеет делать. При этом нужно быть готовым к тому, что в случае приема на работу вы попадете на позицию ниже той, на которую, в принципе, могли бы претендовать. Отчасти это вызвано недоверием к российским сотрудникам (как правило, позиции среднего звена в компаниях с мировыми брендами отдаются экспатам), отчасти провоцируется самими кандидатами. «Российские студенты обычно хотят получить все и сразу, большинство из них в некотором роде "десоциализированы" и плохо ориентируются в ситуации, сложившейся на рынке труда, — объясняет Татьяна Мазуряк. — Например, одному нашему студенту при приеме на работу в Ritz Carlton предложили стартовый оклад 23 тысячи рублей, соответствующий социальный пакет (медицинское обслуживание, страховка и т.д.), ежедневное питание в ресторане отеля за счет компании плюс отпуск — 12 бесплатных ночей в любом отеле этой сети в любой точке мира. А он считает: «Мало». Еще и уговаривать пришлось, объяснять, что для начала это очень даже неплохое предложение. Через полгода, к окончанию пятого курса, его зарплата выросла вдвое».

Кушать подано

В настоящее время в Москве действует 219 гостиниц, но для города этого мало. По словам заместителя мэра в правительстве столицы Валерия Виноградова, сегодня в Москве реализуется программа по строительству гостиниц, рассчитанная до 2011 года. Уже сейчас почти каждый месяц в Москве открывается новая гостиница. Программы по привлечению туристов в столицу, грядущая Олимпиада в Сочи и «Евровидение-2009» — все это способствует увеличению спроса на квалифицированные кадры. И это не только сотрудники отделов ресепшн, бронирования номеров, размещения и т.д. Сегодня существует потребность и, например, в специалистах F&B, отвечающих за организацию питания в гостинице (лобби-бары, мини-бары в номерах, рестораны и конференц-холлы в отелях и т.д.). Стоит отметить, что современные рестораны в гостиницах ничуть не уступают своим известным городским собратьям, а некоторые из них, как например Jeroboam в Ritz Carlton, стали, по мнению экспертов, настоящим украшением ресторанного сообщества.

До недавнего времени сотрудников для ресторанного бизнеса готовили исключительно вузы, ведущие подготовку специалистов сферы гостеприимства в целом, а целенаправленную подготовку кадров для ресторанов компании вели в основном сами. Однако участие в такой программе автоматически подразумевает работу в той же компании (готовить сотрудников для конкурентов никому не выгодно), что не очень удобно, особенно когда нет полной уверенности в правильности выбора профессии или компании.

Открытые программы подготовки менеджеров ресторанного бизнеса также существуют, но большинство из них рассчитаны на обучение людей, уже имеющих высшее образование. Среди слушателей можно встретить как людей, уже работающих в ресторанном бизнесе, так и тех, кто только подумывает о карьере в этой отрасли. Первые по окончании обучения вполне могут рассчитывать на должность управляющего или генерального директора, вторые обычно начинают с позиции хостес, администратора и т.д. «Есть прецеденты, когда ребята, понимая, что у них нет никакого опыта в ресторанном бизнесе, решают пройти все ступени и начинают со стажировок в роли официантов и барменов, — рассказывает Сергей Иванов, руководитель специализации «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» совместной программы компании RMA и Государственного университета управления. — Лишь поработав так какое-то время, поварившись в этом соку и поняв всю структуру взаимоотношений между ресторанными службами на уровне линейного персонала, они начинают движение по карьерной лестнице. Но есть и те, кто приходит на программу, рассчитывая, что полученные знания помогут открыть собственный бизнес».

Театр начинается с вешалки

Лет десять назад большинство российских студентов, желавших работать в сфере гостеприимства, выбирали обучение в зарубежных вузах. Считалось, что только там можно получить образование, которое поможет найти хорошую работу и откроет большие перспективы для карьерного роста. Однако последние три-четыре года все больше выпускников школ предпочитают получать отечественное бизнес-образование (как первое высшее, так и дополнительное), рассчитывая на успешную карьеру в пределах страны.

Впрочем, соискателю даже с самым хорошим профильным образованием все равно, скорее всего, придется для начала побыть белл-меном или хостес: ни одна компания не возьмет сотрудника на более высокую должность без определенной проверки. И тут уж все зависит лишь от ваших личных качеств.

Текст: Наталия КЛИМЕНКО

Источник: point.ru
Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.