Российский рынок общественного питания. Факты и цифры
Оборот рынка общественного питания в России по итогам I квартала 2011 года достиг 60,9 млрд рублей, превысив аналогичный показатель прошлого года на 3,3%. В то же время, по итогам 2010 года, весь оборот ресторанного рынка России составил 768 млрд рублей, что на 1,4% больше аналогичного показателя 2009 года.
Более двух третей рынка общепита приходится на международные сети. |
При этом более двух третей рынка приходится на международные сети общепита. Так, сегодня на российском рынке общественного питания присутствуют около 30 международных сетей. "Интерес иностранных сетей к российскому рынку общественного питания не снижается и на современном этапе развития рынка, что говорит о его высокой привлекательности, - отмечает генеральный директор компании ITE Александр Шталенков. - Так, в 2010 году на российском рынке появились такие крупные иностранные бренды, как Burger King и Dunkin' Donuts.
Среди международных сетей, присутствующих на российском рынке, лидером остается McDonald's . По оценкам аналитиков, на территории России по состоянию на конец I квартала 2011 года действовали около 276 ресторанов этой сети. На втором месте расположилась сеть Baskin-Robbins, в управлении которой находятся около 246 заведений. В тройку лидеров среди международных сетей по количеству заведений также входит Subway, который за последние три года увеличил число сетевых заведений, расположенных в России, с 41 до 185 точек.
При этом аналитики Research ожидают, что оборот рынка общественного питания России в 2011 году превзойдет докризисный уровень, а к 2012 году он превысит рекордную сумму в 860 млрд рублей.
"Ситуация в этой сфере в целом улучшается, однако некоторые заведения общепита по-прежнему работают на грани рентабельности, - отмечает Александр Шталенков. - К тому же оборот в отрасли растет в том числе за счет высокой инфляции, которая отражается на резком росте цен продуктов питания. Натуральные показатели, конечно, тоже постепенно увеличиваются, но бурного роста здесь не будет. Однако бизнес не может переложить резко возросшие цены на потребителей. Поэтому он вынужден сдерживать рост цен за счет своих издержек. Тем самым уменьшается рентабельность, но привлекаются новые клиенты". Эксперт считает, что сейчас возвращается интерес к среднему сегменту общепита. По его словам, это уже видно в столицах, а регионы запаздывают на полгода-год.
"Действительно, серьезный рост наблюдается в основном в среднем ценовом сегменте, - поддержал коллегу Сергей Миронов . - В заведениях премиум-класса особых изменений не наблюдается. Рестораны необоснованно открываются и закрываются в огромных количествах. Часть заведений увеличила прибыль, кто-то вернул потерянное, но многие реально упали и до сих пор существуют на грани рентабельности, поскольку ресторанный бизнес может таить много рисков для потенциальных инвесторов. Так, в России полностью отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере, подкрепленный многолетними традициями. Кроме того, в стране нет наработанной методологической базы, помогающей вести бизнес. К примеру, еще не разработана подробная классификация заведений - вместо нее есть простейшее перечисление: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Неудивительно, что многие инвесторы рассматривают рестораны как своего рода игрушки, которые, конечно, должны приносить деньги, но, что еще важнее, не требуют большого внимания".
"Российская Бизнес-газета" №807 (25)
26/07/2011