доставка |  Май 2020

Как повлияла пандемия на рынок экспресс-доставки?

Российский рынок продуктового онлайн-ритейла находится в стадии активного роста

Как повлияла пандемия на рынок экспресс-доставки?

Испытывающий резкий рост благодаря самоизоляции граждан рынок экспресс-доставки продуктов питания по итогам 2020 года может увеличиться с 0,7 млрд до 30 млрд руб., прогнозируют в компании «Infoline-Аналитика». Основной его объем обеспечат X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и др.), «ВкусВилл», «Яндекс.Лавка» и «Самокат». Хотя популярность услуга начала набирать усилиями в первую очередь интернет-сервисов, в дальнейшем инициативу могут перехватить крупные игроки из офлайн-ритейла, не исключают эксперты.

Рынок экспресс-доставки продуктов (в течение часа) по итогам 2020 года вырастет до 30 млрд с 700 млн руб. годом ранее, следует из отчета «Infoline-Аналитики» (есть у “Ъ”). Весь рынок онлайн-продаж в сегменте FMCG (товаров широкого потребления), как следует из отчета, в прошлом году составил 40 млрд руб., а по итогам 2020-го достигнет 135 млрд руб. По итогам первого квартала наибольший оборот онлайн-заказов в этой категории продемонстрировал Ozon — 6,1 млрд руб. при росте на 170% к аналогичному периоду прошлого года (см. инфографику). Наибольший рост в процентах показал «Сбермаркет» (ранее — Instamart), чей оборот вырос на 500%, с 260 млн до 1,49 млрд руб.

ekspress-dostavki2.jpg

В апреле в условиях самоизоляции граждан ряд участников рынка смогли показать результаты, сопоставимые со всем первым кварталом, свидетельствуют данные самих компаний и расчеты аналитиков. Так, оборот «Сбермаркета» за месяц составил 1,5 млрд руб., «Яндекс.Лавки» — 900 млн против 800 млн руб. в первом квартале, «Самоката» — 850 млн против 800 млн руб. По словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в апреле «Яндекс.Лавка» впервые смогла обойти «Самокат» по обороту. Кроме того, ее средний чек на 150 руб. выше, чем у конкурента. Среди компаний, оценку показателей которых аналитики делали самостоятельно, Ozon в целом согласен с результатами, «Самокат» не подтвердил их и не опроверг, в «Яндекс.Такси» (управляет «Яндекс.Лавкой») назвали оценки адекватными. В «Утконосе» сообщили, что данные аналитиков в целом отражают ситуацию на рынке.

По оценке «Infoline-Аналитики», по итогам 2020 года 95% рынка вместе с «Яндекс.Лавкой» и «Самокатом» поделят X5 Retail Group и «ВкусВилл». В дальнейшем сегмент продолжит динамично расти, в том числе за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, в первую очередь в городах-миллионниках, прогнозируют аналитики.

Михаил Бурмистров видит самый большой потенциал в сфере экспресс-доставки продуктов у X5 Retail Group. «На базе "Пятерочки" они могут быстро разворачивать dark store (магазины, работающие только на доставку.— “Ъ”) и масштабировать бизнес в регионах»,— ожидает он. Также сильные позиции на этом рынке будут у «ВкусВилла» и «Магнита», в руководство которого недавно перешли сразу несколько топ-менеджеров онлайн-ритейлера Lamoda, ожидает эксперт. При этом разные модели работы сервисов доставки продуктов — доставка через несколько часов и экспресс-доставка — будут сближаться.

Российский рынок продуктового онлайн-ритейла находится в стадии активного роста, поэтому все ключевые игроки сфокусированы на общем увеличении объемов и своей доли, констатирует директор отдела инвестиций и рынков капитала KPMG в России и СНГ Алексей Богданов. При этом для сравнения компаний корректно использовать общий объем оборота товаров, так как некоторые компании также оперируют по модели маркетплейса и учитывают в выручке только сервисный платеж за использование своего канала продаж, а не полную стоимость заказа, отмечает он. По словам господина Богданова, инвесторы таких проектов также уделяют особое внимание динамике привлечения и удержания пользователей и анализу юнит-экономики на один заказ. Это ключевые показатели для участников рынка, соглашается директор Фонда развития интернет-инициатив по работе с портфельными компаниями Сергей Негодяев. Кроме того, для сохранения лояльности потребителя важен клиентский опыт, а сейчас далеко не все клиенты довольны сервисом таких компаний, добавляет он.

В целом рынок будет расти, а интерес инвесторов к нему сохранится, уверены собеседники “Ъ”. Управляющий партнер Altair Capital Игорь Рябенький говорит, что фонд продолжает смотреть на новые компании в этом сегменте, оценивая рост клиентской базы и потенциал заработка с каждой точки и каждого клиента в сервисе. По мнению инвестиционного менеджера фонда FoodPro.tech Анны Гишко, победителем на рынке станет тот, у кого сойдется юнит-экономика, кто лучше всего знает клиента и сможет сделать его лояльным, снижая затраты на привлечение новых, а также тот, кто сформирует оптимальную ассортиментную матрицу и лучше других будет работать с категорией свежих продуктов.

Источник: КоммерсантЪ


Опубликовано:
13/05/2020

Рекомендуем

Новости

Как индустрия общественного питания двигается по пути  цифрового обновления

Рестораны размещают киоски самообслуживания, которые обеспечивают бесконтактное обслуживание на месте с соблюдением социального дистанцирования и прочих санитарно-эпидемиологических мер
Новости

Какие способы нашли рестораторы для решения конфликтов с недовольными жителями

Российские рестораны терпят огромные убытки из-за противоречий и конфликтных ситуаций с жителями
Новости

Как компания Coca-Cola поддержит ресторанный бизнес

В 50 странах мира, включая Россию, стартует долгосрочная комплексная кампания, задачи которой помочь людям открыться новой реальности и поддержать пострадавший во время пандемии ресторанный бизнес
Новости

Где в Москве открывается крупнейший Фуд-холл

Первый проект компании Zemskiy Group, который открывается после карантина
Новости партнеров

Компания Paulig открыла первую собственную кофейню в центре Москвы

Открывая собственную кофейню, компания Paulig усиливает своё присутствие на российском рынке
Новости

Как повлиял кризис на продуктовые инновации

Масштабный кризис ресторанного рынка вынудил отказываться от ряда идей, на которые совсем недавно делалась ставка