франчайзинг |  Май 2015

Бизнес по франшизе: какие трудности ждут ресторатора?

У ресторанного бизнеса по франшизе есть свои подводные камни, а на российском рынке — ряд особенностей, о которых нужно помнить, открывая ресторан. Опытом делится бизнес-консультант Ирина Авруцкая

Бизнес по франшизе: какие трудности ждут ресторатора?
Авруцкая Ирина
Руководитель компании Like4Like Foodservice Strategies Strategies. Куратор направления «Маркетинг» в Novikov Business School
Да, благодаря франчайзингу будущему ресторатору не нужно решать такие задачи, как разработка концепции заведения, подбор помещения, планирование меню. По сути, покупая франшизу, предприниматель приобретает готовый бизнес-план. А, кроме того, если речь идет об известном бренде, нет необходимости тратить средства на раскрутку.

И конечно, сегодня дела во франчайзинговой сфере обстоят лучше, чем несколько лет назад, но сложностей все равно хватает. За рубежом отношения между франчайзером и его партнерами прозрачны, есть определенный пакет документов, регулирующих эти отношения, есть юридическая практика по данному вопросу. То есть человек, купивший франшизу, идет шаг за шагом по четкому сценарию к созданию собственного бизнеса. С момента начала переговоров о покупке франшизы до открытия ресторана обычно проходит всего несколько месяцев, а франчайзи может быть уверен, что владельцы бренда будут поддерживать его столько, сколько будет существовать его проект.

В России все не так просто. Начнем с того, что юридического термина «франчайзинг» в нашей стране не существует. Законодательством предусмотрена лишь коммерческая концессия, форма передачи прав на объект интеллектуальной собственности по коммерческому договору. Она не соответствует франчайзингу в полной мере, не удовлетворяет потребности в полном раскрытии информации, которое обязательно при заключении франчайзинговых сделок, а также не всегда обязует владельца бренда поддерживать франчайзи по всем вопросам. Откровенно говоря, как бы участники сделки ни усложняли существующий у нас договор, заменяющий франчайзинговый, он все равно не сможет полноценно защитить ни одну из сторон. 

Конечно, опыт значит многое, я могу помочь своим клиентам составить договор, максимально защищающий их интересы. И все же изначально стоит выбирать такого партнера, с которым будет комфортно сотрудничать. Можно сказать, что в России франчайзинг — это в первую очередь человеческие отношения. А чтобы понять, как они будут складываться и вообще стоит ли иметь дело с тем или и иным лицом, требуется немало времени. Вот и получается, что в условиях российского рынка запуск франчайзингового заведения может занимать не несколько месяцев, как на Западе, а несколько лет.

Еще одна большая сложность заключается в том, что многие предприниматели, желающие купить франшизу какой-либо известной сети, не учитывают условия ведения бизнеса в том или ином регионе. Это как раз та ситуация, когда деньги и энтузиазм есть, а опыта в ресторанном бизнесе не хватает.

На успешность заведения общественного питания влияет множество факторов. Потенциальные франчайзи или владельцы брендов, к сожалению, часто учитывают только один: уровень благосостояния в том или ином регионе. Да, востребованность проекта может оказаться очень высокой, но это не отменяет других трудностей, с которыми придется столкнуться.

Одна из главных проблем связана с логистикой, условиями перевозки и климатическими особенностями: пока необходимые продукты будут доставлены в ресторан, они могут потерять или изменить свои вкусовые свойства и даже вид, что неизбежно скажется на качестве блюд. Во-вторых, не во всех регионах можно найти квалифицированный персонал, который мог бы поддерживать бизнес-процессы на том уровне, который необходим владельцу бренда. Наконец, в случае возникновения проблем не во все города франчайзер сможет добраться оперативно. И это только небольшая часть проблем, которые могут помешать развитию бизнеса и которые, безусловно, нужно учитывать при покупке или продаже франшизы.

Сегодня идея масштабирования бизнеса с помощью франчайзинговой модели крайне популярна и привлекательна. Очень многие владельцы ресторанных сетей и одиночных заведений приходят ко мне с просьбой разработать предложения по продаже франшизы. Но часто предприниматели думают лишь о раскрутке собственного бренда и о получении роялти, не понимая, какая ответственность перед партнерами ляжет на их плечи.

Очень важно понимать, что создание франчайзингового предложения — это не способ быстро и легко заработать деньги. Скорее это возможность развития и популяризации бренда, возлагающая на собственника очень большую ответственность. И чем интереснее ваш проект, чем больше вы готовы помогать своим франчайзи, тем лучше будет продаваться франшиза, тем более высокую и скорую прибыль она может принести.



Опубликовано:
27/05/2015

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.