персонал |  Январь 2016

10 ошибок при подборе официантов, барменов и поваров

Версия директора и совладельца кадрового агентства HURMA recruitment Екатерины Стародубцевой

10 ошибок при подборе официантов, барменов и поваров
Стародубцева Екатерина
Директор и совладелица кадрового агентства HURMA recruitment

1. ЗАЯВКА НА НЕРЕАЛЬНОГО СОТРУДНИКА


Зачастую у компании нет четких требований (профайла) на будущего кандидата с учетом корпоративных ценностей. К примеру, пятизвездочный отель может взять бармена из молодежного бара только потому, что директору такой ход кажется модным. Но «модный» бармен не найдет общего языка с командой отеля и уйдет.



2. «ДЕШЕВЛЕ НАЙТИ НОВОГО, ЧЕМ «ПОДТЯНУТЬ» СЛАБОГО»


В этом уверены многие владельцы ресторанов. Но давайте посчитаем, сколько стоит новый сотрудник. 24 000 рублей! Сюда входят затраты на рекламу и кадровика, который принимает сотрудника в штат, оформление медкнижки, два комплекта формы, заработная плата стажера и наставника, обучающие материалы: food и drink demo. А если у компании таких замен десять в месяц? 240 000 рублей. Сумма внушительная.

Как оценить шеф-повара на собеседовании?


3. «ВСЕГДА ЕСТЬ ЗАМЕНА»


«С 1995 по 1998 год мы проводили три-четыре групповых собеседования в неделю, на каждое приходили в среднем 20–25 человек. На место официанта могли претендовать 5–6 человек, мы выбирали лучших. Сейчас, чтобы закрыть десять вакансий, мы потратили полтора месяца», — рассказывает Ангелина Джамалова, операционный директор компании «Пицца Хат Сити Ресторантс Москва». Основной поток кандидатов на позицию официанта, повара и бармена — это люди 1992–1993 годов рождения. Сейчас мы переживаем демографический кризис, поэтому с каждым годом все сложнее найти официантов, барменов и поваров.



4. СКУЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ


«Улица 1905 года, Южная, Войковская, Петровско-Разумовская, Коломенская, Фили. В рестораны японской и европейской кухни требуются официанты. Мы предлагаем: оформление по ТК, дружный коллектив, бесплатное питание». Вас такой текст цепляет? Вот именно, никого не цепляет.

Стоит ли в кризис тратиться на персонал?

Когда я занималась подбором персонала для сети баров «Дорогая, я перезвоню», то столкнулась со сложной задачей: по концепции нужны были сотрудники с татуировками. Но как и где таких найти? Ответ был на поверхности. Официант Саша рассказал, что сегодня наконец-то сможет закончить full sleeve из тех чаевых, которые он заработал на смене. Таким образом, оказалось, что целевая аудитория сотрудников бара находится именно в тату-салонах. Мы разместили там объявления о наборе персонала и закрыли вакансии.



5. ПОКОЛЕНИЕ Y И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ


Саше 30 лет, он повар, работает одновременно в нескольких заведениях. Саша симпатичный и образованный, неплохо зарабатывает, любит спорт, ездит за границу. Каждый день размещает в Facebook и Instagram фото своих работ и узнает о новых трендах в еде, вакансиях, знаковых мероприятиях.

 

Для поколения Питера Пена именно соцсети — главный источник информации. Существуют специализированные группы в Facebook, где можно увидеть актуальные предложения на рынке и где пишут на понятном поколению Y языке. Игнорировать — значит быть вне рынка.



6. ТЕЛЕФОННОЕ ИНТЕРВЬЮ


Зачастую по телефону дают неполную информацию о вакансии либо совсем не дают, что существенно снижает поток соискателей. Опытные рекрутеры начинают продавать вакансию уже в момент телефонного разговора.

Незатратная мотивация


7. СОБЕСЕДОВАНИЕ


Один из моих знакомых шеф-поваров долго искал повара холодного цеха, он был ему крайне необходим. Когда же подходящий кандидат с отличным опытом работы пришел на собеседование, случился коллапс: 15.00 — время бизнес-ланча, повалил поток гостей и, соответственно, заказов.

 

Только шеф хотел снять форму и пойти на собеседование, как на раздаче увидел плохо украшенное блюдо, а потом горячий цех перестал справляться с потоком, и пришлось помогать. Так прошло 40 минут. Когда поток гостей схлынул, шеф вспомнил, что его ждет долгожданный повар. Вышел в зал и увидел сидящего за столиком соискателя. Шеф извинился, а в ответ услышал фразу: «Я хотел посмотреть в лицо руководителю, который заставил ждать меня сорок минут», — повар развернулся и ушел.



8. АДАПТАЦИЯ


В ресторанном деле часто применяется принцип: брось на середину озера — всплывет, значит, научится плавать. Много лет назад мы с подругой устроились официантками в кафе «Фасоль» на Гороховой улице в Санкт-Петербурге, тогда это было очень модное место. Наша профессиональная адаптация заключалась в быстром изучении меню, а точнее: знать состав блюд и уметь распределить их на две группы — рыба и мясо.

 

Коллектив там работал долго, мы были новичками, которых не особенно дружелюбно встретили. Администратор занимался с нами мало, мы совершали кучу ошибок. Итог такой: моя подруга ушла в другой ресторан, там ее прикрепили к опытному официанту, она быстро «сдала» меню, освоила стандарты и уже через полгода стала старшим официантом, а еще через год — менеджером. Я отработала в «Фасоли» год и ушла.



9. ОТСУТСТВИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ


Я часто встречаю обиженных кандидатов, которым даже не позвонили после собеседования. А ведь это имидж компании, его очень тяжело заработать и легко потерять.



10. НЕВАЖНЫЙ ИМИДЖ КОМПАНИИ


Если у работодателя скверная репутация на рынке, то, какие бюджеты ни вкладывай в рекламу, закрыть вакансии будет крайне непросто.

 

 

Опубликовано:
13/01/2016

Рекомендуем

Менеджмент

Кто отвечает за будущее?

Большой бизнес требует научного подхода
Рекомендации

Какие отчеты и как смотреть собственнику ресторана для принятия управленческих решений

Правильно разработанный и внедренный финансовый учет на любом предприятии, в том числе и в ресторанном бизнесе – это ключ к успеху
Рекомендации

Как экономить благодаря правильному контролю над финансами ресторана

Важнейшим фактором, определяющим успешность ресторана, является умение грамотно настроить систему управления финансами
Рекомендации

Классовые различия

Меню кондитерских изделий должно четко соответствовать классу заведения
Менеджмент

Всем — профилактика

Важно не бороться с воровством, а заниматься построением таких систем, которые будут носить профилактический характер