стандарты |  Октябрь 2022

В РФ разработают стандарты качества общепита

В России разработают стандарты качества общественного питания — с 2023 по 2026 год планируется создание или пересмотр 12 ГОСТов

В РФ разработают стандарты качества общепита

Цель инициативы — актуализировать и сформировать новые правила работы в заведениях, доставки блюд, хранения продуктов, чтобы в итоге повысить качество услуг. Сегодня индустрия общественного питания в России не подпадает под техрегулирование, и основную нормативную базу составляют только санитарные нормы и правила, которые устанавливают минимальные требования к безопасности, но не классификацию предприятий, правила оформления меню, информирования гостей и т.д. Пока ресторанный бизнес отнесся к идее скептически: участники рынка опасаются, что стандарты лишат их индивидуальности и создадут дополнительные проблемы в виде штрафов.

Ресторанные стандарты

В России сформируют новые правила и стандарты в области общепита, доставки блюд, хранения пищевых продуктов, рассказали «Известиям» в Роскачестве. Предполагается, что такое регулирование позволит повысить качество услуг. Сегодня в индустрии общественного питания в стране работает много предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством блюд, разнообразием используемого оборудования. При этом отрасль не подпадает под техническое регулирование: основную нормативную базу составляют только санитарные нормы и правила, которые устанавливают минимальные требования безопасности, но не классификацию предприятий питания, требования к меню, правила информирования и т.д., пояснили в Роскачестве.

«В проекте программы стандартизации на 2023–2026 годы планируется создание или пересмотр 12 стандартов в сфере ресторанного бизнеса, доставки продуктов питания, кейтеринга», — пояснил руководитель организации Максим Протасов.

По словам президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, стандарты, по которым сейчас работают на рынке, существуют еще с советских времен.

«Тогда все предприятия принадлежали государству и им контролировались. Сейчас заведения работают по собственным стандартам, что может приводить к недопониманиям с посетителями. Поэтому нужны новые правила работы для всего ресторанного рынка», — считает он.

На базе Роскачества уже создан соответствующий технический комитет, отметили в организации. Заявки на участие в нем уже подали порядка 20 компаний и ассоциаций отрасли. Его председателем назначен Игорь Бухаров.

На опасениях

Опрошенные «Известиями» рестораторы пока скептически отнеслись к инициативе. Они опасаются, что введение новых стандартов негативно повлияет на бизнес, лишив заведения уникальности, а несоблюдение правил может быть чревато штрафами.

«Никаких проблем со стандартами у индустрии нет. Качество услуг не повышается техническим комитетом, оно повышается качественными продуктами, нормальным деловым климатом, обучением сотрудников и естественным развитием конкуренции на рынке, что возможно в ситуации, когда предприниматели уверены в завтрашнем дне. Очень жаль, если в дополнение к уже существующим сейчас очевидным сложностям эта инициатива добавит бизнесу вместо помощи дополнительную статью для сбора штрафов», — сказала «Известиям» основатель сети «Андерсон» Анастасия Татулова.

В Роскачестве «Известиям» пояснили, что в России применение всех стандартов — это добровольная мера, кроме случаев, определенных 162-ФЗ («О стандартизации в РФ»).

«Сейчас отрасль общественного питания руководствуется СанПином 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания», а также методичками и рекомендациями по осуществлению производственного контроля для общепита», — сказал «Известиям» гендиректор «Шоколадницы» Олег Подгорный.

«Для каждого предприятия ведется производственный контроль с элементами HACCP (система, предназначенная для выявления, анализа, контроля и управления рисками при изготовлении пищевой продукции), где сам владелец определяет критические контрольные точки и меры для снижения рисков. Для рестораторов это основа и фундамент в части гарантии качества блюд и напитков», — уточнил он.

«Какая-то дополнительная мера по стандартизации общественного питания на данный момент не нужна, достаточно тех, которые уже применяются. У каждого заведения своя кухня, концепция, основа, и условно усреднить скорость обслуживания в ресторане быстрого питания и, например, в классическом с моноконцепцией — не очень правильная и нужная идея», — поделился мнением Олег Подгорный.

По его словам, существующая сегодня база и фундамент регулирования рынка гарантируют потребителю качество и безопасность блюд.

«Чем меньше регламентов в общепите — тем лучше», — согласен гендиректор Black Star Foods, основатель Free Dog и Free Pizza Юрий Левитас.

«У нас рыночная экономика и всё, что не касается жизни и здоровья людей, должен регламентировать рынок. Его участники сами повышают качество в конкурентной борьбе и не нуждаются в помощи», — сказал он.

«Собрать представителей бизнеса, чтобы обсудить действующие стандарты работы отрасли — это нормальная идея, считает основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров. Но вносить новые правила — спорная инициатива», полагает он.

В Роскачестве же уверены, что есть ряд вопросов, связанных с передачей информации для потребителей, а также стандартизацией подходов к терминологии услуг. Например, есть запросы от представителей ресторанного бизнеса на стандартизацию винных карт (указание не только названия, но и сорта винограда, терруаров), от отрасли туризма — на стандартизацию общеизвестных терминов «всё включено», «шведский стол» и других. Также становятся популярными сервисы по доставке продуктов питания, однако важна стандартизация информации по правилам, условиям и времени доставки, основаниям для отказа приема заказа и т.д., считают в Роскачестве.

Источник: Известия


Опубликовано:
05/10/2022

Рекомендуем

Новости

Как зайти в проект на раннем этапе

В следующем году в Петербурге появится новая ресторанная улица
Новости

Как летние кафе влияют на средний чек

Власти Петербурга продлили действие упрощённой схемы выдачи разрешений, которая действовала ещё во время пандемии
Новости

Сеть внутри сети

Торговая сеть «Перекресток» планирует удвоить сеть кафе внутри магазинов в 2023 году, чтобы кафе охватили две трети числа магазинов
Новости

Что выбирают посетители

Рынок кафе и ресторанов в России за последнее время заметно просел. Количество посетителей и броней снизилось, что заставило рестораторов обновить меню и перейти на более демократичный формат, чтобы удержать позиции
Новости

В «Токио Рамен» упаковали не только рамен, но и франшизу…

За 2022 год популярная московская сеть японских лапшичных «Токио Рамен» удвоила число своих точек, выполнив план развития
Новости партнеров

Объявлен shortlist премии «Лучшие в индустрии» в номинации «Шеф года»

«Лучшие в индустрии» — ежегодная профессиональная премия вручается с 2019 года. Уникальность этой премии в том, что стать лауреатом и попасть в Зал славы «Пальмовой ветви ресторанного бизнеса» можно только один раз