Стрит-ретейл. Трансформация
Московский рынок стрит-ретейла переживает масштабную трансформацию
Эксперт Котюсов рассказал об изменении трендов в ресторанном бизнесе
Крупные ресторанные сети переведут средства пострадавшим в «Крокусе»
Региональные тренды — 2024
За последние несколько лет в центре города почти полностью сменился пул основных арендаторов. Меняются не только главные игроки, но и топ востребованных форматов, а также спрос на торговые помещения. В числе прочих факторов на это оказали влияние:
- запрет парковки,
- расширение тротуаров,
- превращение ряда улиц в пешеходные,
- повышение арендных ставок.
Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ретейла компании Colliers International, называет главным трендом осени то, что пустые объекты с высокими ставками занимают арендаторы продуктового ретейла и сдают в субаренду другим компаниям. При этом они «нарезают» площадь на небольшие пространства: в одном помещении могут одновременно работать несколько проектов. Это помогает небольшим игрокам, которые прежде размещались в спальных районах, выйти в центр города.
В компании Knight Frank замечают, что мелкая нарезка позволяет увеличить доходность помещения за счет повышения арендных ставок. При этом тенденция характерна не только для центра Москвы, но и для мест с хорошим пешеходным трафиком (например, у метро) в спальных районах в пределах ТТК.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ирина Козина, заместитель директора направления стрит-ретейл Knight Frank, о том, почему супермаркеты уходят на окраины.
Большие супермаркеты уже почти полностью исчезли с рынка московского стрит-ретейла, переквалифицировавшись в более компактные форматы. Гипермаркеты размещаются в основном в новых жилых кварталах или бизнес-центрах за пределами центра Москвы. Это вызвано тем, что в центре города нет нового строительства подходящего формата, а в старом фонде просто не осталось вакантных помещений такого размера. Более того, почти во всех центральных районах в старых домах уже открыто несколько маленьких или стандартных супермаркетов, поэтому конкуренция здесь крайне высока. Большой гипермаркет вряд ли сможет привлечь клиентов, уже привыкших делать покупки в определенном магазине. В новом фонде за пределами Садового кольца и ТТК стараются предусмотреть площади от 0,5 тыс. до 1,5 тыс. кв. м, и супермаркеты готовы их рассматривать, особенно с учетом невысоких арендных ставок.
КОМПАНИИ «ДЕЛЯТСЯ» МЕСТОМ
Для сокращения издержек от аренды, а также в расчете на синергию компании готовы делить арендуемое пространство. Старший директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Зульфия Шиляева называет в качестве примеров коллабораций:
- Starbucks и банк «Открытие»,
- Cofix и Теле2
ОБЩЕПИТ ДЕШЕВЕЕТ
Рестораторы все чаще делают ставку на доступные форматы: небольшое помещение площадью 150–200 кв. м, демократичное меню со средним счетом 1–1,5 тыс. руб., простой и функциональный интерьер.
Экономическая ситуация задала тенденцию на снижение ценового сегмента. Кроме того, на столичный рынок общепита сильно повлияло появление фудхоллов (например, «Депо») и фудмаркетов. Благодаря высокой посещаемости окупаемость таких проектов выше, чем у традиционных ресторанных форматов.
РАСТЕТ СЕГМЕНТ КОФЕЕН «ОДНОЙ ЦЕНЫ»
В третьем квартале 2015 года в центре города насчитывалась 101 кофейня, а осенью 2019-го — уже 141, подсчитали эксперты компании Colliers International. При этом наиболее активно развиваются кофейни «одной цены». В таком формате работают, например, Cofix и OnePriceCoffee. «У таких операторов, как правило, нет особых технических требований к помещению, и они арендуют площади с высокими ставками. Подобные заведения сегодня очень популярны и ежедневно обслуживают многотысячные потоки клиентов», — отмечают в Knight Frank.
Источник: РБК
13/12/2019
По теме
Эксперт Котюсов рассказал об изменении трендов в ресторанном бизнесе
Крупные ресторанные сети переведут средства пострадавшим в «Крокусе»