Аналитика: Сервис r_keeper составил рейтинг российских городов по количеству ресторанов фастфуда
Как «Эвотор» интегрировал решения r_keeper Lite
Достижения r_keeper: как карантин повлиял на отрасль
Как перевести ресторан в режим доставки и сохранить прибыль?
Ресторанные сети наращивают географию присутствия, но рынок еще далек от насыщения. По данным r_keeper на 12% населения, проживающего в Москве и Санкт-Петербурге, приходится порядка 70% фастфуд-заведений страны. Территориальная диспропорция отрицательно влияет на качество быстрого питания в регионах, но свидетельствует о высоком потенциале для роста. r_keeper составил свой рейтинг городов по количеству присутствия фастфуд-сетей. Лидируют Москва и Петербург, а на третьем месте — Екатеринбург. В числе лидеров — Ростов-на-Дону, Челябинск, Екатеринбург и Самара.
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ
Согласно статистике РБК.Research, две трети соотечественников в активном возрасте (от 18 до 54 лет) периодически посещают рестораны быстрого питания, а 6–8% москвичей делают это ежедневно. А ведь еще 20 лет назад, чтобы отведать гамбургер и фри в McDonald’s, люди готовы были стоять в очереди несколько часов, а о других подобных заведениях вообще ничего не знали. Сегодня крупнейшие сетки McDonald’s, Burger King, Subway, KFC имеют статус международных и известны запоминающимся брендом, надежной репутацией, широким меню и стабильными ценами, за что их и любят россияне. Современный темп жизни диктует свои правила питания: быстро, дешево, вкусно. Модель потребления стала более экономичной, а поток посетителей, переходящих из других форматов в связи с явлениями экономического характера, обеспечивает положительную динамику фастфуду.
Американское движение «за здоровое питание» в нулевых затормозило рост этого рынка в США, но благоприятствовало распространению фастфуда на иностранные рынки, в том числе в Россию; рост продолжался вплоть до кризиса 2008 года и возобновился в 2010. «Регионы охотно перенимали московские тенденции с отставанием примерно на 2-3 года, если говорить о центральной части России, а некоторые регионы отставали от столицы на 5 лет. Умеренные темпы развития обусловлены несформированным спросом, более низкими доходами и соответствующим уровнем жизни, в связи с чем обеспеченность сетевым общепитом российской глубинки до сих пор остается очень неравномерной. Первый McDonald’s восточнее Уральских гор открылся только в 2014 году в Новосибирске. Для сравнения: в Москве это произошло в 1990 году», — отмечает Лана Баду, заместитель генерального директора по стратегическому маркетингу в UCS (компания-создатель сервиса r_keeper).
Город | McDonald’s | Burger King | Subway | KFC |
Общее число точек |
Москва | 238 | 235 | 119 | 242 | 834 |
Санкт-Петербург | 79 | 61 | 57 | 73 | 270 |
Екатеринбург | 13 | 18 | 28 | 12 | 71 |
Ростов-на-Дону | 17 | 6 | 30 | 6 | 59 |
Челябинск | 5 | 6 | 39 | 3 | 53 |
Новосибирск | 8 | 11 | 2 | 23 | 44 |
Самара | 15 | 5 | 8 | 13 | 41 |
Нижний Новгород | 12 | 8 | 4 | 11 | 35 |
Казань | 16 | 6 | 2 | 10 | 34 |
Омск | 4 | 4 | 6 | 13 | 27 |
ИТОГО | 1468 |
Источник: данные сервиса 2GIS на 23.01.18
На ресторанный бизнес заметно влияет местный рынок, привязанный к конкретной локации. «Так, среди самых крупных российских городов, если опустить Санкт-Петербург и Москву, наибольшее количество точек фастфуда зафиксировано в Екатеринбурге (71), Ростове-на-Дону (59) и, как ни странно, в Челябинске(53). В обоих городах (Екатеринбург и Ростов-на-Дону) можно обнаружить значительное преобладание ресторанов сети Subway –28 и 30 точек, в Челябинске – 39 точек Subway. В целом в исследовании учтены данные по четырем крупным сетям — McDonald’s, Burger King, Subway, KFC . В ногу идет развитие фастфуда в Нижнем Новгороде (35), Самаре (41) и Новосибирске (44).
Хорошие показатели в Екатеринбурге – он на третьем месте в России — 71 заведение, причем отмечается преобладание Subway. Последний, как можно заметить по данным статистики, наращивает экспансию в регионы и по некоторым городам обгоняет McDonald’s», — отмечают создатели системы автоматизации ресторанов r_keeper.
Так или иначе, по числу заведений безоговорочно лидирует Москва (834 точки), оставляя далеко позади и регионы, и Санкт-Петербург (270 точек). Явная диспропорция говорит о том, что примерно 70% ресторанов быстрого питания расположены в Москве и Петербурге, в то время как там проживает всего лишь 12% населения страны, что означает огромные потенциалы для роста в регионах.
В региональном разрезе рынок фастфуда можно назвать олигопольным, поэтому проблемы одной компании могут привести к перераспределению рынка среди других сетей. Имеется в виду McDonald’s, который в последние годы привлекает повышенное внимание Роспотребнадзора на фоне стремительного развития его прямого конкурента — сетки Burger King.
Ведущие компании в сфере общепита учитывают мировую тенденцию ориентации на вкусную и дешевую еду и расширяют географию присутствия.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ VS НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Но McDonald’s была не первой сетью быстрого питания в России. Летом 1990 года в Ленинграде в палатках финского бренда Polar продавались гамбургеры, чизбургеры и прочая еда, характерная для фастфуда. После успешного открытия McDonald’s на Пушкинской площади в Москве (тогда за один день заведение посетили 30 тысяч человек) в центре столицы, в ГУМе, открывается ресторан сети «Ростикс», российский аналог KFC. Для западных операторов российский рынок представляет острый интерес, в 1990-е в стране начинают появляться западные пиццерии, в том числе известная всем Pizza Hut, которой все же пришлось уйти в кризисный 1998, а затем вернуться вновь.
Однако в 1995 году появляется первый отечественный конкурент американскому фастфуду — рестораны «Русское бистро». Позднее, в самый разгар кризиса 1998 года, открылась «Крошка-Картошка», а через год – блинная «Теремок». Как и с «Картошкой», россияне с энтузиазмом приняли привычную еду, что обеспечило стремительный рост сети. «Далее в эпоху нулевых никаких громких открытий не последовало, зато американские сети наращивали зоны влияния, задвигая на второй план отечественные проекты. Благодаря популяризации франчайзинга, а также богатой практике ведения бизнеса в США и в Европе, и высокой технологичности процессов. Также люди в России очень любят все иностранное, в то время мы мало думали о локальном и местном продукте и патриотические настроения были не так ярки, как сегодня. В итоге глобальные сети оттеснили российские ресторанные проекты, несмотря на гастрономические предпочтения русских людей (блины и картофель)», — отмечает Лана Баду.
Лучше всех шли дела у тех, кто переждал тяжелые 1990-е годы. Так, в 2004 в Санкт-Петербурге появилась Subway, которая в 2011 году по числу точек обогнала McDonald’s. Сегодня фастфуд-бренду №1 «дышит в спину» относительно молодой игрок — Burger King. Первый ресторан, где мясо готовят на гриле, был приобретен по франшизе совладельцем кофеен «Шоколадница», который и сегодня активно наращивает присутствие бренда на всей территории РФ. Среди развивающихся российских сетей фастфуда стоит отметить «Стардогс», «Робин Сдобин», «Чайная Ложка», «Подорожник», «Вокер», «Тюбетей» и другие, менее широко распространенные проекты.
ПО НАИКРАТЧАЙШЕМУ ПУТИ
Франчайзинг как модель развития бизнеса показал рост даже в период кризиса. По данным NDP Group, 56% российских заведений, продающих фастфуд, открыты по франчайзингу. Только в 2015 году прирост ресторанов по франшизе составил 48%, что говорит о востребованности модели. Похожие цифры называют в РБК.research: на 2016 год из 15 956 сетевых заведений страны почти половина (8336) работают по франшизе. Многие международные сети пересмотрели свои стратегии развития в России и бросили силы на развитие партнерских сетей.
«Порядка 80% ресторанов McDonald’s в мире управляется по франчайзингу, однако в России как франчайзи действуют только 15% заведений бренда. Продажа франшизы — один из удобных сценариев для развития бизнеса, поскольку сокращает расходы на рекламу и последующее развитие точки, кроме того, позволяет получать дивиденды. Многие проекты, такие как «Воккер» и Domino’s Pizza, официально объявили, что планируют расширять присутствие в регионах за счет продажи франшизы», — говорит Лана Баду.
Сдерживающим фактором развития рынка является отсутствие в российском законодательстве закона о франчайзинге. Закон «О франчайзинге» был инициирован еще в 2014 году, однако в 2016 Госдума отклонила проект. На сегодняшний день сделки по приобретению франшизы оформляются договором коммерческой концессии и регулируются главой 54 Гражданского кодекса, где даются лишь общие рекомендации по деятельности франчайзера и франчайзи.
Несмотря на слабую правовую сторону, рынок фастфуда на сегодняшний день является наиболее устойчивым сегментом общественного питания и для регионов представляет собой весомый источник налоговых отчислений.
ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
«Сегодня сети быстрого питания открываются на двух типах площадок: это стационарные заведения и фудкорты (ресторанные дворики) в крупных торгово-развлекательных центрах. Лидером рынка стационарного фастфуда является Subway, на втором месте McDonald’s. Сектор фудкортов интенсивно развивается в крупных городах, где наблюдается дефицит площадей, а ставки аренды на отдельные помещения под кафе очень высоки», — поясняет Лана Баду. Для многих граждан поход в ресторанный дворик в ближайшем торговом комплексе после шопинга стал традиционным семейным отдыхом выходного дня.
Россияне достаточно часто выбирают McDonald’s, что говорит о высокой степени лояльности к американскому бренду. Но основные глобальные конкуренты — KFC, Subway и Burger King не отстают и, применяя франчайзинговые стратегии развития, также активно наращивают розницу, несмотря на неблагоприятную геополитическую ситуацию, отсутствие законодательства и имидж фастфуда как вредной пищи.
Если у вас возникли вопросы к руководству компании UCS, пожалуйста, напишите: pr@nfactory.ru
24/01/2018
По теме
Как «Эвотор» интегрировал решения r_keeper Lite
Достижения r_keeper: как карантин повлиял на отрасль
Как перевести ресторан в режим доставки и сохранить прибыль?