Свободных площадок для рестораторов становится больше
Хотя торговые центры строятся неторопливо
Инга Микаелян: «Насколько сильным с начала СВО было падение рынка в России, нами будет оценено к лету 2023 года»*
Где сейчас в России развивается ресторанный бизнес
«Ресторанные» города страны
С начала года в Москве не было открыто ни одного торгово-развлекательного комплекса – сроки ввода большинства проектов в Москве и Московской области отложены на 2–3 месяца, сообщает Cushman & Wakefield. По мнению аналитиков такая ситуация сложилась впервые с 2007 года.
Согласно прогнозам торговые центры, анонсированные к вводу в 2016 году, будут открываться с высоким уровнем вакансии, несмотря на то, что количество подписанных договоров аренды обычно выше, чем количество фактически открытых магазинов. Доля свободных помещений в этих ТЦ составит 35–40%. Они будут постепенно заполняться в дальнейшем.
На данный момент арендаторам предоставлены льготные условия по валютным договорам аренды, фиксирующие платежи в рублях. В 2015 году по существующим договорам подписаны краткосрочные соглашения, фиксирующие ставки в национальной валюте. В новых проектах – договоры в валюте единичны, почти уникальны.
В I квартале 2016 году в России (не включая Москву и Московскую область) было открыто 4 ТЦ с торговыми площадями около 205 тысяч кв.м. Часто девелоперы открывают объекты в несколько очередей.
Прослеживается тенденция перехода от строительства крупномасштабных проектов к торговым объектам меньшего размера. Так, средний размер существующего торгового центра составляет 36 174 кв. м, строящегося в 2016 году – 31 110 кв. м. 50% торговых площадей, запланированных к открытию, приходится на города с населением менее 1 млн человек. В связи с высокой насыщенностью торговыми площадями в городах-миллионниках, четверть планируемых к вводу площадей в 2016 г. – это новые фазы существующих торговых объектов.
Если в прошлом году говорили о том, что рынок девелопера превратился в рынок арендатора, то сейчас все внимание обращено на потребителя. Снижение денежной массы, перераспределяемой между форматами и категориями операторов, при консервативном сценарии может привести к росту уровня свободных площадей в ТЦ в результате сокращения торговых точек сетевых операторов, а также открытия новых объектов с высокой долей свободных площадей. В этой ситуации активными будут оставаться крупноформатные игроки и продуктовые сети.
25/04/2016
По теме
Где сейчас в России развивается ресторанный бизнес
Как ведут аккаунты в Instagram рестораны с доставкой? 2018 vs 2020