Второй ресторанный практикум — "Гости навсегда" состоится 15 и 16 февраля. А уже сегодня его эксперты делятся своими мнениями по актуальным вопросам ресторанного бизнеса...
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОСТЬ Крис ТАРА-БРАУН, Основатель компании Traveler’s Coffee
— Поделитесь вашим рецептом успеха компании Traveler's Coffee на российском рынке. — Компания Traveler's Coffee была основана в 1997 году с единственной целью – предложить гостю в каждой чашке, кофе самого лучшего качества. Меня вдохновила концепция "68-ми рук" (это то количество рук, через которые проходят кофейные зерна, прежде чем попасть в чашку к любителю кофе). Это и стало основой стиля и духа компании. Вдохновение качеством – это важно. Однако не надо забывать, что Traveler's Coffee компания, которая всегда была открыта новым технологиям. С самого начала корпорация Traveler's Coffee имела в собственности кофейни, продавала свой кофе, сопутствующие материалы другим компаниям. С некоторых пор большое число людей обращались к нам с просьбой о приобретении ключевых технологий нашего бизнеса, обучения персонала, меню. Таким образом, в 2006 году появилась система франшизы Traveler's Coffee. На протяжении всех лет, с момента основания компании мы уделяем самое пристальное внимание качеству нашего продукта. Я считаю, что управление качеством – это постоянный, неустанный труд. Качество и свежесть кофе – это наша миссия. Вот почему каждый день мы слышим от наших гостей "Самый лучший кофе – это Traveler's Coffee".
Дмитрий НЕСТЕРЕНКО , управляющий сети ресторанов "Море суши", Gamberi, London Grill
— Что определяет личную эффективность управляющего? — Прежде всего способность быть хорошим учителем для своих подчиненных, настраивать их работать на результат. Помните, как это было в институте: если преподаватель интересен, харизматичен, студенты не пропускают его лекции. И не потому, что за прогул накажут. Этот человек меняет их жизнь, открывая путь к знанию, у студентов появляется желание самим более тщательно изучать предмет — значит преподаватель смог достучаться до своих учеников.
Сергей ГОРБУНОВ , управляющий директор Ассоциации ресторанов "Веста-центр Интернешнл"
— Как привлечь и удержать хороших сотрудников, поднять престиж профессии официанта? — Время требует от нас, рестораторов, выходить на новый уровень отношений с персоналом. Для того чтобы набирать интересных, ярких профессионалов, компания сама должна быть интересной и привлекательной для соискателей. Что это значит? Прежде всего все сотрудники компании должны понимать ее миссию. Руководству следует заботиться о персонале, создавая комфортные условия труда, проводить работу по командообразованию и решению конфликтных ситуаций внутри коллектива. И, конечно, обеспечивать возможности для профессионального и карьерного роста: проводить различные конкурсы, поощрять лучших, оплачивать получение сотрудником дополнительного образования. Такую политику можно назвать WinWin — выигрывают все участники: компания получает лояльного профессионального сотрудника, выросшего в коллективе, а тот в свою очередь — возможность заниматься любимым делом и больше зарабатывать. Уверен, что в тех ресторанах, где руководство относится к официантам как специалистам, от которых во многом зависит успех бизнеса, престиж этой профессии не вызывает ни у кого сомнений. Мы находимся на правильном пути. Рынок становится профессиональнее год от года, и это не может не радовать!
Сергей МИРОНОВ , руководитель агентства "РестКонсалт"
— Какие ниши и ресторанные концепции сегодня наиболее перспективны в Москве и регионах? — В Москве с ее 14-миллионным населением работают около 4,5 тысячи кафе и ресторанов. Для сравнения: в Нью-Йорке (население — 18 млн) их около 25 тысяч, плотность заведений питания в крупных городах Европы еще выше. Так что расти есть куда. В данный момент наш рынок близок к насыщению только в дорогом сегменте, но и там спрос начнет расти, когда экономическая ситуация выровняется окончательно. В остальных сегментах потенциал для развития еще очень велик.
Сергей ЦЫРО , президент Барменской ассоциации России
— Контроль персонала — как сделать его эффективным? — Контроль вечен в любом бизнесе. Вы ставите задачу, проводите инструктаж. Получите ли вы сразу ожидаемый результат? Едва ли. Разные люди воспринимают одни и те же слова по-разному. Допустим, я нанял опытного бармена с хорошим послужным списком. Вероятно, он профессионал, и тренировать его делать простейшие вещи смысла нет. Вот только в разных ресторанах, городах и странах один и тот же заказ может исполняться по-своему. Например, заказав коктейль "Маргарита" в любом из ресторанов Москвы, вы почти наверняка получите не совсем то, что ожидали. Вероятнее всего, приготовят вам не классическую, а "фр-р-розен Маргариту". Ладно еще, если на дворе лето, а если зима и "фрозена" и без того достаточно!.. Понадеялся руководитель на опыт бармена, не проконтролировал его — потерял клиента. Таких маленьких деталей очень много, и предусмотреть все заранее невозможно. Если же контролировать процесс, недостатки будут замечены и устранены. Мне очень нравятся всякие технические инновации, веб-камеры, например. Присматривать из дома за работниками в своем баре намного легче, чем торчать весь день за стойкой, вдыхая дым сигарет с ментолом и «долю ангела» из большого количества бокалов. Да и картина получается более близкой к реальности, ведь в присутствии владельца и в его отсутствие работники ведут себя по-разному. Умный контроль — основа мудрых организационных решений.
Алексей АФАНАСЬЕВ, start-up менеджер ресторанно-гостиничных предприятий, генеральный директор Aquarium Hotel
— До какого предела следует соблюдать в ресторане правило «Клиент всегда прав»? — Авторство этой фразы приписывается сразу двум известным и достаточно харизматичным бизнесменам — Гарри Гордону Селфриджу и Цезарю Ритцу. Один из них основал знаменитую торговую сеть, другой — гостиничную. Кто из них первым сказал: «Клиент всегда прав», доподлинно неизвестно. В любом случае это был хороший маркетинговый ход. Но следует подчеркнуть, что клиентами Selfridges&Co и Ritz-Carlton были обеспеченные и очень хорошо воспитанные люди. Возведение этого лозунга в принцип на современном предприятии может привести к тому, что, сталкиваясь с клиентом неплатежеспособным, правонарушителем и/или человеком с явным нарушением психики, сотрудники каждый раз будут оказываться в тупике. Другой лозунг — "Любой каприз за ваши деньги" — тоже может привести к двусмысленным ситуациям. Поэтому наши предприятия работают по негласному закону: мы вас ценим и любим, если вы уважаете наши правила.
Константин ИВЛЕВ , шеф-повар, управляющий ресторана White Rabbit и сети тратторий "Лучано"
— Что является главным в успехе ресторана? — Как повару, мне хочется сразу заявить: кухня, качество пищи. А как управляющий, я уделяю огромное внимание обслуживанию. Потому дам оценку 50/50. Не "вытащить" ресторан даже с очень хорошей кухней, если сервис на нуле. Идеально, когда они находятся в гармонии и нет явного "перекоса". Потому столь важна совместная работа шеф-повара и управляющего в едином ключе. Именно этот вопрос — как сделать из шеф-повара и управляющего союзников вопреки их извечной конкуренции — и станет темой моего выступления на ресторанном практикуме "Гости навсегда". Приходите!
Оборот рынка пекарен в России в 2023г. вырос на 10% год к году, до 124 млрд руб. Об этом со ссылкой на данные исследовательского холдинга «Ромир» сообщает Forbes.
Роскачество надеется, что ГОСТ для винной карты в российских ресторанах и кафе, который в том числе зафиксирует, какая доля должна быть отведена под отечественное вино, будет принят до конца третьего квартала текущего года.