санитарные нормы |  Август 2019

Скоропортящийся бизнес: история ЗОЖ-стартапа, заразившего 17 москвичей сальмонеллезом

Роспотребнадзор начал расследование отравления 30 офисных сотрудников едой из вендинговых автоматов компании Healthy Food.

Скоропортящийся бизнес: история ЗОЖ-стартапа, заразившего 17 москвичей сальмонеллезом

К 16 июля за медицинской помощью обратились 28 человек, 17 из них госпитализировали с предварительным диагнозом «сальмонеллез». Компания, совладельцем которой является известный фанатик здорового питания, экс-владелец «Уралсиба» Николай Цветков, с самого начала сделала ставку на продажу блюд из скоропортящихся продуктов, хотя ее основателей от этого и отговаривали.

Суть претензий. После массовых обращений пострадавших, которые рассказали о покупке продукции из автоматов Healthy Food, Роспотребнадзор провел проверку в производственном цеху компании. Там обнаружились многочисленные нарушения. Среди них — неисправные холодильники, просроченная продукция и неподписанные продукты, намеренное продление сроков годности и маленькие помещения, которые не соответствуют объему выпускаемой продукции.

  • Ведомство опечатало цех и кафе Healthy Food в торговом центре «Афимолл Сити» и закрыло 15 вендинговых автоматов Healthy Food, расположенных в офисах и фитнес-центрах в Центральном, Западном, Северном и Юго-Западном административных округах.
  • Компания пока не признает свою вину в отравлениях, но приостановила отгрузку еды в автоматы и начала масштабную проверку производства и сырья с участием независимых экспертов. «Фактов, связывающих нашу продукцию с отравлениями, нет», — сказал основатель компании Дмитрий Пронин.
  • На автоматах компании сегодня появилось подписанное им письмо, в котором Пронин сообщил клиентам, что «в процессе работы производственной компании выявлен факт поставки сырьевых компонентов, не соответствующих требованиям санитарной безопасности». «Мы всегда строили наши отношения с клиентами на ключевой ценности — Доверии. <…> Вчера вечером принято решение о приостановке производства и проверке качества сырья», — пишет Пронин.
Скоропортящийся бизнес. Бывший управляющий девелоперскими проектами банка «Уралсиб» Дмитрий Пронин открыл первое кафе здоровой еды Healthy Food в 2009 году. На старте его партнером стала Мария Колосова, работавшая вместе с Прониным в «Уралсибе», владелец которого Николай Цветков был фанатиком здорового образа жизни. Позже, в 2017 году, совладельцем Healthy Foods стал и сам Цветков, который к тому моменту уже два года как лишился банка. Сейчас сеть насчитывает более 20 кафе и 200 вендинговых автоматов в бизнес-центрах по всей Москве.
  • Бизнес с самого начала строили на принципах правильного питания: полезные блюда из свежих продуктов без усилителей вкуса и других добавок. «Когда мы решили запустить сеть вендинговых аппаратов, нам часто говорили, что построить рентабельный бизнес с продуктами сроком годности в два-три дня не получится», — рассказывал Пронин «Ведомостям». Но партнеров это не остановило.
  • Первое кафе Healthy Food открыли в бизнес-центре «Крылатские Холмы» с 10 тысячами сотрудников компаний-арендаторов. Чтобы не арендовать кухню, производственный цех организовали в московской квартире Колосовой: вложили 400 тысяч рублей в перепланировку, купили вторую плиту, два холодильника, стеллажи и наняли повара из местного детского сада. Продукты не жарили, а запекали или отваривали, соусы готовили из соков ягод, фруктов и оливкового масла, отказались от соли, сахара, консервантов и ароматизаторов. Средний чек решили держать на уровне фастфуда — 150–200 рублей.
  • В первый год проект потребовал около 10 млн рублей инвестиций, а прибыли в 200 тысяч рублей в месяц, которые приносили две первые точки, на расширение не хватало. Тогда Пронин продал часть своих акций «Уралсиба», автомобиль Lexus и часы Patek Philippe за $20 000, а его жена — ту самую квартиру. В дополнение к этому стартаперы набрали «потребительских кредитов под бешеные проценты, по некоторым я расплачиваюсь до сих пор», — рассказывал Пронин РБК год назад. После этого компания начала открывать несколько кафе в год, но каждое пятое заведение приходилось закрывать.

В 2011 году Пронин и Колосова запустили новый формат в рамках своего проекта — вендинговые автоматы со здоровой едой. «Коронным блюдом в автоматах стали сырники — их у нас было 22 вида. Я подумал: а почему бы вредные перекусы вроде шоколадных батончиков и чипсов не заменить на здоровые, из натурального зернового творога?» — вспоминал Пронин.

  • Партнеры решили, что зайти с аппаратом в офисный центр гораздо проще, так как ему необходимо от силы 1 кв. м площади.
  • С жалобами на свежесть еды в компании решили работать так: «Сначала проверяем температуру в аппарате на всех полках, потом выясняем, как оценивалось качество продуктов при приемке от поставщиков, дальше предлагаем недовольному клиенту компенсацию в виде нашей продукции», — рассказывала Колосова. Жалоб было немного, говорила она.
  • В 2017 году, уже без Колосовой, которая вышла из проекта, Пронин запустил еще один формат — «станции здорового питания» без кассиров. Бизнесмен придумал проект в рамках курса «Практикум для директоров» в бизнес-школе «Сколково», за который отдал 1 млн рублей.
  • По сути автоматы Healthy Food — витрина-холодильник, где еду можно взять самостоятельно, заплатив за блюдо с помощью терминала (оплата — целиком на совести покупателя). Их решили размещать в офисах крупных компаний. «Доверие — это новая валюта. В моем идеальном мире деньги заменит индекс доверия: чем он у человека выше, тем больше благ он сможет получать», — рассказывал Пронин. Только софт и производство первых двух станций обошлись Пронину в 2 млн рублей.
  • Первая станция заработала в системном интеграторе Positive Technologies, вторая — в офисе банка «Открытие», третья — на территории системного интегратора BSS. Каждая новая точка требовала 500 тысяч рублей.

За 2017 год совокупный бизнес Healthy Food принес Пронину, по его собственному признанию, больше 200 млн рублей выручки и около 30 млн рублей прибыли.

Анна Коваленко
THE BELL

Опубликовано:
06/08/2019

Рекомендуем

Новости

PIR EXPO Awards определила ключевые новинки и инновационные продукты и решения для индустрии HoReCa

PIR EXPO Awards – первая профессиональная премия новинок и инноваций для индустрии HoReCa.
Новости партнеров

Онлайн сервис – Ironsed совместно с r_keeper

Дополнительная аналитика для заведений
Новости

Кофе NESCAFÉ в новом формате

Nestlé Professional представил всемирно известный бренд кофе в формате рынка питания вне дома: NESCAFÉ Out of Home
Новости

Mutti — бренд №1 в Италии

Продукция из 100% итальянских томатов, обеспечивающая вашим блюдам настоящий вкус
Новости

Без границ. «Ресторанные ведомости» на PIR EXPO 2019

Информационная группа «Ресторанные ведомости» в этом году показала особенно успешные результаты
Новости

«Росинтер Ресторантс» присоединился к международному движению MEATLESS MONDAY

и вводит скидку на доставку блюд без мяса по понедельникам